Народы Латинской Америки: уитото

Тотемы индейцев уитото из Бразилии
    В феврале текущего года мне довелось побывать в главном корпусе Этнологического музея Барселоны, который оставил двоякое впечатление. С одной стороны, для осмотра доступны всего три зала, не отличающиеся большим количеством экспонатов и качественной информацией, а с другой, – в первом зале, находящемся на полуподвальном уровне, собраны уникальные коллекции изделий ручной работы со всего мира. Среди экспонатов, расположенных в каком-то непостижимом обычным разумом порядке, есть каталонские игрушки, японская посуда, аллегорические храмы из перуанского Аякучо, а больше всего меня заинтересовали два чёрных деревянных тотема, изображающие мужчину и женщину, которые принадлежат культуре этноса уитото.

Дети народа уитото

Дети уитото

Этническая группа уитото

Семья уитото

    Существует несколько способов написания названия народа уитото: huitoto, witoto, uitoto, güitoto; также есть другие обозначения этноса – муруй-муйнане, ми-ка, ми-поде. Индейская группа является коренной для Колумбийской, Бразильской и Перуанской Амазонии, а её представители говорят на муруйском языке лингвистической семьи бора-уитото. Всего насчитывается чуть больше 9 тысяч уитото, большая часть которых проживает в Колумбии вдоль рек Какета, Путумайо и их притоков. В зависимости от района расположения в общинах используется тот или иной диалект.

Малока уитото

Малока

Жилые дома уитото

В деревне уитото

    Проживание в пределах Амазонской Трапеции помогло уитото долгое время оставаться изолированными от создания государств на Южноамериканском континенте и от всей колониальной системы. Они были практически невидимыми вплоть до конца XIX века, то есть вспышки добычи хинного дерева и каучука. Первым европейцем, который их посетил, был священник Феррер во время экспедиции по реке Путумайо в 1605 году, но только лишь в 1695 году индейская группа получила своё западное имя. После этого контактов с белыми не было до 1886 года, когда в амазонских джунглях начала работать команда перуанского торговца каучуком и основателя Casa Arana Хулио Сесара Араны. Сотрудники Casa Arana подвергали коренное население пыткам и эксплуатировали его по максимуму, в результате чего количество индейцев сократилось более чем на 40 тысяч. Уитото стремились избежать истребления и поднимали восстания, после чего сбегали в непроходимые участки лесов, и территория их проживания существенно изменилась. Негативное влияние на этническую группу также оказали вооружённый конфликт 1932 года между Колумбией и Перу и освоение лесных ресурсов с основанием населённых пунктов.

Малока

Малока

Устройство кухни уитото

Кухня внутри малоки

    Социальная организация уитото выстроена в виде патрилинейной системы. Главой семейного «блока» является старейший мужчина, обладающий обширными ритуальными знаниями, которые необходимы в повседневной и духовной жизни. Дома таких старейшин располагаются в центре жилых районов, а жильё молодых строится на периферии. Брак внутри «блока» заключаться не может, для этого выбираются «социально отдалённые» партнёры. Дом уитото называется малока, или хофомо, – это большая хижина, в которой проживает старейшая пара и несколько семей следующих поколений. Внутри малоки у каждой семьи есть отдельный очаг для приготовления пищи, для сна и отдыха в гамаках, а также для мужских собраний, во время которых передаются мифологические и космогонические знания предков под воздействием порошка мамбе (ипаду́) из амазонской коки и других растительных компонентов.

    Основу хозяйствования уитото составляет разработка земельных участков подсечно-огневым способом и выращивание горького и сладкого маниока, овощных бананов, тыквенных культур, кукурузы, перцев, бататов и ямса. Рядом с селениями также сажают табак, арахис, коку и плодовые деревья: авокадо, персиковую пальму, каимито, умари. Рацион дополняют сбором плодов, корений и личинок мохохоя, охотой, рыбалкой, разведением домашней птицы и мелкого скота. Земельные участки обрабатываются семьями, но некоторые владельцы зачастую просят соплеменников помочь с посадкой семян или уборкой урожая – такая работа проводится коллективно. Рыбалка тоже распространяется на всех членов общины, а вот охота – только мужское дело. Обычно добычей являются олени, тапиры, кабаны, паки, туканы, попугаи и волнистые скрытохвосты.

Маниоковая мука

Обжарка маниоковой муки

    Главный ингредиент кухни уитото – маниок. Горький корнеклубень служит для приготовления традиционного амазонского хлеба касабе – тонких лепёшек, диаметр которых в некоторых случаях может достигать метра. Со сладким маниоком делают больше блюд, но чаще всего просто отваривают и жарят, чтобы подать с рыбой и мясом, или превращают в поджаренную муку фаринью, а затем фарофу. В высокую амазонскую кухню, то есть в рестораны, перуанских, колумбийских и бразильских городов, из этнической гастрономии попали следующие блюда:

чичаррон из пираруку – кусочки рыбы, обвалянные в смеси пшеничной и кукурузной муки, приправленные солью и лимонным соком, которые зажарены до хрустящей корочки и сервированы жареным маниоком и свежим зелёным салатом;

Амазонские блюда из жареной рыбы

Рыба в стиле уитото

жареный бурый паку
– рыба, приготовленная на решётке с солью и лимонным соком либо нафаршированная овощами, которую подают с патаконами из овощного банана, салатом и картофелем на пару;

мокеадо – речная рыба, которую перед приготовлением солят и заворачивают в банановый лист, затем выкапывают яму в песке, также выстилают её банановыми листьями и кладут рыбу, закапывают и разводят сверху костёр; такое копчёно-жареная рыба подаётся с маниоком или жареным овощным бананом;

мохохой, уникальное блюдо, которое тоже предлагают в амазонских ресторанах – личинки пальмового жука-долгоносика, нанизанные на шпажки и зажаренные в виде экзотического шашлыка;

Маниоковый соус тукупи

Тукупи

Мякоть купуасу

Купуасу

соус тукупи
– жёлтый жидковатый соус, сделанный на основе ядовитого сока горького маниока, прошедшего специальную обработку для удаления токсинов;

крем купуасу – один из самых популярных десертов, который готовят из похожей на белый шоколад мякоти купуасу, сливок, сгущённого молока и корицы.

Ярумо - трубное дерево

Ярумо

Амазонские барабаны мангуаре

Мангуаре -
музыкальный инструмент уитото

    Ремесленные направления этнической группы схожи с их соседями по Амазонской Трапеции, народом тикуна, и все изделия ручной работы богаты символическим содержанием, в то время как форма, сырьё и цветовая гамма не очень разнообразны. В кустарных промыслах уитото используют растительные волокна, глину, древесину и кору, сохраняя особенности культуры предков, и изготавливают предметы повседневного бытового и церемониального назначения. Корзинщики плетут ёмкости, предназначенные для переноски и хранения урожая, из гибких ветвей ярумо (Cecropia peltata) – трубного дерева, пригодного и для изготовления охотничьих духовых ружей, а из пальмы кумаре (Astrocaryum aculeatum) – рюкзаки, сумки, рыболовные сети и гамаки. Окрашивают их натуральными красителями преимущественно в красный, чёрный и белый цвета и закрепляют краски липким соком дерева гуамо (Inga spuria). Гончарство – женское ремесло, из глины женщины делают кухонные и ритуальные кувшины, но промысел этот постепенно затухает, так как на смену глиняной посуде пришла алюминиевая и пластиковая. Мужчины из древесины и коры бальсы вырезают ритуальные маски, а из более плотной древесины разных видов – каноэ, тёрки для маниока, луки и стрелы, скамейки, музыкальные инструменты, курительные трубки, фигурки животных и посуду.

Этнический костюм уитото

Костюм уитото

    Этнический костюм, как и народные промыслы, претерпел трансформацию. В древности уитото носили только набедренные повязки, чтобы прикрыть гениталии. Сейчас же они используют обычную западную одежду, подходящую для жаркого климата, из дакрона и нейлона – футболки и шорты. Для праздников и завлечения туристов женщины одеваются в белые платья-туники с индейским орнаментом чёрного цвета, а мужчины носят подобие юбки из крашеной соломы и украшают себя головными уборами из перьев. Украшения из семян в общинах уже практически не делают, а покупают недорогую бижутерию в городах. И женщинам и мужчинам нравятся приятные природные ароматы, поэтому они делают собственную парфюмерию на основе пальмовых масел и экстрактов различных растений или также покупают духи в магазинах.

Амазонские индейцы уитото

Уитото

    Согласно мировоззрению уитото мир состоит из пяти частей. В центре находится часть, предназначенная для живых людей, – Анадико. Над ней находится «среднее небо», или царство Солнца, – Хусинамуи, которое видно с земли. Выше располагается «самое верхнее небо», где живёт высшее существо Сиинамо, похожее на паука, о котором ничего неизвестно. Под человеческим миром находится подземный мир первого порядка, или мир предков, Окинуэма, куда души возвращаются после смерти и откуда живые люди в древности вышли через пещеру на востоке. Самый низший уровень, или мир праотца Игори, наполнен огнём. Рассказы об этих мирах передаются из поколения в поколение и постепенно меняются, теряя авторитет. В наши дни некоторые уитото перенимают католические обычаи и отмечают такие праздники как Сан-Педро, Сан-Рафаэль, Рождество. Кроме них есть также праздничные обряды, посвящённые посеву, охоте, сбору арахиса.

Комментарии