Народы Латинской Америки: тикуна


Индейцы Колумбии: тикуна
Амазонская Трапеция – географический коридор в самой южной части колумбийского департамента Амазонас, между реками Путумайо на севере и Амазонкой на юге, где располагается город Летисия. Его административные и природные границы сложились действительно в форме трапеции, соединяющей Перу и Бразилию. Нетрудно предположить, что весь регион имеет общие климатические условия, флору и фауну, историю. Здесь же находится Национальный парк Амакаяку – одно из лучших мест Колумбии для экологического и этнического туризма, так как кроме защиты природы его функцией является сохранение культуры народа тикуна.


Индейцы Колумбии: тикуна

В Национальном парке Амакаяку

Народы Колумбии: тикуна

Женщины тикуна

Этнос тикуна занимает не только парк Амакаяку, его общины раскиданы и вдоль перуано-бразильской границы. Согласно устным легендам, передаваемым из поколения в поколение, давным-давно народ был расселён по всей Амазонии в верховьях впадающих в Амазонку рек и находился в состоянии постоянной войны с соседями и между собственными племенами. Главным его врагом являлись племена группы тупи-гуарани, жившие южнее и имевшие военное превосходство. Когда на Южноамериканском континенте появились португальские и голландские поселенцы, работорговцы и каучуковые эксплуататоры, враждебные племена, в частности, омагуа, оттеснили тикуну вглубь Амазонии. В наши дни тикуна вновь занимает исторические территории – численность этноса постепенно растёт. Сейчас насчитывается более 67 тысяч представителей этого народа, большая часть которого проживает в Бразилии, а в Перу и Колумбии – приблизительно по 10 тысяч человек. Говорят они на собственном изолированном языке тикуна.

Индейцы Колумбии: тикуна

Дети тикуна

Народы Колумбии: тикуна

Касик

Устные исторические предания подтверждаются европейцами, впервые столкнувшимися с народом тикуна в середине XVII века – тогда начались торговые контакты между аборигенами и колонизаторами. В летописях Кристобаля де Акуньи и Лауреано де ла Крус были даны описания не только воинственности индейцев, но и их стиля жизни: в 1630-1640 годах тикуна были полукочевым народом, занимавшимся, в основном, охотой. С прибытием католических миссионеров коренной этнос покинул свои селения и перебрался на берега Амазонки, но всё равно его численность значительно сократилась из-за эпидемий и работорговли. Изменился и бытовой уклад тикуны: общины стали оседлыми, а селяне стали заниматься земледелием и постепенно заменили охоту рыбной ловлей. Периодические набеги других племён, работорговцев и «каучуковых боссов» в XIX веке повлияли на их восприятие миссионеров – индейцы теперь в них видели защитников и стали присоединяться к миссиям, где научились сажать кукурузу, работать на лесозаготовках, разводить крупный рогатый скот.

Индейцы Колумбии: тикуна

Малока

Народы Колумбии: тикуна

Цветы мата-мата

Привычные овальные дома на несколько десятков человек, всю общину, тикуна заменили селениями с малоками на одну семью. Традиционная малока – деревянный дом вытянутой прямоугольной формы, который строится с учётом повышенной влажности в регионе. Большинству домов материалом ему служит древесина мата-мата (Gliricidia sepium), то есть, второе по многофункциональности дерево из семейства Бобовые, распространённое от Мексики до Колумбии: его цветы едят жареными, из листьев делают крысиный яд и инсектициды, а посадки молодых растений используют как живые изгороди и для обогащения почвы азотом. Перед спилом деревьев тикуна обязательно проводят ритуалы, в которых обращаются к природе с просьбой о прощении и удаче в делах, и работают с сырьём только в одном месте. После возведения стен на цементном фундаменте со сваями и каркаса двускатной крыши строение покрывают растительными материалами или листовым железом. Иногда жилище не имеют стен, и в таких случаях крышу подпирают высокие столбы. Внутри помещение делится на мужскую и женскую половины с зонами для приготовления пищи и для церемоний.

Индейцы Колумбии: тикуна

Тикунский перец - ахи

Население Колумбии: коренные народы

Кухня в малоке

Рядом с деревнями располагаются огороды – чагры, которые разбивают после вырубки леса и сжигания растительности. На этих участках сажают маниок и другие корнеплоды, бананы, кукурузу, сахарный тростник, перцы и фруктовые деревья, однако главный источник пищи – рыбалка. Тикуна ловят пираруку, красногрудого паку, килебрюхую милоссому, пираний и сомов. Кроме этого, они охотятся на тапиров, пекари, оленей, обезьян, различные виды грызунов, птиц и черепах. Типичными блюдами кухни тикуны являются следующие:
патараска – любая речная рыба, завёрнутая в лист калатеи и запечённая с пряностями на гриле или углях, которую подают с фариньей (измельчённым до муки маниоком), овощным бананом и тукупи (острым бульоном);
касабе – доиспанский вид выпечки из муки из горького маниока, представляющий собой тонкую лепёшку большого диаметра;
мохохой – личинки пальмовых жуков-долгоносиков, которые подаются жареными с салатом и куриным мясом или говядиной;
санкочо – суп с курицей, корнеплодами и ахи из чагры, или острыми перцами чили, одомашненными в Амазонии более 6,5 тысяч лет назад;
чичаррон – кусочки рыбы пираруку, обжаренные в панировке из маниоковой муки, которые подают с жареным маниоком и салатом;
пираманьолы – тефтели, сформированные из маниокового пюре с начинкой из мяса пираньи, обвалянные в фаринье;
всевозможные амазонские фрукты, включая купуасу, многочисленные пальмовые плоды, лукуму, кокону и другие.

Индейцы Бразилии: тикуна

Работа с чамбирой

Значительную часть своего времени тикуна посвящают ремесленничеству. Мужчины занимаются столярными и плотницкими работами, делают необходимые для рыбацкого промысла каноэ и вёсла и вырезают из древесины различные предметы быта. Они же производят и сувениры – фигурки обитающих в джунглях животных, используя для этого породы красного и чёрного дерева. Из древесины и коры фикусов мастера делают ритуальные маски, а ещё кора вечнозелёных растений им служит для выделки более 10 видов тканей разной текстуры и толщины, из которых шьют тонкие парадные наряды и толстые гобелены и одеяла. Женским промыслом являются производство бижутерии и работа с пальмовым волокном, в частности, с чамбирой, служащей для плетения гамаков, сумок и рюкзаков, корзин и других ёмкостей.

Индейцы Бразилии: тикуна

Девочка тикуна в
ритуальном танце

Нематериальная этническая культура по-прежнему поражает богатством проявлений. В мифологии тикуна главная роль отведена двум героям, Йои и Ипи. Первый из них был тем, кто выловил первого тикуну из красных вод ручья Эуаре, так как до этого все люди были рыбами, и, следуя из этого, Йои является отцом человечества. Интересно, что близ Сан-Жерониму есть священное место, где по преданию была найдена удочка Йои. Ипи, напротив, представляет собой образец непослушания и упрямства, дезорганизации. Тикуна верят и в прочих высших существ, однако христианство в их общинах тоже играет немалую роль, и по смешавшимся представлениям Йои – Христос. Посредником между духами и людьми, как у других амазонских народов, является шаман, прошедший строгое обучение у своего предшественника, тренировки и обряд посвящения. Самый яркий ритуал, проводимый шаманом, – превращение девочки в женщину во время первой менструации, для чего организуют гуляния, раскрашивают тело девочки и одевают её в лучшие одежды, лишают волос в знак преображения и на несколько дней отселяют в отдельное от семьи помещение.

Комментарии