Майя
– многочисленная группа этнических индейцев, насчитывающая, как минимум, шесть
миллионов человек, говорящих на 25 близких языках. Майянские
народы расселены по территории Гватемалы, Мексики, Белиза, Гондураса и
Сальвадора, при этом большинство из них живёт на мексиканском полуострове
Юкатан и в северных гватемальских департаментах, составляя более 65% населения этой страны. Из народов Гватемалы
мы уже рассматривали какчикелей и
малочисленный этнос шинка, а сегодня
обратимся к ишилям из группы майя, которые пострадали не только столетия назад
в период испанского завоевания, но и уже в наше время, пережив настоящий
геноцид в конце XX века.
|
"Треугольник ишилей" |
|
Чахуль |
Ишили
проживают в северной части Гватемалы и в небольшом анклаве на юге Мексики. Больше всего их насчитывается в
департаменте Киче в так называемом
«треугольнике ишилей» – районе между муниципалитетами Небах, Чахуль и Котцаль,
который был уже заселён в классический период цивилизации майя. Численность
ишилей – приблизительно 95 тысяч, и, возможно, это самый малочисленный из
майянских народов. Говорят они на собственном языке, принадлежащем к группе
майянских и похожем на киче и мамский.
|
Женщины из муниципалитета Чахуль |
|
Сумка ручной работы |
История
народа насыщена памятными событиями. Некоторые исследователи указывают на то,
что в «треугольнике ишилей» культурой майя впервые была одомашнена кукуруза –
на священном холме Паскаль-Абах её выращивали уже к 3500 году до нашей эры. В
конце первого тысячелетия до Рождества Христова область расселения этноса имела
прочные торговые связи с Чьяпасом, Петеном и горными районами Гватемалы.
Поворотным моментом ей развития стала испанская конкиста – с 1520-х годов на
протяжении нескольких лет она была зоной военных действий. Воины-ишили отчаянно
сопротивлялись захвату их территорий, но в декабре 1530 года были разбиты
отрядами испанцев, тлашкальцев и чолультеков под командованием капитанов
Франсиско де Ордунья и Франсиско де Кастельянос. За непокорность оставшихся в
живых индейцев превратили в рабов.
|
Женщина-ишиль при заслушивании свидетеля по делу отставного генерала Хосе Эфраина Риоса Моннта в Верховном Суде Гватемалы |
В
конце XX столетия народ ишиль пережил другую подобную
трагедию, или геноцид. В мае 2013 года над бывшим гватемальским президентом,
генералом Хосе Эфраином Риосом Моннтом, управлявшим страной с 1982 по 1983 год,
состоялся суд. Его привлекли к ответственности за военные преступления и
осудили на 80 лет тюремного заключения за активное разжигание гражданской войны
и доказанное истребление почти двух тысяч ишилей вследствие организации
антикоммунистического партизанского движения, хотя приговор был пересмотрен и
не приведён в исполнение. Участниками того движения изнасилованы и убиты сотни женщин
и несовершеннолетних девочек. Были доказаны и издевательства над беременными
женщинами, такие как вскрытие матки на глазах мужей и уничтожение плода – акты,
направленные не только на удовлетворение низменных потребностей, но и прямое
предотвращение увеличения численности конкретной народности. Те же партизаны
убивали и мужчин.
В
2009 году коммуна ишилей была признана Конвенцией №169 МОТ – основным
международным документом о правах коренных народов на землю, здоровье и
образование. В 2016 году его ратифицировали 22 государства. Несмотря на это,
многие из тех, кто подвергся репрессиям, продолжают мигрировать в другие, более
спокойные регионы, в основном, в Чьяпас.
|
Индейские хижины круглого типа |
|
Современное жилище ишилей
|
Выбор
строительных материалов для жилища в селениях ишилей, как и в любом другом
месте, зависит от доступного сырья. Раньше типичными индейскими домами были
круглые хижины с крышей, покрытой растительными материалами. В некоторых
деревнях их можно видеть до сих пор, но большинство строений сейчас имеет
прямоугольную форму и строится из самана, кирпичей и бетонных блоков, а крыша
покрывается тёмно-красной черепицей. Рядом с домами есть участок земли, предназначенный
для ведения хозяйства, – здесь стирают и сушат бельё, складывают дрова, готовят на
уличных печах, сажают огородные культуры и занимаются ремеслом. К главным
народным промыслам относятся работа с порохом, изготовление пиротехнических
изделий для престольных праздников, и ткачество. Особенно интересно
производство сумок и знаменитых женских головных уборов из Небаха.
|
Традиционный головной убор
|
Национальный
костюм – неотъемлемая часть культуры и самобытности ишилей. В нём важна каждая
деталь, каждый узор и его расцветка, при этом в разных муниципалитетах
используют разные цветовые гаммы.
|
Уипиль из Котцаля
|
В
муниципалитете Сан-Хуан-Котцаль женщины надевают приталенную блузу, уипиль, из
тонкой ткани преимущественно зелёных расцветок. Из аксессуаров выбирают
разноцветную головную ленту и серебряные ожерелья. Женщины из муниципалитета
Чахуль пользуются уипилями из белой ткани, вручную расшитыми фиолетовыми, пурпурными
и сиреневыми узорами. В мотивах преобладает двуглавый орёл, символизирующий силу.
Они также укрываются широкими палантинами, называемыми перрахе, которые
выполнены в тех же сиреневых и фиолетовых тонах. Голову обрамляют разноцветной
лентой с кисточками, а на шею надевают красные ожерелья с одной серебряной
монетой. Уипили из Небаха сочетают все цвета радуги с преимуществом красного. Мужская
одежда не варьируется в зависимости от места жительства. Для церемоний они
надевают белые брюки, светлую рубашку и пиджак из красного сукна с тёмными лацканами,
который называют котон. Костюм дополняют соломенной шляпой и домотканой сумкой.
|
Готовка бошболей |
|
Сбор кофе в Сан-Хуан-Котцаль
|
Основные
сельскохозяйственные культуры, возделываемые ишилями, – кукуруза, фасоль, перец,
тыква, картофель и разнообразные фрукты. К наиболее представительным блюдам
народа относятся бошболи с кукурузной начинкой, завёрнутые в молодые тыквенные
листья и приготовленные на пару. Готовят также и тамали с фасолевой начинкой –
вельциконы. Из напитков предпочитают атоле из кукурузы, фруктовые коктейли и
кофе. Больше всего кофе выращивают в муниципалитете Сан-Хуан-Котцаль – здесь, на
высоте от 1400 до 1700 м над уровнем моря, есть несколько частных гасиенд, где
всё производство осуществляется посредством ручного труда, от посадки до сбора
и сортировки зёрен. Особенность местного сорта – сладкий вкус с лёгкой
кислотностью и нотами какао, мёда и печенья.
|
На холме Паскаль-Абах |
Поскольку
народ ишиль происходит от древних майя, их религиозные обычаи и мировоззрение
очень сложны. Чего стоит одно только сочетание католицизма и шаманизма – в храмах
«треугольника» мессы проводятся одновременно с языческими ритуалами. Ишили
живут в тесной связи с природой, они благодарны ей за все предоставленные
ресурсы, а четыре цвета «божественной» кукурузы, белый, чёрный, жёлтый и
красный, отождествляют с четырьмя сторонами света. Священнослужители, проводя
церемонии, просят лишь благополучия и процветания для общины и хорошего урожая.
Другие ритуалы направлены на воздаяние благодарности за то, что община уже
получила. Одним из важнейших церемониальных мест является уже упомянутый священный
холм Паскаль-Абах недалеко от городка Чичикастенанго – место паломничества
ишилей и других майя.
Комментарии
Отправить комментарий