В
горах западной части Гватемалы и в небольшом анклаве на юге Мексики живёт народ
какчикели. Это довольно большая группа, имеющая собственный язык, на котором
говорят около 500 тысяч человек, а ткаже интересную историю, начавшуюся с
момента распада майянского государства. Вся доиспанская хроника и
мифологические эпосы какчикелей собраны и записаны грамотным францисканским
монахом Франсиско Эрнандесом Араной Чахила в виде сборника книг на
какчикельском языке «Мемориал Солола».
|
Какчикели |
Рукопись
«Мемориала», увидевшая свет в период с 1583 по 1604 год, первоначально
хранилась в Солола. Затем исторический документ перекочевал в монастырь
Сан-Франсиско в городе Гватемала, где в XIX
веке
его и обнаружил Шарль-Этьен Брассёр де Бурбур, опытный исследователь
доколумбовых цивилизаций и один из первых переводчиков майянского «Пополь-Вух».
Как и в легендарной летописи, в «Мемориале» указываются точные даты событий,
географические гватемальские названия, причины и способы миграции в горы,
упоминаются войны с киче, пипиль и цутухилями. В книги описывается и столица
царства Какчикель, Ишимче, название которой дословно означает «кукурузное
дерево».
|
Ишимче |
Некоторое
время какчикели были союзниками киче, ещё одной ветви этнической группы майя,
но рост военного потенциала и власти какчикельских вождей были восприняты очень
негативно и привели к серьёзной вражде. Ими было основано новое государство с
собственным административным центром. Но Ишимче недолго просуществовал в
качестве столицы, с 1524 по 1527 год, то есть уже во время активной колонизации
Америки и распространения оспы в Гватемале. В том же 1524 году город посетил
конкистадор Педро де Альварадо с предложением объединиться с испанцами для
завоевания других майянских царств. Индейцы очень хорошо приняли Альварадо, и
Ишимче даже был объявлен первой столицей Королевства Гватемала. Однако союз с
завоевателями не принёс ожидаемых результатов, альянс разорвали, и в 1527 году
какчикельская столица была сожжена.
|
Ишимче |
|
Действующий алтарь какчикелей в Ишимче |
В
1960-х годах руины Ишимче вошли в список национальных исторических памятников
Гватемалы. Археологический комплекс, расположенный в департаменте Чимальтенанго
вблизи города Текпан, включает несколько пирамидальных храмов, дворцов и два
поля для игры в мяч. Обнаруженные во время раскопок росписи свидетельствуют о
характере и способе человеческих жертвоприношениях, что достаточно часто
практиковалось у майя. На территории памятника есть также небольшой музей,
парковка, площадка для пикника и выставка найденных артефактов. Комплекс открыт
ежедневно, и его используют священнослужители из какчикелей для проведения
своих ритуалов – подношений богам в виде овощей, фруктов и мелких монет для
исполнения просьб, а также церемониальных танцев.
|
Таписка. Андрес Курручич (1891-1969), музей индейского костюма |
|
Таписка в Сан-Лукас-Толиман |
Большая
часть какчикелей проживает в 52 муниципалитетов гватемальских департаментов
Чимальтенанго, Солола, Гватемала, Сакатепекес, Эскуинтла, Баха-Верапас и
Сучитепекес. Этот этнос сосуществует в большой гармонии с природой, легко
адаптируется к новой эпохе и пытается сохранить исконные обычаи, многие из
которых уже являются только преданиями. Практикующиеся в настоящее время
ритуалы и церемонии основаны на принципах и ценностях мира и труда. Например, у
какчикелей есть такой обычай как Таписка (Ri Jäch’) – совместный сбор урожая
кукурузы. На Таписке присутствуют все члены общины, но обязанности разделяются:
мужчины уходят в поле ранним утром, а женщины остаются дома для приготовления
пищи, которую в полдень несут работающим. Часть еды остаётся для вечернего
праздника, когда собранный урожай вручается женщинам вместе с ритуальными
благовониями – для воздаяния благодарности богам.
|
Пепиан негро - одно из свадебных блюд |
Есть
у народа и другие обычаи. С большим размахом отмечается День Мёртвых, а также до сих пор сохраняется традиция сватовства,
когда родители жениха идут к родителям невесты просить руки избранницы. Жених
несёт подарки будущему тестю и тёще: овощи, фрукты, хлеб, шоколад, мясо, ликёры.
После принятия выкупа обсуждаются матримониальные планы на будущее и
устанавливается дата бракосочетания. За день до свадьбы жених должен принести
свадебный наряд невесты. Как правило, свадьбы проходят в католических храмах, а
после венчания начинается семейное гуляние с музыкой маримбы и чиримии, национальными
блюдами и традиционными напитками.
|
Ткачиха |
|
На продажу |
В
прошлом какчикели строили свои жилища из прутьев, обмазанных глиной, с одной
комнатой, утрамбованным земельным полом и двускатной пальмовой крышей. Сейчас
индейские общины состоят из саманных домов с одной-тремя комнатами, цементным
полом и черепичной или металлической кровлей. Более половины жилищ имеют
базовые коммуникации: электричество, водопровод и канализацию. Также у многих
семей в домах есть небольшие мастерские – часто они живут за счёт продажи
изделий ручного труда. Женщины обычно ткут на деревянных вертикальных станках. Сырьем, как правило, выступает промышленная пряжа, из которой
получают очень яркие предметы – национальную одежду какчикелей очень легко узнать по
пестроте и покрою. Мужчины занимаются гончарным промыслом, причём они производят
не только посуду, но и лепят яркие карнавальные маски. Глиняные изделия сушатся
на солнце, после чего обжигаются при температуре 800°С. Затем их покрывают эмалью
на основе свинца и снова обжигают.
|
Мильпа |
|
С дровами домой |
С
доиспанских времён какчикели придавали большое значение собственной земле и
работе на ней. Особенно были важны посадки кукурузы и возможность собирать
хворост для обогрева жилищ. В мильпах, то есть полях, возделывают не только
маис, но и фасоль, тыкву и другие овощи, из которых готовят следующие
национальные блюда:
|
Апасоте - мексиканский чай |
|
Пулике с веточкой апасоте |
пепиан
негро (pepian negro)
– праздничное блюдо с цыплёнком в густом и тёмном соусе с чайотом, луком,
тыквенными семечками, кунжутом, чили и прочими ингредиентами;
пулике
(pulique) – мясное блюдо с овощным соусом,
которое может быть приготовлено из цыплёнка, говядины или свинины с томатами,
чайотом, разными перцами, специями и травами, в том числе, мексиканским чаем,
называемым апасоте;
пепиан
колорадо (pepian colorado)
– мясо в очень остром соусе из разных сортов перца, томатов, физализа и других
компонентов, которое подаётся с гарниром из картофеля, стручковой фасоли,
моркови и чайота;
гисадо
(guisado) – овощное рагу из томатов, чили,
сладкого перца, лука, чеснока, к которому добавляют жареного цыплёнка и специи –
корицу, чёрный перец, лавровый лист и тимьян.
Комментарии
Отправить комментарий