Народы Латинской Америки: какчикели


Население Гватемалы: народ Какчикель
В горах западной части Гватемалы и в небольшом анклаве на юге Мексики живёт народ какчикели. Это довольно большая группа, имеющая собственный язык, на котором говорят около 500 тысяч человек, а ткаже интересную историю, начавшуюся с момента распада майянского государства. Вся доиспанская хроника и мифологические эпосы какчикелей собраны и записаны грамотным францисканским монахом Франсиско Эрнандесом Араной Чахила в виде сборника книг на какчикельском языке «Мемориал Солола».


Индейцы майя: какчикели

Какчикели

Рукопись «Мемориала», увидевшая свет в период с 1583 по 1604 год, первоначально хранилась в Солола. Затем исторический документ перекочевал в монастырь Сан-Франсиско в городе Гватемала, где в XIX веке его и обнаружил Шарль-Этьен Брассёр де Бурбур, опытный исследователь доколумбовых цивилизаций и один из первых переводчиков майянского «Пополь-Вух». Как и в легендарной летописи, в «Мемориале» указываются точные даты событий, географические гватемальские названия, причины и способы миграции в горы, упоминаются войны с киче, пипиль и цутухилями. В книги описывается и столица царства Какчикель, Ишимче, название которой дословно означает «кукурузное дерево».

Население Гватемалы: народ какчикель

Ишимче

Некоторое время какчикели были союзниками киче, ещё одной ветви этнической группы майя, но рост военного потенциала и власти какчикельских вождей были восприняты очень негативно и привели к серьёзной вражде. Ими было основано новое государство с собственным административным центром. Но Ишимче недолго просуществовал в качестве столицы, с 1524 по 1527 год, то есть уже во время активной колонизации Америки и распространения оспы в Гватемале. В том же 1524 году город посетил конкистадор Педро де Альварадо с предложением объединиться с испанцами для завоевания других майянских царств. Индейцы очень хорошо приняли Альварадо, и Ишимче даже был объявлен первой столицей Королевства Гватемала. Однако союз с завоевателями не принёс ожидаемых результатов, альянс разорвали, и в 1527 году какчикельская столица была сожжена.

Население Гватемалы: народ какчикель

Ишимче

Индейцы майя: какчикели

Действующий алтарь
какчикелей в
Ишимче

В 1960-х годах руины Ишимче вошли в список национальных исторических памятников Гватемалы. Археологический комплекс, расположенный в департаменте Чимальтенанго вблизи города Текпан, включает несколько пирамидальных храмов, дворцов и два поля для игры в мяч. Обнаруженные во время раскопок росписи свидетельствуют о характере и способе человеческих жертвоприношениях, что достаточно часто практиковалось у майя. На территории памятника есть также небольшой музей, парковка, площадка для пикника и выставка найденных артефактов. Комплекс открыт ежедневно, и его используют священнослужители из какчикелей для проведения своих ритуалов – подношений богам в виде овощей, фруктов и мелких монет для исполнения просьб, а также церемониальных танцев.

Население Гватемалы: народ какчикель

Таписка.
Андрес Курручич (1891-1969), музей
индейского костюма

Индейцы майя: какчикели

Таписка в Сан-Лукас-Толиман

Большая часть какчикелей проживает в 52 муниципалитетов гватемальских департаментов Чимальтенанго, Солола, Гватемала, Сакатепекес, Эскуинтла, Баха-Верапас и Сучитепекес. Этот этнос сосуществует в большой гармонии с природой, легко адаптируется к новой эпохе и пытается сохранить исконные обычаи, многие из которых уже являются только преданиями. Практикующиеся в настоящее время ритуалы и церемонии основаны на принципах и ценностях мира и труда. Например, у какчикелей есть такой обычай как Таписка (Ri Jäch’) – совместный сбор урожая кукурузы. На Таписке присутствуют все члены общины, но обязанности разделяются: мужчины уходят в поле ранним утром, а женщины остаются дома для приготовления пищи, которую в полдень несут работающим. Часть еды остаётся для вечернего праздника, когда собранный урожай вручается женщинам вместе с ритуальными благовониями – для воздаяния благодарности богам.

Индейцы майя: какчикели

Пепиан негро - одно из
свадебных блюд

Есть у народа и другие обычаи. С большим размахом отмечается День Мёртвых, а также до сих пор сохраняется традиция сватовства, когда родители жениха идут к родителям невесты просить руки избранницы. Жених несёт подарки будущему тестю и тёще: овощи, фрукты, хлеб, шоколад, мясо, ликёры. После принятия выкупа обсуждаются матримониальные планы на будущее и устанавливается дата бракосочетания. За день до свадьбы жених должен принести свадебный наряд невесты. Как правило, свадьбы проходят в католических храмах, а после венчания начинается семейное гуляние с музыкой маримбы и чиримии, национальными блюдами и традиционными напитками.

Население Гватемалы: народ Какчикель

Ткачиха

Индейцы майя: какчикели

На продажу

В прошлом какчикели строили свои жилища из прутьев, обмазанных глиной, с одной комнатой, утрамбованным земельным полом и двускатной пальмовой крышей. Сейчас индейские общины состоят из саманных домов с одной-тремя комнатами, цементным полом и черепичной или металлической кровлей. Более половины жилищ имеют базовые коммуникации: электричество, водопровод и канализацию. Также у многих семей в домах есть небольшие мастерские – часто они живут за счёт продажи изделий ручного труда. Женщины обычно ткут на деревянных вертикальных станках. Сырьем, как правило, выступает промышленная пряжа, из которой получают очень яркие предметы – национальную одежду какчикелей очень легко узнать по пестроте и покрою. Мужчины занимаются гончарным промыслом, причём они производят не только посуду, но и лепят яркие карнавальные маски. Глиняные изделия сушатся на солнце, после чего обжигаются при температуре 800°С. Затем их покрывают эмалью на основе свинца и снова обжигают.

Индейцы майя: какчикели

Мильпа

Население Гватемалы: народ Какчикель

С дровами домой

С доиспанских времён какчикели придавали большое значение собственной земле и работе на ней. Особенно были важны посадки кукурузы и возможность собирать хворост для обогрева жилищ. В мильпах, то есть полях, возделывают не только маис, но и фасоль, тыкву и другие овощи, из которых готовят следующие национальные блюда:

Население Гватемалы: народ какчикель

Апасоте - мексиканский чай

Индейцы майя: какчикели

Пулике с веточкой
апасоте

пепиан негро (pepian negro) – праздничное блюдо с цыплёнком в густом и тёмном соусе с чайотом, луком, тыквенными семечками, кунжутом, чили и прочими ингредиентами;
пулике (pulique) – мясное блюдо с овощным соусом, которое может быть приготовлено из цыплёнка, говядины или свинины с томатами, чайотом, разными перцами, специями и травами, в том числе, мексиканским чаем, называемым апасоте;
пепиан колорадо (pepian colorado) – мясо в очень остром соусе из разных сортов перца, томатов, физализа и других компонентов, которое подаётся с гарниром из картофеля, стручковой фасоли, моркови и чайота;
гисадо (guisado) – овощное рагу из томатов, чили, сладкого перца, лука, чеснока, к которому добавляют жареного цыплёнка и специи – корицу, чёрный перец, лавровый лист и тимьян.

Комментарии