![]() |
Женщина из этноса какчикелей |
Сакатепекес
– один из гватемальских департаментов с наиболее богатым культурным наследием.
Населяющие его какчикели, этнически относящиеся к группе майя, сохраняют
множество древних обычаев предков, сходных с майянскими ритуалами полуострова
Юкатан в Мексике. Из всех фольклорных традиций самой колоритной является
празднование Дня Мёртвых, или Дня Всех Святых, символизирующее связь между
миром живых и миром мёртвых.
![]() |
Фиамбре - ритуальная пища |
Торжественный
ритуал начинается на восходе солнца 1-го ноября. Считается, что в этот день
душам усопших даётся разрешение навестить живых близких и побыть с ними в
течение суток. Для возвращающихся из иного мира путь отмечается цветами, их
раскладывают во внутренних помещениях домов и расставляют букеты на подоконниках,
демонстрируя тем самым уважение и заботу. В домах столы застилаются белыми
скатертями и на них оформляются алтари, украшенные цветочными гирляндами, статуэтками
святых, свечами, фотографиями умерших и их вещами, любимыми при жизни.
![]() |
Атоль шуко - ритуальный напиток |
Отдельная
традиция – приготовление ритуальной пищи. В колониальные времена, когда
индейский культ мёртвых прочно объединился с католическим праздником Всех
Святых, появилось блюдо фиамбре (fiambre), похожее на
салат, который может содержать до 50 различных компонентов: холодное мясо,
колбасы и ветчины, сыры, яйца, овощи и зелень. Нарезанные ингредиенты красиво
выкладываются на глиняные подносы, которые оставляют на домашнем алтаре или
несут на кладбище вместе с прочими закусками и напитками, чтобы помянуть
умерших родственников и друзей. В глубоких глиняных горшках варят пулике (pulique) – соус из томатов, физалиса, чили,
лука и чеснока с аннато, придающим характерный цвет, и кукурузной мукой, дающей
густую консистенцию. Другие ритуальные блюда – овощное рагу игуаште (iguashte), куриный бульон (caldo de
gallina), фаршированные перцы (chile relleno)
и соцветия пакайи, гватемальской «горной кукурузы», покрытые кляром (pacaya). Традиционным напитком торжества является
атоль-шуко (atol shuco)
из ферментированной кукурузы, воды, соли и жареных семян сквоша.
![]() |
Подготовка цветов ко Дню Мёртвых |
Легенда
Сакатепекеса гласит, что однажды вернувшимися в мир живых душами обуял злой дух,
который очень мешал добрым людям и приносил несчастья. Тогда какчикели пошли к
шаманам общины и попросили помочь изгнать зло с их земли. Шаманы поняли, что
духи боятся шума бумаги на ветру, и предложили поселенцам сделать воздушных
змеев и запускать их на кладбищах. Дата появления этой традиции неизвестна, но
в настоящее время шоу гигантских воздушных змеев превратилось в ежегодный Фестиваль-де-Баррителес,
объявленный культурным наследием нации в 1998 году.
Подготовка
к Фестивалю начинается за три-четыре месяца до Дня Мёртвых, и в это время
будущие конкурсанты строят чертежи и разрабатывают дизайн и орнаменты воздушных
гигантов. Раньше змеи изготавливались из натуральных материалов: домотканого
текстиля и бумаги, клея из маниоковой муки с лимонной цедрой, гибких тутовых
стеблей и волокон агавы. Основой современных воздушных змеев являются
бамбуковая бумага и шёлк, а их размеры варьируются от 1 до 19 метров в
диаметре. На самых больших из них пишутся послания, символизирующие мир, братство
и равенство. Проходит Фестиваль под весёлую музыку маримбы и песнопения на холме
возле кладбища муниципалитета Сантьяго-Сакатепекес, который в народе ласково
именуется «колыбелью гигантских бабочек».
![]() |
Гигантские воздушные змеи. Сантьяго-Сакатепекес
|
Вечером
Дня Мёртвых проводится ритуал Бохой-Майе, участниками которого являются члены
братства Святого Михаила Архангела. Братья, несущие статую Святого, заходят в
дома католиков, приветствуют их жителей, а те, в свою очередь, одаривают
милостыней – варёной кукурузой и ритуальным блюдами. Если же братьям не дают
ничего из еды, то они просят глиняный горшок, чтобы разбить его на улице.
Процессия всегда сопровождается игрой на аккордеонах и песнями.
Комментарии
Отправить комментарий