Народы Латинской Америки: шинка


Народы Гватемалы: этнос шинка
В 900-1100 годах нашей эры в той части Центральной Америки, которая сейчас принадлежит Сальвадору, Гондурасу и Гватемале, расцвела культура этноса, не принадлежащего ни к одной из обитающих там языковых групп, – шинка. Представители этой этнической группы разговаривали на четырёх очень близких между собой языках, которые не были ни ацтекскими, ни майя, ни майя-киче. В настоящее время один из них уже мёртв, а остальные, представленные только в Гватемале, находятся на грани исчезновения. По приблизительным подсчётам численность шинка составляет немногим более 15 тысяч человек, из которых на родном наречии говорят около 1200. Другие же исследования утверждают, что только небольшая группа старейшин из 10 жителей Хумайтепеке в гватемальском департаменте Санта-Роса использует язык шинка.


Народы Гватемалы: этнос шинка
До появления испанских колонизаторов территория расселения шинка простиралась от побережья Тихого океана до гор департамента Халапа. В 1524 году между индейцами и отрядами конкистадора Педро де Альварадо произошла жестокая битва, в результате которой численность коренного населения значительно уменьшилась, и многие попали в рабство. Процесс сокращения количества шинка ускорился после 1575 года, когда индейцев начали переселять, вытесняя из родных земель. Сейчас эта самая маленькая из этнических групп Гватемалы проживает, в основном, в департаментах Санта-Роса и Хутьяпа, а в Сальвадоре и Гондурасе она не представлена.

Самым важным городом шинка был ныне исчезнувший Атикипаке, который располагался на земле современного муниципалитета Ташиско. Отряд Педро де Альварадо, сопровождаемый тысячами индейских воинов из Мексики, уничтожил его 26 мая 1524 года. Сам конкистадор писал, что индейцы, не похожие на майя, сражались отчаянно, используя отравленные копья и стрелы. После подавления Атикипаке захватчики победили защитников другого города, Тлакуйлула, и обязали жителей платить испанцам дань в виде натурального оброка – какао, хлопка, соли, ванили. Исторических архитектурных объектов шинка не осталось, но есть несколько священных мест, посещаемых старейшинами для проведения церемоний.

Народ шинка в Гватемале

Хумайтепеке

Права коренных народов Гватемалы были закреплены Соглашением об аутентичности в 1995 году. После официального признания шинка начали участвовать в политической жизни страны, их управляющий политический орган называется CONXIG – Консенсус единства народа шинка в Гватемале, являющийся первым парламентом коренных народов.

Население и этнический состав Гватемалы

Богиня Луна

Религия, которую практикует этот этнос, – язычество, соединённое с христианством. Их древние ритуалы, известные по немногочисленным археологическим находкам, были довольно простыми и состояли из интерпретации природных явлений. По мере развития астрономических знаний усложнялись и мировоззрение, и мифология. У шинка появилась каста священнослужителей, а религия стала одной из самых загадочных в Мезоамерике. Многие божества получили двойственные начала: наполовину мужчина, наполовину женщина или и стар, и молод одновременно. Обряды и церемонии подчинялись лунному календарю из 360 дней и никогда не включали человеческие жертвоприношения. В повседневной жизни о божествах не говорят, поэтому о них известно мало. Пантеон возглавляет божество «Всевидящее Око», властелин неба, воды и земли, изобретатель языков, даритель искусств и генерал небесной армии, а сопровождает его созидательная энергия Эне-Пулай. Верховного бога изображают с двумя головами, а его дочерью считается Луна – властительница морских приливов, плодородия, рождения и смерти.

После испанского завоевания произошло слияние языческого культа и католичества. Небо в представлениях шинка отождествляется с Богом-Отцом, Солнце – с Иисусом Христом, звёзды – с Девой Марией и святыми. Каждая община считается церемониальным центром со своими священными местами, где старейшины проводят духовные ритуалы. Например, в деревне Иштауаль муниципалитета Сан-Хуан-Текуако есть сакральные пещеры в скалах, где для духов на камнях оставляют тамали, а в деревне Синакантан муниципалитета Чикимулилья священным считается камень, покрытый до сих пор нерасшифрованными письменами. Подобные места находятся также в общинах Хумайтепеке, Камалоте, Маргаритас и других.

Население и этнический состав Гватемалы

Сушка адобе

Индейское жилище

В приусадебном хозяйстве

В индейских общинах нет грандиозных построек. Традиционные деревенские дома строятся из адобе, то есть строительного материала в виде блоков из глины, песка и соломы, замешанных на воде, а иногда и помёте домашних животных. Сушатся такие кирпичи на солнце, а их главное свойство – низкая теплопроводность. Крышу обычно делают двухскатной, покрывая её черепицей, соломой или пальмовыми ветвями. Рядом с домами на приусадебном участке размещают хозяйственные пристройки, в которых содержат скот, хранят съестные припасы и занимаются ремесленничеством.

Индейское жилище

Жилище

Индейская пища

На поле

Улицы, на которых располагаются индейские жилища, выкладываются небольшими булыжниками. Рядом с деревнями простираются поля, где  выращивают несколько сортов кукурузы, бобовые и овощные культуры, зелень, а также какао и кофе. Интересно, что почти все сельскохозяйственные термины заимствованы из языка майя, поэтому исследователи этой культуры предполагают, что в древности шинка не были земледельцами, а переняли знания и умения у своих соседей с Юкатана.

Что едят народы Гватемалы

Индейская пища

Традиционная кухня очень богата, так как в ней используются все природные ресурсы. Одно из типичных блюд – бульон чипилин из растительных ингредиентов, тыквенных листьев, цветов и листьев лороко. Мясо также является важной частью кулинарии шинка, особенно свинина, с которой варят насыщенные бульоны и острые гуляши. Все блюда сопровождаются классическими кукурузными и пшеничными пресными лепёшками на воде и разнообразными тамалями, к которым добавляются горячий сладкий шоколад и натуральный пчелиный мёд.

Национальные костюмы народов Гватемалы
Национальные костюмы народов Гватемалы

Мужской национальный костюм состоит из белой рубашки и укороченных белых брюк из хлопковых тканей. На поясе – красный кушак, рядом с которым привязывают мешочек для денег, мачете и текомате, то есть сосуд для воды, а в качестве головного убора используют плетёные соломенные шляпы. Одежда старейшин отличается от других членов общины. Голову покрывают яркие цветастые платки, преимущественно красных и синих оттенков, также носят тёмные куртки с вышивкой. Молодые девушки и женщины одеваются в белые одежды с красными аксессуарами – тканевыми поясами, лентами и бусами. Женщины в возрасте могут носить как тёмную одежду с индейскими орнаментами, так и светлую.

Ритуалы народов Гватемалы

Ритуалы народов Гватемалы

Церемонии, которые проводят старейшины общин, обычно заключаются в просьбах, обращённых к Создателю, и в воздаянии благодарности духам за помощь. Чаще всего шинка просят богов о дожде или, наоборот, остановить слишком большой поток воды, чтобы тот не загубил урожай. Для почитания богов есть множество танцев, например, танец Луны или танец просьбы о воде. Исполняются они вдали от жилищ у священных мест, а предваряют танцы обряды изгнания злых духов.

Комментарии