Фольклор и праздники департамента Хутьяпа


Мужчины шинка

    Хутьяпа – красивый, богатый горами и озёрами юго-восточный департамент Гватемалы, вытянувшийся вдоль сальвадорской границы и выходящий на побережье Тихого океана. «Колыбелью солнца» ласково называют его коренные жители – индейцы этнических групп чорти, принадлежащие к ветви майя, и шинка, происхождение которых неизвестно. Шинка относятся к почти исчезнувшему народу, поэтому гватемальское правительство прикладывает все возможные усилия для сохранения его культуры, языка и фольклора.

Женщины чорти

    Известно, что на шинка разговаривают всего несколько человек, многие из которых старше 80 лет. Лингвисты-историки пытаются визуализировать язык и закрепить фольклорные традиции, в частности, танцевальные, для передачи их последующим поколениям. Более всего это удаётся делать в поселениях Чикимулилья, Санта-Роса, Сан-Себастьян и Сантьяго, где каждая фиеста и религиозный праздник подчёркнуты культурой шинка, выраженной в народных танцах и костюмах.

    Индейцы этой этнической группы очень религиозны, и их вера является смесью католических и древних языческих убеждений. На своих встречах, проходящих вдали от поселений, чтобы избежать отвлекающих факторов, старейшины общин просят Бога о помощи в полевых работах и о дожде. Молодое мужское поколение помогает в этом, исполняя танец Просьбы воды, перед началом которого отпугивают злых духов. Для этого они поднимают вверх набедренные повязки и совершают крестообразные движения. Во время исполнения самого танца двое старейшин разговаривают на своём языке, обращая просьбы о воде к Создателю, а по его завершению все поднимают руки к небу, произнося фразу на шинка: «До свидания, братья мои».

Чаша гуакаль

    В Санта-Росе каждые два года меняют главу поселения. Ответственное лицо, которое должно уйти в отставку, имеет право передать власть преемнику. Ритуал передачи заключается в подношении чаши гуакаль (из оболочки плода калебасового дерева), наполненной горячей водой, шоколадом либо иштауалой, чтобы новый правитель раздал напиток своим товарищам. Процесс проходит под музыку флейты и маримбы с барабанной дробью, а члены общины в этот момент исполняют церемониальный танец Передачи полномочий.

Участник танца Тусы

    Очень интересным и весёлым является танец Тусы, характерный для периода сбора урожая. Туса – сухой кукурузный лист, прикрывающий початок, который часто используется в региональной кулинарии для заворачивания пищи. Лист передаётся из рук в руки участникам танцевальной группы, и тот, на ком передача останавливается, становится должником – его просят прочитать стихи, спеть, изобразить эмоции мимикой, проиллюстрировать повадки животных. Танец исполняется под быстрые мелодии, и в нём участвуют как мужчины, так и женщины, но он не является парным. Очень большое значение для его исполнения имеет одежда: белого цвета для всех участников с красными аксессуарами – лентами для волос у женщин и кушаками у мужчин.

    Танец Луны относится к уже вымершим традициям. В культуре шинка он означал круг из шести пар, ритмично поворачивающихся под музыку гитар и аккордеонов. Запускал круг распорядитель, стоявший в его центре. Когда цикл движения заканчивался, пары расходились, и на их место заступали другие, причём участниками были члены общины всех возрастов, от стариков до детей. Для исполнения танца женщины одевались в длинные платья ярких расцветок с множеством украшений, у мужчин же специального костюма не было. Танец Луны был частью семейных праздников, таких как дни рождения или свадьбы. Если его исполняли на свадьбе, то распорядителем был отец невесты.

    Самым часто практикующимся во время семейных и религиозных празднеств Хутьяпы стал танец Тустле. Его характеризуют музыка гитар, флейт, аккордеонов и элегантные ритмичные шажки танцующих пар, держащихся за руки. Одной из особенностей танца являются метафоричные фразы, которыми обмениваются участники. Так, мужчина может сказать: «Здесь я попрощаюсь с веточкой амате (дерево из рода фикусов, сок которого используется шаманами) и не выйду, пока твои руки не убьют меня». Девушка парирует: «Здесь я попрощаюсь с веточкой розмарина для тех мужчин, которые влюбляются, будучи бедными». Зрители наблюдают за происходящим и аплодируют наиболее удачному высказыванию. Женский танцевальный костюм состоит из пёстрого длинного платья, а мужской – из белой рубашки с коротким рукавом, укороченных хлопчатобумажных брюк и красного пояса.

    В устном народном творчестве шинка, живущих в Асунсьон-Мита, сохраняется легенда о прекрасном ручье, появившемся в результате трагической любви гватемальской принцессы Ататупы. Ататупа была любимой дочерью вождя и славилась непревзойдённой красотой в своём горном районе, из-за которой все вожди окрестных индейских племён хотели на ней жениться. Сама же принцесса влюбилась в юношу из дальних краёв, и когда отец узнал об этом, то очень рассердился, не одобрив отношения. Девушка молило о снисхождении, но не смогла смягчить сердце отца и серьёзно заболела. Принцесса пошла оплакивать свои несчастья на берег небольшого источника, где очень много плакала, и её слёзы образовали ручей, который никогда не замерзает и отличается тёплой и солоноватой водой. Говорят, что мужчины, искупавшиеся в нём, обязательно женятся на девушке из Миты, а сделать это очень просто – в настоящее время на ручье распроложен спа-центр с прекрасным бассейном.

Основные праздники департамента Хутьяпа:

6 января – Рейес-Магос в Агуа-Бланка,
4 февраля – Дева Мария Пьедад в Сан-Хосе-де-Акатемпа,
11 февраля – Богоматерь Лурдская в Эль-Прогресо,
18 февраля – Сан-Симон в Сапотитлане,
5 марта – Сан-Николас-Талането в Хересе,
14 марта – Сан-Хуан-Баутиста в Моюте,
19 марта – Сан-Хосе-Обреро в Эль-Аделанто,
24-25 июля – день святого покровителя департамента, Сан-Кристобаль,
15 августа – Вознесение Девы Марии в Асунсьон-Мита,
4 октября – Сан-Франсиско в Пасако,
18 октября – Сан-Лукас в Йупильтепеке,
5 ноября – Сан-Николас в Атескатемпе,
25 ноября – Санта-Катарина,
8 декабря – Непорочное Зачатие,
21 декабря – Санто-Томас в Хальпатагуа.

Комментарии