Из-за
сходства со столицей Империи Инков грандиозный по своему архитектурному
великолепию город Томебамба называли вторым Куско. Он был северным административным
имперским центром, о котором колониальный летописец Педро Сьеса де Леон писал,
что в нём было выстроено много дворцов из искусно обработанных камней, храмов
из мрамора, постоялых дворов для войск. Всё это величие уничтожила гражданская
война инков и испанская конкиста, а через 20 лет после завоевания на древних
руинах был отстроен новый город, Куэнка, – столица провинции Асуай, «Афины
Эквадора».
 |
Куэнка |
 |
Ингапирка |
Томебамба
был выстроен ещё до завоевания инками народом каньяри – древними обитателями
современных провинций Асуай, Каньяр, частично Чимборасо, Эль-Оро и
Морона-Сантьяго, то есть в эквадорской Сьерре с холодным климатом. Историки
обнаружили, что наивысший расцвет их культуры пришёлся на период с 500 года
нашей эры до вхождения в состав Империи Инков, и кроме Томебамбы этот народ
оставил после себя множество военных сооружений, в частности, крепость
Ингапирка. Об этимологии слова «каньяри» можно прочитать здесь.
 |
В провинции Асуай |
Древний
язык каньяри сейчас мёртв – из-за частых переселений и смены правительств этнос
был вынужден адаптироваться к меняющимся условиям. В настоящее время численность
коренного населения провинций Асуай и Каньяри составляет около 150 тысяч
человек, а говорят они на кечуа и испанском, сохраняя некоторую терминологию
древнего языка.
 |
Мастерицы |
Считается,
что в прошлом правительство каньяри было федеральной монархией. Государство
делилось на несколько поместий (касикств), которыми управляли касики, неравные
по статусу и богатству. Объединялись они лишь в случае войн, во время
паломничества к священным местам или для обсуждения некоторых насущных проблем.
Власть от отца-касика передавалась старшему сыну, рождённому от главной жены, –
у этого народа практиковалось многожёнство.
 |
Изделия гончаров каньяри |
 |
Праздничные костюмы |
Каньяри
всегда были умелыми ремесленниками, что мы можем видеть и сегодня. Их главными
промыслами являются ткачество с использованием шерсти, вышивка, плетение корзин
и шляп, гончарное дело. Глина применяется и как строительный материал при возведении
жилищ. Традиционный дом каньяри строится доиспанским способом: из камней и
глины прямоугольной формы с двускатной или четырёхскатной высокой крышей,
покрытой тростником или черепицей. Пол делают земельный с кострой. В доме две
комнаты – спальня и кухня. Без сомнения, кухня играет самую важную роль, ведь в
этом помещении идёт вся главная работа по дому и стоит тульпа – печь для
обогрева и очаг для приготовления пищи, в дыму от которого также готовят некоторые
продукты. Некоторые хозяйки на кухне устраивают куйеро, то есть загон для
морских свинок, и угол для кур – куша. Здесь же стоит ашунга, неглубокая корзина
для вызревания сыров, а ткацкие станки размещают в коридоре.
 |
Традиционное жилище. Ингапирка |
Возле
своих домов каньяри выращивают картофель, кукурузу, фасоль, тыквы, уллюко, оку
и анью, то есть в их питании, как и у большинства высокогорных народов Анд, в
питании преобладают клубни. Растительную пищу сочетают с говядиной, свининой,
бараниной и мясом морских свинок. Самым распространённым напитком является
чича-де-хора, которую готовят в больших глиняных бочках. Подробнее о кухне
народа каньяри можно прочитать на страницах провинций Асуай и Каньяр.
 |
Инти-Райми. Ингапирка |
Подавляющее
большинство каньяри – католики, но в их культуре важное место продолжают
занимать обычаи предков. В Томебамбе главным был храм Солнца, Инти. Также
древние индейцы поклонялись Маме Килье и Виракоче. В честь Инти в Эквадоре до
сих пор проводят праздник Солнца и урожая Инти-Райми – наследие инков. Другими
важными праздниками являются карнавал Фиеста-дель-Тайта, Павкар-Райми, Эль-Пасе-дель-Ниньо, Килья-Райми.
Комментарии
Отправить комментарий