Майя
– группа народностей, объединённая тысячелетней историей и общей территорией
проживания на юго-востоке Мексики и в Гватемале. Некогда могущественная
майянская культура развивалась также в Белизе, Сальвадоре и Гондурасе, но
большинство её потомков сейчас сконцентрировано на полуострове Юкатан и севере
Гватемалы. Одним из многочисленных представителей группы является этнос чух,
занимающий несколько муниципалитетов гватемальского
департамента Уэуэтенанго и небольшую часть мексиканского
штата Чьяпас. Не следует считать, что этот народ живёт анклавом, – напротив, он
соседствует с киче, мам, акатеками и другими майя. Всего насчитывается около 68
тысяч человек, причисляющих себя к нему, более 64 тысяч в Уэуэтенанго и более 3
тысяч в Чьяпасе, а говорят они на испанском и собственном языке чух,
относящемся к канхобаль-чухской ветви майянских языков.
|
Женщина чух в традиционном головном уборе |
|
Храм Катепан в археологическом комплексе Сан-Матео-Иштатан |
Этнос
чух уже существовал в последний, постклассический период развития
мезоамериканских цивилизаций, то есть, с начала падения великих мегаполисов в VIII-X веках до
уничтожения индейской государственности после испанского завоевания. Вполне
возможно, что он образовался из четырёх этнических групп, отвоевавших в
классический период территорию современных муниципалитетов Сан-Матео-Иштатан,
Сан-Себастьян-Коатан, Санта-Эулалия и Нентон. В Иштатане на высоте 2540 м над
уровнем моря сохраняется одноимённая археологическая зона – неисследованный
археологами комплекс сооружений, самая большая структура которого на языке чух называется
Йол-Ку – «На Солнце», или Вайхаклахун –
«Восемнадцать». Рядом с пирамидой, служившей астрономической обсерваторией,
располагаются курганы и храм Катепан, или «Старый храм». Место исторического
центра чухской культуры выбрано очень удачно – на вершине горы с захватывающими
пейзажами, а его название Иштатан происходит от обнаруженных по близости
солончаков и означает «Земля соли».
|
Дети чух |
В
начале испанской колонизации чухи пытались сопротивляться, но их войска были
просто уничтожены. Численность населения сокращалась и из-за принесённых из
Европы болезней, и из-за голода: если некоторые народности сумели сохранить
неплохие земли, то эта их потеряла. Уже в период гражданской войны в Гватемале,
продолжавшейся 36 лет с 1960 по 1996 годы, многие представители этноса мигрировали
в Мексику, чтобы спасти свои жизни, а в наши дни из-за крайней бедности
мигрируют в США.
|
Жилище |
|
Традиционная галерея |
Традиционное
жилище чухов строится из материалов, применение которых логично для той или
иной местности. Поскольку они живут в горных областях со значительным перепадом
высот, то в более тёплых погодных условиях их дом, скорей всего, будет построен
из самана с крытой соломой или пальмовыми листьями крышей, а в более высоких
районах – из самана, кирпича или бетонных блоков с крышей из листового железа. Скат
крыши, который зарывает стену фасада с входной дверью, поддерживается тонкими
колоннами и служит галереей. Эти дома невысокие, а внутри посередине жилого
пространства расположена печь. Вдоль стен расставляют нехитрую мебель:
деревянные столы, стулья и кровати. Социальная организация этноса – нуклеарные
семьи. После свадьбы, которую отмечают небольшой вечеринкой, девушка приводится
в дом отца жениха, где молодые супруги живут около года. Если отношения между
супругами складываются хорошо, то по прошествии этого времени они переезжают в
собственное жилище с небольшим подсобным хозяйством.
|
Кукуруза - незаменимый продукт земледелия |
|
Приготовление тортилий |
Большинство
чухов занимаются сельским хозяйством и выращивают кукурузу, бобовые культуры,
рис, тыквы, некоторые разводят свиней, овец и домашнюю птицу. Их этническая
кухня похожа на общемайянскую гастрономию и включает не только продукцию
земледелия и животноводства, но и дикорастущие травы, фрукты и грибы, а также
мигрирующих стрекоз. Популярными блюдами являются тамали – чучиты с начинкой из
говяжьего или свиного фарша, мясо цыплёнка в густом соусе, кукурузные лепёшки с
различными наполнениями и кукурузные напитки. Тантут – типичное блюдо из
варёной белой или красной фасоли в томатной подливе с курицей или свининой.
Более подробно о гастрономических особенностях здесь.
|
Вышивка уипиля |
|
Вариант женского национального костюма |
Культура
народа чух очень богата и другими традициями. При посещении селений первое, что
бросается в глаза, – яркость красок национальных женских костюмов. Женская рубашка,
по обычаю майя называемая уипиль, представляет собой сложною конструкцию из
вышитой вручную манишки в форме полумесяца и белой хлопковой основы. Манишка
декорируется геометрическим орнаментом, в котором преобладают оттенки красного
и оранжевого цветов. Её размер может быть разным в зависимости от
предназначения уипиля. Белая основа расшивается цветочным орнаментом и/или
фигурами обитающих в области животных. Вниз женщины надевают хлопчатобумажные
юбки с запахом длиной по щиколотку, и в их отделке преобладают тёмные зелёные и
синие тона. Иногда из такой ткани шьют платья. Головными уборами служат
различного вида разноцветные повязки с декоративными деталями в виде маленьких
помпонов. Мужская тёплая кофта называется капишай – это изделие из овечьей
шерсти чёрного или тёмно-коричневого цвета с большим карманом впереди, украшенное
светлым орнаментом или тесьмой. Их надевают на белые лёгкие рубашки только по
праздникам, так как в целом мужчины менее склонны носить национальный костюм.
|
Ритуал Дня Мёртвых |
|
Мужской и женский национальные костюмы |
Кроме
работы над предметами одежды ремесленницы этноса чух занимаются гончарным
делом. В их мастерских производятся глазурованные керамические изделия, такие как
блюда, чашки, статуэтки, и простые утилитарные вещи: комали для кухни, горшки и
кастрюли. Часть ремесленниц использует нити из волокон агавы для вязания сумок,
рюкзаков и сетей, а некоторые производят восковые свечи – незаменимые атрибуты
одного из важнейшего праздника чухской культуры, Дня Мёртвых. Смерть для чухов
всегда была явлением, которому поклонялись, ведь это переход в другую
реальность. Эта другая реальность с введением католической религии соединилась
с христианским понятием рая – в области расселения этноса обязанность по
евангелизации взял на себя Орден мерседариев. Пасторов не хватало, но Церковь
должна была оставить своего представителя в каждом приходе для проведения
литургии, и благодаря этому во многих местах ими стали мастера хорового пения
из местной правящей элиты. До сих пор такой мастер, называемый маштол,
почитается как образованный человек с особыми умениями, а в День Мёртвых он
ведёт церемонию препровождения душ за пределы человеческого понимания.
|
Яламбохоч |
Народ
чух живёт на прекрасной земле, их селения расположены в горах, покрытых
тропическим облачным лесом, в окружении заповедников, озёр, сенотов и руин. Однако
ежедневно они сталкиваются с многочисленными проблемами, главные из которых –
нищета, отсутствие качественной медицинской помощи, отток населения в более
развитые районы. Чухи считают, что в последние десятилетие государство просто
забыло о них, предоставив самим заботиться о способах выживания. Многим из них
хотелось бы привлекать туристов своей культурой, богатой природой и
археологическими памятниками, так же, как в Петене и мексиканских комплексах
пирамид. Потенциал для этого есть не только в Сан-Матео-Иштатане: в Яламбохоче
тоже обнаружены остатки древнего города, населённого в 900-1524 годах, когда
развивались торговые отношения с Пачукой и Чьяпасом. Рядом с пирамидами
расположены группа сенотов, лагуна Ёлнабах, и природный парк Хан-Яч-Луум, но
нет подобающей инфраструктуры для принятия туристов.
Комментарии
Отправить комментарий