Народы Латинской Америки: чух


Население Мексики и Гватемалы
Майя – группа народностей, объединённая тысячелетней историей и общей территорией проживания на юго-востоке Мексики и в Гватемале. Некогда могущественная майянская культура развивалась также в Белизе, Сальвадоре и Гондурасе, но большинство её потомков сейчас сконцентрировано на полуострове Юкатан и севере Гватемалы. Одним из многочисленных представителей группы является этнос чух, занимающий несколько муниципалитетов гватемальского департамента Уэуэтенанго и небольшую часть мексиканского штата Чьяпас. Не следует считать, что этот народ живёт анклавом, – напротив, он соседствует с киче, мам, акатеками и другими майя. Всего насчитывается около 68 тысяч человек, причисляющих себя к нему, более 64 тысяч в Уэуэтенанго и более 3 тысяч в Чьяпасе, а говорят они на испанском и собственном языке чух, относящемся к канхобаль-чухской ветви майянских языков.


Население Мексики и Гватемалы

Женщина чух в
традиционном головном уборе

Население Мексики и Гватемалы

Храм Катепан в
археологическом комплексе
Сан-Матео-Иштатан

Этнос чух уже существовал в последний, постклассический период развития мезоамериканских цивилизаций, то есть, с начала падения великих мегаполисов в VIII-X веках до уничтожения индейской государственности после испанского завоевания. Вполне возможно, что он образовался из четырёх этнических групп, отвоевавших в классический период территорию современных муниципалитетов Сан-Матео-Иштатан, Сан-Себастьян-Коатан, Санта-Эулалия и Нентон. В Иштатане на высоте 2540 м над уровнем моря сохраняется одноимённая археологическая зона – неисследованный археологами комплекс сооружений, самая большая структура которого на языке чух называется Йол-Ку – «На  Солнце», или Вайхаклахун – «Восемнадцать». Рядом с пирамидой, служившей астрономической обсерваторией, располагаются курганы и храм Катепан, или «Старый храм». Место исторического центра чухской культуры выбрано очень удачно – на вершине горы с захватывающими пейзажами, а его название Иштатан происходит от обнаруженных по близости солончаков и означает «Земля соли».

Население Мексики и Гватемалы

Дети чух

В начале испанской колонизации чухи пытались сопротивляться, но их войска были просто уничтожены. Численность населения сокращалась и из-за принесённых из Европы болезней, и из-за голода: если некоторые народности сумели сохранить неплохие земли, то эта их потеряла. Уже в период гражданской войны в Гватемале, продолжавшейся 36 лет с 1960 по 1996 годы, многие представители этноса мигрировали в Мексику, чтобы спасти свои жизни, а в наши дни из-за крайней бедности мигрируют в США.



Индейское жилище

Жилище

Индейское жилище

Традиционная галерея

Традиционное жилище чухов строится из материалов, применение которых логично для той или иной местности. Поскольку они живут в горных областях со значительным перепадом высот, то в более тёплых погодных условиях их дом, скорей всего, будет построен из самана с крытой соломой или пальмовыми листьями крышей, а в более высоких районах – из самана, кирпича или бетонных блоков с крышей из листового железа. Скат крыши, который зарывает стену фасада с входной дверью, поддерживается тонкими колоннами и служит галереей. Эти дома невысокие, а внутри посередине жилого пространства расположена печь. Вдоль стен расставляют нехитрую мебель: деревянные столы, стулья и кровати. Социальная организация этноса – нуклеарные семьи. После свадьбы, которую отмечают небольшой вечеринкой, девушка приводится в дом отца жениха, где молодые супруги живут около года. Если отношения между супругами складываются хорошо, то по прошествии этого времени они переезжают в собственное жилище с небольшим подсобным хозяйством.

Индейская пища

Кукуруза - незаменимый
продукт земледелия

Лепёшки из кукурузной муки

Приготовление тортилий

Большинство чухов занимаются сельским хозяйством и выращивают кукурузу, бобовые культуры, рис, тыквы, некоторые разводят свиней, овец и домашнюю птицу. Их этническая кухня похожа на общемайянскую гастрономию и включает не только продукцию земледелия и животноводства, но и дикорастущие травы, фрукты и грибы, а также мигрирующих стрекоз. Популярными блюдами являются тамали – чучиты с начинкой из говяжьего или свиного фарша, мясо цыплёнка в густом соусе, кукурузные лепёшки с различными наполнениями и кукурузные напитки. Тантут – типичное блюдо из варёной белой или красной фасоли в томатной подливе с курицей или свининой. Более подробно о гастрономических особенностях здесь.

Национальные костюмы в Латинской Америке

Вышивка уипиля

Национальные костюмы в Латинской Америке

Вариант женского
национального
костюма

Культура народа чух очень богата и другими традициями. При посещении селений первое, что бросается в глаза, – яркость красок национальных женских костюмов. Женская рубашка, по обычаю майя называемая уипиль, представляет собой сложною конструкцию из вышитой вручную манишки в форме полумесяца и белой хлопковой основы. Манишка декорируется геометрическим орнаментом, в котором преобладают оттенки красного и оранжевого цветов. Её размер может быть разным в зависимости от предназначения уипиля. Белая основа расшивается цветочным орнаментом и/или фигурами обитающих в области животных. Вниз женщины надевают хлопчатобумажные юбки с запахом длиной по щиколотку, и в их отделке преобладают тёмные зелёные и синие тона. Иногда из такой ткани шьют платья. Головными уборами служат различного вида разноцветные повязки с декоративными деталями в виде маленьких помпонов. Мужская тёплая кофта называется капишай – это изделие из овечьей шерсти чёрного или тёмно-коричневого цвета с большим карманом впереди, украшенное светлым орнаментом или тесьмой. Их надевают на белые лёгкие рубашки только по праздникам, так как в целом мужчины менее склонны носить национальный костюм.

День Мёртвых - праздник в Мексике и Гватемале

Ритуал Дня Мёртвых

Национальные костюмы в Латинской Америке

Мужской и женский
национальные костюмы

Кроме работы над предметами одежды ремесленницы этноса чух занимаются гончарным делом. В их мастерских производятся глазурованные керамические изделия, такие как блюда, чашки, статуэтки, и простые утилитарные вещи: комали для кухни, горшки и кастрюли. Часть ремесленниц использует нити из волокон агавы для вязания сумок, рюкзаков и сетей, а некоторые производят восковые свечи – незаменимые атрибуты одного из важнейшего праздника чухской культуры, Дня Мёртвых. Смерть для чухов всегда была явлением, которому поклонялись, ведь это переход в другую реальность. Эта другая реальность с введением католической религии соединилась с христианским понятием рая – в области расселения этноса обязанность по евангелизации взял на себя Орден мерседариев. Пасторов не хватало, но Церковь должна была оставить своего представителя в каждом приходе для проведения литургии, и благодаря этому во многих местах ими стали мастера хорового пения из местной правящей элиты. До сих пор такой мастер, называемый маштол, почитается как образованный человек с особыми умениями, а в День Мёртвых он ведёт церемонию препровождения душ за пределы человеческого понимания.

Население Мексики и Гватемалы

Яламбохоч

Народ чух живёт на прекрасной земле, их селения расположены в горах, покрытых тропическим облачным лесом, в окружении заповедников, озёр, сенотов и руин. Однако ежедневно они сталкиваются с многочисленными проблемами, главные из которых – нищета, отсутствие качественной медицинской помощи, отток населения в более развитые районы. Чухи считают, что в последние десятилетие государство просто забыло о них, предоставив самим заботиться о способах выживания. Многим из них хотелось бы привлекать туристов своей культурой, богатой природой и археологическими памятниками, так же, как в Петене и мексиканских комплексах пирамид. Потенциал для этого есть не только в Сан-Матео-Иштатане: в Яламбохоче тоже обнаружены остатки древнего города, населённого в 900-1524 годах, когда развивались торговые отношения с Пачукой и Чьяпасом. Рядом с пирамидами расположены группа сенотов, лагуна Ёлнабах, и природный парк Хан-Яч-Луум, но нет подобающей инфраструктуры для принятия туристов.

Комментарии