Между
реками Гуамуэс, притоком Путумайо, и
Агуарико, притоком Напо, проходит
государственная граница Колумбии и Эквадора. Она делит политические регионы
Путумайо и Сукумбиос, но не может разделить единую территорию проживания
амазонских народов, общины которых расположены по берегам этих рек. Одним из таких
народов является кофан – этнос численностью чуть более трёх тысяч человек.
Большая его часть проживает в Эквадоре, экологическом заповеднике
Кофан-Бермехо, национальном парке Каямбе-Кока и в пяти других природоохранных
зонах. В Колумбии осталось менее тысячи представителей этого народа, так как
из-за насильственных действий вооружённых повстанцев они были вынуждены мигрировать
в соседнюю страну. Говорят кофан на испанском и родном языке аингаэ (кофан),
принадлежащем к изолированной лингвистической семье, на письме используют
латинские буквы, а сами себя называют «аи», что значит «народ».
Дети этноса кофан |
До
испанского завоевания группа кофан делилась на несколько племён: мокоа, пасто и
сукумбиос. О них известно то, что они имели обширные торговые связи с народами
других местностей, поставляя такие амазонские товары как воск, смолы, золото и
многое другое. Конкистадоры не имели практически никаких сведений об этносе до
конца XVI века, когда были обнаружены золотые месторождения
близ современной эквадорско-колумбийской границы. В этот период появились города
Агреда, Эсиха-де-Сукумбиос, Искансе и Мокоа, в которых, в идеале, должны были
жить только испанцы, занятые в добыче золота и других полезных ресурсов
Амазонии. Однако завоеватели не имели жёсткий контроль над индейцами, и этому
во многом способствовал кочевой образ жизни племён, – к середине XVIII века города были покинуты из-за нападений,
индейского сопротивления налогообложению, истощению золотых рудников. Католическим
миссионерам той эпохи также не удалось подчинить амазонских людей и собрать их
в деревни, как это было в андских предгорьях, хотя итогом испанского
присутствия в джунглях стало освоение индейцами новых методов ведения сельского
хозяйства, охоты, приготовления пищи.
Заповедник Кофан-бермехо |
В
последующие столетия в регионе периодически появлялись иезуиты, францисканцы,
капуцины, но особую роль в жизни кофанов сыграли заготовители каучука и хинного
дерева, а в середине XX века –
техасские нефтяные компании. Только в 70-х годах прошлого столетия начали
создаваться заповедники с гарантией прав проживающих там этносов.
Сейчас
этнос кофан представляет собой группу из охотников-собирателей, рыбаков и земледельцев,
а их общины рассредоточены по берегам рек и ручьёв. Некоторые из них приняли христианство,
но подавляющее большинство придерживается традиционных верований. По
представлению кофанов Вселенная была создана богом Чига, который «всегда был
там», и делится она на небесный мир со светилами, земной мир с такими могущественными
животными-духами как Ягуар и Удав, называемыми кукуйя, и подземное царство с
тёмными силами, которые называют куанкуа. В жизни общины важнейшую роль играет
шаман-целитель, который умеет общаться с духами, превращаться в животных и
обладает отличными знаниями традиционной медицины. Кстати, именно знания
кофанов о возможностях лекарственных и ядовитых растений во многом послужили развитию
фармацевтики. Мудрость к шаману приходит с помощью нюхательного табака и галлюциногенного
напитка яге, который готовят из лианы Banisteriopsis caapi, известной также как аяуаска.
В общине |
Жилища кофанов |
Свои жилища кофаны строят на сваях
из древесины пальмы чонта и похожего
на бамбук гибкого растения гуадуа. Такие дома имеют дощатые стены и пол, а их двускатные
или четырёхскатные крыши выстилаются толстым слоем пальмовых листьев и
тростника. Строения в общинах обычно располагаются очень близко друг к другу, а
в некоторых случаях ставят дополнительные дома для церемониального распития яге
и отселения менструирующих девушек и женщин. Внутри жилищ подвешиваются гамаки
для сна и оборудуется пространство для приготовления пищи – делается дровяной
очаг со своеобразной подстилкой из тростника, позволяющего готовить
традиционные блюда и коптить мясо без попадания в отрытый огонь.
Кофе |
Мужчины-кофаны
являются не только охотниками, собирателями и рыбаками. Часто они нанимаются на
подённую работу в крупных населённых пунктах, занимаются ремесленничеством и
разводят скот, но традиционная экономика базируется на подсечно-огневом
земледелии – очень распространены сады, засаженные только бананами, кукурузой,
маниоком, картофелем или бобовыми культурами. Они выращивают также арахис,
кофе, рис и плодовые деревья, а урожай обменивают на недостающие продукты в
других общинах. Типичными блюдами и напитками этнической кухни являются
следующие:
Чукула |
чукула – молочный коктейль со спелым бананом,
корицей, несолёным сыром и сахаром;
секо-де-гуанта – типичное амазонское блюдо из мяса паки, которое сопровождается
зелёными овощными бананами и маниоком;
амба-сехечупа – жареная лепёшка из тёртого
маниока, свёрнутая в рулет, которую подают с чукулой или чичей из овощного банана,
чонты или маниока;
Маито |
маито – некрупная речная рыба, которая
готовится с небольшой порцией пальмовой сердцевины, чонтадуро и нежными
ростками, похожими на спаржу, в банановых или других широких листьях на углях
или гриле;
бульон из речной рыбы, приправленный
пикантными травами и специями;
соин – разновидность тамаля с тёртым
маниоком, аннато и специями.
Женские праздничные украшения |
Современная женская |
Миссионеры
изменили стиль одежды индейцев, заставив забыть платья из высушенных растений и
кусков коры и надеть хлопчатобумажные сорочки. Сейчас кофаны носят свободные
одежды, рубашки, брюки, юбки и платья, часто окрашенные в яркие цвета. Для
мужчин более типичен синий цвет, а для женщин – красный, розовый, жёлтый. Что
миссионерам не удалось искоренить, так это использование большого количества
украшений из бисера, бусин и лесных семян. При этом мужчины украшают себя
больше, чем женщины, особенно шаманы, которые добавляют к образу перьевую
корону и ожерелья из зубов ягуара, а в нос вставляют одно яркое перо. Плетение
бижутерии – исключительно женское ремесло.
Шаман |
Кроме
шаманизма и ритуалов распития яге этнос кофан имеет множество других обычаев и
традиций. Индейцы обычно с большим уважением и заботой относятся к джунглям и
рекам – это их средства к существованию, поэтому они стараются выращивать
садово-огородные растения, охотиться и рыбачить без вреда для окружающей среды,
а перед походом в лес совершают защитные ритуалы. У женщин есть свои поверья, и
так, например, женщина с менструацией не просто отселяется в отдельное жилище,
но и имеет в этот период собственную посуду, так как ей запрещено касаться
семейной кухонной утвари. Это же касается и рожениц – они могут вернуться домой
только по прошествии 15 дней после родов. Ещё одной особенностью является то,
что девушки вступают в брак по достижению 13-14 лет, и если одна из них в этом
возрасте осталась незамужней, то считается, что она «с дефектами». Главным
праздником является Фестиваль Чонта, проходящий в период созревания пальмовых
плодов, когда кофаны благодарят предков за знания, переданные потомкам, и
природу за подаренные ресурсы
Комментарии
Отправить комментарий