Через
Амазонию протекает бесчисленное количество рек, стремящихся, так или иначе, к
великой Амазонке. Одним из её самых больших притоков является Риу-Негру, а
притоком этой реки – Ваупес, пересекающий колумбийские департаменты Ваупес, Гуавьяре и бразильский штат Амазонас. Особенность бассейнов этих
рек заключается в том, что в них сохранились десятки этнических групп, которых
цивилизация коснулась в незначительной степени. Коренные амазонские народы
живут, в основном, в резервациях и природных заповедника общинами чуть более
100 человек, и среди их представителей можно назвать кубео, занимающих
территорию упомянутых регионов между реками Ваупес, Кадуяри, Керари, Пиработон
и Кабию.
|
Мальчики кубео |
|
Ваупес |
Всего
насчитывается около семи тысяч кубео, говорящих на собственном языке
лингвистической семьи тукано, в котором прослеживаются влияние араваков и
заимствования из амазонских языков соседних народностей. Альтернативные
названия этого народа – памива, кобева, канива, ипнва. Его контакты с
европейцами начались в XVI веке, но их
было очень мало, и кубео не пострадали от западной культуры вплоть до начала
исследования Амазонии в позапрошлом столетии. Именно в то же время, около 1852
года, на их земле появилась первая католическая миссия, но больше всего
несчастий этносу принесла Первая мировая война, когда резко возрос спрос на
резину: в регион проникли собиратели каучука, эксплуатировавшие индейцев. Их
также заставляли работать на плантациях бататов, добывать кожи и меха диких
животных. В то же десятилетие на реку Кадуяри проникло протестантское
религиозное учение, привнёсшее примитивное образование и элементы культуры,
отличной от амазонской.
|
Девочка кубео |
|
Женщина кубео за чисткой горького маниока |
В
наши дни деревни кубео образуются вокруг посёлков, где есть школа или
медицинский центр, и большая часть населения сосредоточена в чётырёх зонах
резервации Гран-Ресгуардо департамента Ваупес. Люди живут нуклеарными семьями,
то есть, союзами супругов, в которых отношения между мужем и женой ставятся на
первое место, в отличие от патриархальных семей, выдвигающих на первый план
уважение к родителям и старшему поколению в целом. При этом признаётся клановая
и групповая принадлежность: лидер клана устанавливает предпочтения и запреты
для браков, и если девушки могут выходить замуж за пределами группы, то мужчины
женятся только внутри своей группы. Вожди кланов кубео могут иметь нескольких
жён.
|
Малока - ритуальный дом |
|
Малока |
Жилище
представляет собой прямоугольное строение с земляным полом и высокой двускатной
крышей, которое называют кюрами. Вся конструкция на каркасной основе с глухими
стенами выполнена из растительных материалов, а внутреннее пространство
зонировано на место отдыха и приготовление пищи. Размер жилища может быть
скромным, и гораздо большие дома, называемые малоки, строятся для ритуальных
целей и приёма гостей из других общин. Некоторые малоки могут вмещать до тысячи
человек. Рядом с домом располагают незамысловатые хозяйственные постройки, а в
радиусе пары километров – сельскохозяйственные участки, чагры, которые разрабатываются
подсечно-огневым способом.
|
Грибы Иудины уши |
|
Амазонский брикон |
В
чаграх кубео выращивают несколько видов маниока, бататов, малангу, кукурузу, перец,
сахарный тростник, коку, ананасы. Мужчины общин отвечают за расчистку участка
от дикой растительности, а женщины – за посадку культурных растений и
переработку маниока, которая включает перетирание и приготовление
гранулированной муки фариньи и лепёшек касабе. Другими источниками питания кубео
являются собирательство, рыбалка и охота, и так, например, им нравится мясо тапиров,
оленей, пекари, агути, многих птиц, мохохой, муравьи. Из видов рыб часто в
их рацион попадают трахира, амазонские сомы и бриконы. Грибам в индейской
гастрономии также отведено важное место, так как они прекрасно заменяют мясо, и
их легко готовить, а самым распространённым видом признаны Иудины уши (Auricularia
auricula). Ещё в пищу употребляются корневища некоторых бобовых культур, из
которых варят супы, и бесчисленные тропические фрукты, например, плоды пальм
асаи, мориче, сехе, чонтадуро.
|
Сбор глины и изготовление керамической посуды - древнее женское ремесло |
|
Выпечка касабе из горького маниока |
Керамика
– древнее ремесло сообщества кубео, которое передаётся от матери к дочери
исподволь, во время повседневных занятий, рядом с очагом и по дороге в лес или
к реке, когда собирается подходящая глина. С давних времён вся посуда делалась
глиняной: тарелки, чашки, горшки для рыбного бульона киньямпира, сосуды для маниокового
пива кашири и круги (бударе) для выпечки касабе. У этноса есть даже свой миф о
происхождении глины: один из бесчисленных духов, окружающих людей в природе,
подарил голубую глину своей бабушке-жуку, чтобы та делала кухонную утварь и
рассказала о своём мастерстве людям. В месторождениях голубой амазонской глины
действительно водятся жуки с голубым пятнышком на спинке, и его считают
хранителем, который может рассердиться, если взять сырьё без разрешения. По
этой причине, прежде чем заняться ремеслом, женщины раскрашивают лица и поют
ритуальную песню. Мужскими ремёслами кубео являются резьба по дереву и плетение
корзин, кроме того, мужчины ищут заработки перевозчиками через реки и
торговцами.
|
Перетирание горького маниока перед сушкой в корзине балай |
|
Анаконда - мифологический предок кубео |
Балай
– особый вид корзин, который используется для сушки тёртого горького маниока и
отделения ядовитого сока от мякоти перед приготовлением касабе. Его плетут из
пальмовых листьев трёх цветов, собственного неокрашенного, красного и чёрного,
создавая стилизованные изображения пути муравья, паутины и змеи – в фольклоре
индейцев главное место отводится мифу о ключевом происхождении от общего предка
Анаконды, который дал начало не только людям и всему живому, но и рекам и
многим вещам. Не смотря на десятилетия присутствия христиан и борьбу с индейской
культурой, кубео остаются политеистами с концепцией трёх уровней Вселенной:
небесного, земного и подземного миров, в которых правят духи. Знания о них
передают шаманы куму и знахари пайе, которые также руководят ритуалами
посвящения, погребения, начала года и созревание урожая – Юрупари, приёма
гостей из других общин – кашири и семейными праздниками – дабукури.
Комментарии
Отправить комментарий