Народы Латинской Америки: пемон


Коренное население Венесуэлы

Гран-Сабана – пожалуй, самая привлекательная и популярная у туристов область из всего Гвианского плоскогорья. Она простирается от пограничных районов Гайаны и Бразилии и захватывает всю юго-восточную часть венесуэльского штата Боливар, обширные плато которой с древними столовыми горами, реками и водопадами объединены в Национальный парк Канайма. Край богат золотом, алмазами и другими полезными ископаемыми, а самые известные его достопримечательности – водопад Анхель и гора Рорайма. Населяют его несколько коренных народов, из которых наиболее многочисленной является группа пемон.



Население Венесуэлы и Бразилии

Гран-Сабана

Население Венесуэлы и Бразилии

Юноша пемон

Этническая группа пемон, название которой может быть переведено как «личность» или «народ», включает шесть подгрупп: таурепан, арекуна, ингарико, мапойо, макуши и камаракото. Все вместе они насчитывают чуть более 40 тысяч человек, расселённых на границе Венесуэлы, Гайаны-Эссекибо и Бразилии, к северо-западу от Рораймы, в бассейнах рек Карони и Каруай, в секторе Ла-Парагуа штата Боливар и долине Камарата. Язык группы относится к карибской лингвистической семье и делится на несколько диалектов, различающихся на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях, но взаимопонимаемых.

Река Карони

Карони в штате Боливар

Территория народа пемон со всех сторон ограничена горами. Возможно, именно это и оказалось причиной, что до XVIII века о нём не было никаких сведений. В 1770 году появились первые сообщения о вооружённых столкновениях с индейцами пемон на берегах реки Карони, а в конце столетия в область их расселения проникли испанские миссионеры. Евангелизацию они восприняли как давление со стороны чужаков, и в летописях того времени есть записи о грабежах и нападениях на испаноязычные селения, хотя, в целом, этот народ всегда имел обширные межплеменные и торговые связи, а столкновения не носили серьёзный военный характер.

Население Венесуэлы и Бразилии

Ребёнок пемон

Пемоны продолжали жить достаточно изолированно до XX века, но в 1970 году по Гран-Сабана было проложено шоссе, и тогда они впервые столкнулись с проблемой определения права на землю. Сейчас главная их проблема – нарушение экологического равновесия и загрязнение рек из-за добычи полезных ископаемых и браконьерства, а к стремительным изменениям современной жизни они приспособились легко. Коренные жители региона обычно общительны, дружелюбны и спокойны, они активно участвуют в туристических проектах, работают гидами и в сфере обслуживания, а также квалифицированными рабочими и мастерами в крупных населённых пунктах.

Коренные народы Венесуэлы и Бразилии

Девушка пемон

Эта этническая группа подверглась многочисленным вмешательствам в религиозные убеждения, но веру в Единого Бога и Создателя её представители так и не восприняли. У пемонов есть убеждение, что конкретными вещами, местами и ситуациями управляют мифические высшие существа демонического или божественного происхождения. При этом имена, данные родителями при рождении, являются запретными, а в обычной жизни они пользуются теми, которые появились в обиходе после жизни с испанскими миссионерами. Родство отслеживается как по отцовской, так и по материнской линии, а живут обычно большими семьями из двух или трёх поколений. Мужчины иногда практикуют многожёнство и браки с близкими родственницами. Брачной церемонии как таковой нет – после публичного договора молодые начинают жить вместе.

Индейская пища

Диоскорея - белый ямс

Индейская пища

Касабе

Дети пемонов находятся на попечении женщин и обучаются домашней работе на примере взрослых, но некоторые проводят время в миссионерской школе-интернете, получая начальное образование. Кроме воспитания потомства к женским работам относятся готовка, посевной сезон и сбор урожая, приготовление алкогольного маниокового напитка, сбор дикорастущих плодов, прядение, ткачество, гончарство и торговля. Мужчины занимаются охотой, рыбалкой, строительством, наёмной работой в городах и оказанием услуг в туристическом секторе, а также возделыванием полей подсечно-огневого типа – у каждой семьи есть свой надел в радиусе двух километров от общины. Земли Гран-Сабана довольно скудны для сельского хозяйства, однако представители этнической группы выращивают несколько видов ямса, бататы, таро, тыкву, острый перец, кукурузу, рис, бананы, а основу их блюд составляет сладкий и горький маниок.

Этническая кухня пемонов включает:


Кумачи с муравьями

Индейское жилище

В доме пемонов

кумачи (kumachí) – горький и острый соус, по консистенции похожий на патоку, который готовят из сока дикого маниока, удаляя из него яд в течение нескольких часов, а затем добавляя перец чили, чеснок и иногда крупных муравьёв;
тума (tumá) – общее название супов с рыбой или дичью, овощами, пряностями и термитами;
качири (kachirí) – ферментированный маниоковый напиток;
паракари (parakari) – ещё один вид алкогольного маниокового напитка;
касабе (casabe) – индейский хлеб из маниока.

Индейское жилище

Жилище

Индейское жилище

В общине

По обычаю во время приготовления пищи сохраняется молчание, и только старшему в семье разрешается говорить. Еду подают на расстеленных на полу циновках без каких-либо столовых приборов. Первыми едят мужчины, затем дети, а женщины – последними на кухне. Жилища у пемонов бывают трёх типов: круглое – вайпа, овальное – тапурука и квадратное – тепуй. Их строят на каркасной основе, обмазывая стены глинистыми цементирующими материалами и закрывая крышу тростником и пальмовыми листьями. Пол в домах, как правило, земляной, а окон немного. Внутри пространство не делится на комнаты, а зонируется на место для приготовления пищи и ночлега.

Коренное население Венесуэлы и Бразилии

Контакт с туристами

Коренное население Венесуэлы и Бразилии

Приготовление пищи
для гостей

Традиционный костюм пемонов, гуаяко, полностью заменён креольско-западной одеждой, и только в общинах, группы из которых сопровождают туристов, можно увидеть стилизованные набедренные повязки и головные уборы с перьями. Такие группы завлекают путешественников живописным прохождением по рекам на байдарках и танцами, воспроизводящими древние индейские праздники. Танцевальные фиесты, сопровождающиеся алкогольными маниоковыми напитками, всегда были традиционными, но носили не религиозный, а социальный характер – так отмечали постройку дома, сбор урожая, удачную охоту.

Коренное население Венесуэлы и Бразилии
Шаман пемонов
Шаманы, как мужчины, так и женщины, по-прежнему играют важную роль в общинах. Главная их задача – врачевание и общение с духами при помощи заклинаний. Медицина пемонов основывается на знании лекарственных растений, а излечение или смерть больного чаще объясняется естественными причинами. Если же течение болезни не укладывается в обычные представления, то причинами называют вмешательство духов, главным образом, Канаймы – духа зла во всех его формах и проявлениях и мавари – духов мёртвых. Старейшины общин называются эпуру. Это люди, которые обладают даром договора и убеждения, умеют контролировать конфликты. Вообще, этнос пемон – очень миролюбивый, родители никогда не бьют детей, а если на алкогольных фиестах случаются драки, то таких членов общины отмечают как «злых» и стараются избегать их. В крайних случаях «злому» человеку рекомендуется покинуть общину и не возвращаться.

Комментарии