Гран-Сабана
– пожалуй, самая привлекательная и популярная у туристов область из всего Гвианского
плоскогорья. Она простирается от пограничных районов Гайаны и Бразилии и
захватывает всю юго-восточную часть венесуэльского штата Боливар, обширные
плато которой с древними столовыми горами, реками и водопадами объединены в
Национальный парк Канайма. Край богат золотом, алмазами и другими полезными
ископаемыми, а самые известные его достопримечательности – водопад Анхель и гора
Рорайма. Населяют его несколько коренных народов, из которых наиболее многочисленной
является группа пемон.
|
Гран-Сабана |
|
Юноша пемон |
Этническая
группа пемон, название которой может быть переведено как «личность» или
«народ», включает шесть подгрупп: таурепан, арекуна, ингарико, мапойо, макуши и камаракото. Все вместе они насчитывают чуть более 40
тысяч человек, расселённых на границе Венесуэлы, Гайаны-Эссекибо и Бразилии, к
северо-западу от Рораймы, в бассейнах рек Карони и Каруай, в секторе Ла-Парагуа
штата Боливар и долине Камарата. Язык группы относится к карибской
лингвистической семье и делится на несколько диалектов, различающихся на
фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях, но взаимопонимаемых.
|
Карони в штате Боливар |
Территория
народа пемон со всех сторон ограничена горами. Возможно, именно это и оказалось
причиной, что до XVIII века о нём не было никаких сведений.
В 1770 году появились первые сообщения о вооружённых столкновениях с индейцами
пемон на берегах реки Карони, а в конце столетия в область их расселения
проникли испанские миссионеры. Евангелизацию они восприняли как давление со
стороны чужаков, и в летописях того времени есть записи о грабежах и нападениях
на испаноязычные селения, хотя, в целом, этот народ всегда имел обширные
межплеменные и торговые связи, а столкновения не носили серьёзный военный характер.
|
Ребёнок пемон |
Пемоны
продолжали жить достаточно изолированно до XX века, но в 1970 году по Гран-Сабана
было проложено шоссе, и тогда они впервые столкнулись с проблемой определения
права на землю. Сейчас главная их проблема – нарушение экологического равновесия
и загрязнение рек из-за добычи полезных ископаемых и браконьерства, а к
стремительным изменениям современной жизни они приспособились легко. Коренные
жители региона обычно общительны, дружелюбны и спокойны, они активно участвуют
в туристических проектах, работают гидами и в сфере обслуживания, а также
квалифицированными рабочими и мастерами в крупных населённых пунктах.
|
Девушка пемон |
Эта
этническая группа подверглась многочисленным вмешательствам в религиозные
убеждения, но веру в Единого Бога и Создателя её представители так и не
восприняли. У пемонов есть убеждение, что конкретными вещами, местами и
ситуациями управляют мифические высшие существа демонического или божественного
происхождения. При этом имена, данные родителями при рождении, являются
запретными, а в обычной жизни они пользуются теми, которые появились в обиходе
после жизни с испанскими миссионерами. Родство отслеживается как по отцовской,
так и по материнской линии, а живут обычно большими семьями из двух или трёх
поколений. Мужчины иногда практикуют многожёнство и браки с близкими
родственницами. Брачной церемонии как таковой нет – после публичного договора
молодые начинают жить вместе.
|
Диоскорея - белый ямс |
|
Касабе |
Дети
пемонов находятся на попечении женщин и обучаются домашней работе на примере взрослых, но некоторые проводят время в миссионерской школе-интернете, получая
начальное образование. Кроме воспитания потомства к женским работам относятся
готовка, посевной сезон и сбор урожая, приготовление алкогольного маниокового напитка,
сбор дикорастущих плодов, прядение, ткачество, гончарство и торговля. Мужчины
занимаются охотой, рыбалкой, строительством, наёмной работой в городах и оказанием
услуг в туристическом секторе, а также возделыванием полей подсечно-огневого
типа – у каждой семьи есть свой надел в радиусе двух километров от общины.
Земли Гран-Сабана довольно скудны для сельского хозяйства, однако представители
этнической группы выращивают несколько видов ямса, бататы, таро, тыкву, острый
перец, кукурузу, рис, бананы, а основу их блюд составляет сладкий и горький
маниок.
Этническая
кухня пемонов включает:
|
Кумачи с муравьями |
|
В доме пемонов |
кумачи (kumachí) – горький и острый соус, по
консистенции похожий на патоку, который готовят из сока дикого маниока, удаляя
из него яд в течение нескольких часов, а затем добавляя перец чили, чеснок и
иногда крупных муравьёв;
тума (tumá) – общее название супов с рыбой или
дичью, овощами, пряностями и термитами;
качири (kachirí) – ферментированный маниоковый
напиток;
паракари (parakari) – ещё один вид алкогольного маниокового напитка;
касабе
(casabe) – индейский хлеб из маниока.
|
Жилище |
|
В общине |
По
обычаю во время приготовления пищи сохраняется молчание, и только старшему в
семье разрешается говорить. Еду подают на расстеленных на полу циновках без
каких-либо столовых приборов. Первыми едят мужчины, затем дети, а женщины –
последними на кухне. Жилища у пемонов бывают трёх типов: круглое – вайпа,
овальное – тапурука и квадратное – тепуй. Их строят на каркасной основе,
обмазывая стены глинистыми цементирующими материалами и закрывая крышу
тростником и пальмовыми листьями. Пол в домах, как правило, земляной, а окон
немного. Внутри пространство не делится на комнаты, а зонируется на место для приготовления пищи и ночлега.
|
Контакт с туристами |
|
Приготовление пищи для гостей |
Традиционный костюм пемонов,
гуаяко, полностью заменён креольско-западной одеждой, и только в общинах,
группы из которых сопровождают туристов, можно увидеть стилизованные
набедренные повязки и головные уборы с перьями. Такие группы завлекают
путешественников живописным прохождением по рекам на байдарках и танцами,
воспроизводящими древние индейские праздники. Танцевальные фиесты,
сопровождающиеся алкогольными маниоковыми напитками, всегда были традиционными,
но носили не религиозный, а социальный характер – так отмечали постройку дома,
сбор урожая, удачную охоту.
|
Шаман пемонов |
Шаманы, как мужчины, так и
женщины, по-прежнему играют важную роль в общинах. Главная их задача –
врачевание и общение с духами при помощи заклинаний. Медицина пемонов
основывается на знании лекарственных растений, а излечение или смерть больного чаще
объясняется естественными причинами. Если же течение болезни не укладывается в
обычные представления, то причинами называют вмешательство духов, главным
образом, Канаймы – духа зла во всех его формах и проявлениях и мавари – духов мёртвых.
Старейшины общин называются эпуру. Это люди, которые обладают даром договора и
убеждения, умеют контролировать конфликты. Вообще, этнос пемон – очень миролюбивый,
родители никогда не бьют детей, а если на алкогольных фиестах случаются драки,
то таких членов общины отмечают как «злых» и стараются избегать их. В крайних
случаях «злому» человеку рекомендуется покинуть общину и не возвращаться.
Комментарии
Отправить комментарий