Фольклор Пуэрто-Рико

 

Фольклор Пуэрто-Рико

    Пуэрто-Рико – архипелаг в северо-восточной части Карибского моря, который является самостоятельной государственной единицей, но находится под управлением США. Он состоит из основного острова и окружающих его мелких островков и рифов, открытых Колумбом в 1493 году и заселённых индейцами таино до начала испанской колонизации. Достоверного ответа о древней индейской истории архипелага нет, так как она до конца не изучена археологами, однако необходимо принять тот факт, что она повлияла на формирование современной культуры страны вместе с обычаями испанских переселенцев и завезённых в Пуэрто-Рико чернокожих рабов. Это выражается в гастрономических традициях, ремесленничестве, народных легендах, национальном костюме и танцевально-музыкальных жанрах.

 Культура Пуэрто-Рико очень музыкальная, и надо отдать должное иностранным жанрам, сальсе и реггетону, – именно они являются самыми популярными. Однако в ней есть место и фольклорным направлениям. Как известно, пуэрториканский фенотип произошёл от испанских колонизаторов, смешавшихся с таино и африканцами, но самым сильным было андалусское, арабское, канарское, эстремадурское и кастильское генетическое наследие. Переселенцы с Пиренейского полуострова и Канарских островов по памяти воспроизводили народные музыкальные инструменты, создавая новые их виды:

Изделия из дерева ручной работы

Куатро


куатро (cuatro) – инструмент меньшего, чем гитара, размера, по форме напоминающий скрипку; у него 5 двойных металлических струн, а изготавливают его из красного и чёрного дерева, лавра, акации;

типле (tiple) – наименьший хордофон из семейства гитар с 5 струнами, который имеет несколько разновидностей и используется для извлечения звуков высоких частот;

бордонуа (bordonúa) – небольшая бас-гитара, ставшая наследницей барочной гитары, разновидности которой имеют 6-10 струн;

Фольклор Пуэрто-Рико

Гюиро

   гюиро, гюи́чаро (güiro, güícharo) – ударный музыкальный инструмент, в классическом виде выполнявшийся из коры плодов калебасового дерева, а в наши дни – из металла, стекловолокна и других материалов; он отличается рифлёной поверхностью, из которой извлекают звуки с помощью специального скребка.

Фольклор Пуэрто-Рико
    Перечисленные музыкальные инструменты участвуют в ансамблях, называемых хи́баро. Этот термин использовался для обозначения человека крестьянского происхождения, иногда в уничижительном, вульгарном смысле, как и гуахиро в Колумбии. Однако сегодня смысл слова «хибаро» стал гораздо шире, он обозначает креольскую культуру и фольклор людей, живущих в глубинных горных районах основного острова Пуэрто-Рико. Музыка хибаро включает несколько стилей, вальс, польку, пасодобль, мазурку и польку, к которым добавляется пение шести- и восьмисложных стихов и куплетов.

Фольклор Пуэрто-Рико
    Бомба (bomba) – пуэрториканская музыка, появившаяся на плантациях сахарного тростника около 400 лет назад. В 1600-х годах испанцы и французы завозили на острова африканских рабов, которым было разрешено в любое время пить ром из огромной бочки, установленной для них на плантации и называемой «Бомба». Невольники прикладывались к ней неоднократно, «утоляя боли и печали», а также устраивая подле неё собственные праздники и свадьбы, активно самовыражаясь. Постепенно сформировались несколько быстрых и ритмичных музыкально-танцевальных стилей бомбы, для которых используются барабаны и маракасы.

Фольклор Пуэрто-Рико
    Плена (plena) – ещё один танцевально-музыкальный и песенный жанр, зародившийся в Пуэрто-Рико в начале XX  века. В 1880-х годы вокруг города Понсе благодаря мигрантам с Наветренных островов Малого Антильского архипелага стала распространяться музыка, похожая на карибский жанр калипсо. Сначала её выражали только инструментально, используя гитары, аккордеоны и бубны, а в 1907 году к музыке добавилось пение. Со временем в композиции плены вошли и другие пуэрториканские инструменты, а их лирическое наполнение стали называть «слепой газетой», так как оно содержало новости, сплетни и исторические события.

 Плена, хибаро и бомба являются теми столпами пуэрториканской народной музыки, из которой выходят все другие современные направления. К этим же столпам относятся танцы, которые сопровождают каждый из музыкальных жанров, но в культуре есть и другие фольклорные выражения. Мифы и легенды Пуэрто-Рико имеют много общего с устным народным творчеством других латиноамериканских стран. Так, здесь популярен сказ о Чупакабре (Chupacabra) – монстре, терроризирующем Южную Америку, Карибский бассейн и некоторые части США: некоторые люди верят, что есть ужасное существо, которое сосёт кровь коз и других животных, оставляя после себя только труп с двумя едва заметными ранками. Однако в Пуэрто-Рико существуют и другие народные сказания, в число которых входит красивая легенда о религиозной процессии в Старом Сан-Хуане. В 1797 году остров был атакован британскими солдатами, и исход битвы не представлялся удачным. Тогда мирные жители собрались на шествие с молитвами. Войско сэра Ральфа Аберкромби и генерала Генри Харви увидело вдали свет множества факелов, и солдаты подумали, что прибыло испанское подкрепление. Решив, что им не победить, британцы отступили.

Индейские легенды

Коки

    Листовая лягушка коки (Eleutherodactylus coqui) является неофициальным символом, или талисманом, Пуэрто-Рико. Это бесхвостая амфибия, потомство которой появляется из отложенной на суше икры, минуя стадию головастика. С коки связана легенда о «лягушачьем дожде», происходящем периодически в национальном парке Эль-Юнке: бывают моменты, когда в воздухе оказываются десятки лягушек. Правда заключается в том, что эти животные обитают высоко на деревьях, и когда их замечают естественные враги-хищники, лягушки просто прыгают в сторону, а не спасаются бегством по стволу дерева. Они настолько лёгкие, что их прыжок создаёт ощущение скольжения по воздуху.

 Из индейской эпохи на острове сохранилась легенда о колибри. Алида и Тароо были молодыми влюблёнными из враждующих племён, которые тайно встречались в лесу на берегу водоёма. Отец Алиды случайно узнал об этих свиданиях, очень рассердился и назначил дочери свадьбу с мужчиной из своего племени. Девушка молила богов избавить её от этой участи, и боги услышали её – превратили в красный цветок. Тароо ничего не знал о событиях на вражеской стороне и все ночи напролёт ждал возлюбленную на берегу, пока Луна не сжалилась над ним и не рассказала о Алиды. Тогда юноша стал молить о помощи, чтобы найти тот красный цветок, и боги превратили его в колибри. Легенда о Гуанине стала источником вдохновения для индейцев таино на восстания против испанцев. Гуанина была индейской принцессой, которая влюбилась в испанского офицера Кристобаля де Сотомайора. Брат Гуанины ненавидел испанцев и поклялся убить Сотомайора во время его поездки в другой город. Несмотря на предупреждения жены офицер уехал и по дороге был убит, доказав всем таино, что испанцы смертны. Индейские вожди назвали Гуанину предательницей и решили принести её в жертву богам, но когда её нашли, она была уже мертва, и её голова покоилась на груди мужа. Их вместе похоронили под сейбой, а случилось это в 1511 году. 

Фольклор Пуэрто-Рико

На Карнавале в Понсе


Основные праздники Пуэрто-Рико:

1 января – Новый Год,

6 января – День Волхвов,

20 января – главный день Фестиваля Сан-Себастьян в Старом Сан-Хуане,

плавающие даты в феврале-марте – Карнавал в Понсе,

плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя и Пасха,

22 марта – День Освобождения,

10 мая – День Матери,

25 мая – День Памяти,

21 июня – День Отца,

4 июля – День Независимости,

25 июля – День Конституции,

7 сентября – День Труда,

12 октября – День Колумба,

11 ноября – День Ветерана,

19 ноября – Открытие Пуэрто-Рико,

26 ноября – День Благодарения,

25 декабря – Рождество Христово.

Комментарии