Пуэрто-Рико
– архипелаг в северо-восточной части Карибского моря, который является
самостоятельной государственной единицей, но находится под управлением США. Он
состоит из основного острова и окружающих его мелких островков и рифов,
открытых Колумбом в 1493 году и заселённых индейцами таино до начала испанской
колонизации. Достоверного ответа о древней индейской истории архипелага нет,
так как она до конца не изучена археологами, однако необходимо принять тот
факт, что она повлияла на формирование современной культуры страны вместе с
обычаями испанских переселенцев и завезённых в Пуэрто-Рико чернокожих рабов.
Это выражается в гастрономических
традициях, ремесленничестве, народных легендах, национальном костюме и
танцевально-музыкальных жанрах.
Культура
Пуэрто-Рико очень музыкальная, и надо отдать должное иностранным жанрам, сальсе
и реггетону, – именно они являются самыми популярными. Однако в ней есть место
и фольклорным направлениям. Как известно, пуэрториканский фенотип произошёл от
испанских колонизаторов, смешавшихся с таино и африканцами, но самым сильным
было андалусское, арабское, канарское, эстремадурское и кастильское
генетическое наследие. Переселенцы с Пиренейского полуострова и Канарских
островов по памяти воспроизводили народные музыкальные инструменты, создавая
новые их виды:
 |
Куатро |
куатро (cuatro) – инструмент меньшего, чем гитара,
размера, по форме напоминающий скрипку; у него 5 двойных металлических струн, а
изготавливают его из красного и чёрного дерева, лавра, акации;
типле (tiple) – наименьший хордофон из семейства
гитар с 5 струнами, который имеет несколько разновидностей и используется для
извлечения звуков высоких частот;
бордонуа (bordonúa) – небольшая бас-гитара, ставшая
наследницей барочной гитары, разновидности которой имеют 6-10 струн;
 |
Гюиро |
гюиро, гюи́чаро (güiro, güícharo) – ударный музыкальный инструмент, в
классическом виде выполнявшийся из коры плодов калебасового дерева, а в наши
дни – из металла, стекловолокна и других материалов; он отличается рифлёной
поверхностью, из которой извлекают звуки с помощью специального скребка.
Перечисленные
музыкальные инструменты участвуют в ансамблях, называемых хи́баро. Этот термин
использовался для обозначения человека крестьянского происхождения, иногда в
уничижительном, вульгарном смысле, как и гуахиро
в Колумбии. Однако сегодня смысл слова «хибаро» стал гораздо шире, он
обозначает креольскую культуру и фольклор людей, живущих в глубинных горных
районах основного острова Пуэрто-Рико. Музыка хибаро включает несколько стилей,
вальс, польку, пасодобль, мазурку и польку, к которым добавляется пение шести-
и восьмисложных стихов и куплетов.

Бомба (bomba) – пуэрториканская музыка, появившаяся
на плантациях сахарного тростника около 400 лет назад. В 1600-х годах испанцы и
французы завозили на острова африканских рабов, которым было разрешено в любое
время пить ром из огромной бочки, установленной для них на плантации и
называемой «Бомба». Невольники прикладывались к ней неоднократно, «утоляя боли
и печали», а также устраивая подле неё собственные праздники и свадьбы, активно
самовыражаясь. Постепенно сформировались несколько быстрых и ритмичных музыкально-танцевальных
стилей бомбы, для которых используются барабаны и маракасы.

Плена (plena) – ещё один танцевально-музыкальный и
песенный жанр, зародившийся в Пуэрто-Рико в начале XX века. В 1880-х годы вокруг города Понсе
благодаря мигрантам с Наветренных островов Малого Антильского архипелага стала
распространяться музыка, похожая на карибский жанр калипсо. Сначала её выражали
только инструментально, используя гитары, аккордеоны и бубны, а в 1907 году к
музыке добавилось пение. Со временем в композиции плены вошли и другие
пуэрториканские инструменты, а их лирическое наполнение стали называть «слепой
газетой», так как оно содержало новости, сплетни и исторические события.
Плена,
хибаро и бомба являются теми столпами пуэрториканской народной музыки, из
которой выходят все другие современные направления. К этим же столпам относятся
танцы, которые сопровождают каждый из музыкальных жанров, но в культуре есть и
другие фольклорные выражения. Мифы и легенды Пуэрто-Рико имеют много общего с
устным народным творчеством других латиноамериканских стран. Так, здесь
популярен сказ о Чупакабре (Chupacabra) – монстре, терроризирующем
Южную Америку, Карибский бассейн и некоторые части США: некоторые люди верят,
что есть ужасное существо, которое сосёт кровь коз и других животных, оставляя
после себя только труп с двумя едва заметными ранками. Однако в Пуэрто-Рико
существуют и другие народные сказания, в число которых входит красивая легенда
о религиозной процессии в Старом Сан-Хуане. В 1797 году остров был атакован
британскими солдатами, и исход битвы не представлялся удачным. Тогда мирные
жители собрались на шествие с молитвами. Войско сэра Ральфа Аберкромби и
генерала Генри Харви увидело вдали свет множества факелов, и солдаты подумали,
что прибыло испанское подкрепление. Решив, что им не победить, британцы
отступили.
 |
Коки |
Листовая лягушка коки (Eleutherodactylus coqui) является
неофициальным символом, или талисманом, Пуэрто-Рико. Это бесхвостая амфибия,
потомство которой появляется из отложенной на суше икры, минуя стадию
головастика. С коки связана легенда о «лягушачьем дожде», происходящем
периодически в национальном парке Эль-Юнке: бывают моменты, когда в воздухе
оказываются десятки лягушек. Правда заключается в том, что эти животные обитают
высоко на деревьях, и когда их замечают естественные враги-хищники, лягушки
просто прыгают в сторону, а не спасаются бегством по стволу дерева. Они
настолько лёгкие, что их прыжок создаёт ощущение скольжения по воздуху.
Из
индейской эпохи на острове сохранилась легенда о колибри. Алида и Тароо
были молодыми влюблёнными из враждующих племён, которые тайно встречались в
лесу на берегу водоёма. Отец Алиды случайно узнал об этих свиданиях, очень
рассердился и назначил дочери свадьбу с мужчиной из своего племени. Девушка
молила богов избавить её от этой участи, и боги услышали её – превратили в
красный цветок. Тароо ничего не знал о событиях на вражеской стороне и все ночи
напролёт ждал возлюбленную на берегу, пока Луна не сжалилась над ним и не
рассказала о Алиды. Тогда юноша стал молить о помощи, чтобы найти тот красный
цветок, и боги превратили его в колибри. Легенда о Гуанине стала источником
вдохновения для индейцев таино на восстания против испанцев. Гуанина была
индейской принцессой, которая влюбилась в испанского офицера Кристобаля де
Сотомайора. Брат Гуанины ненавидел испанцев и поклялся убить Сотомайора во
время его поездки в другой город. Несмотря на предупреждения жены офицер уехал
и по дороге был убит, доказав всем таино, что испанцы смертны. Индейские вожди
назвали Гуанину предательницей и решили принести её в жертву богам, но когда её
нашли, она была уже мертва, и её голова покоилась на груди мужа. Их вместе
похоронили под сейбой, а случилось это в 1511 году.
 |
На Карнавале в Понсе |
Основные
праздники Пуэрто-Рико:
1
января – Новый Год,
6
января – День Волхвов,
20
января – главный день Фестиваля Сан-Себастьян в Старом Сан-Хуане,
плавающие
даты в феврале-марте – Карнавал в Понсе,
плавающие
даты в марте-апреле – Святая Неделя и Пасха,
22
марта – День Освобождения,
10
мая – День Матери,
25
мая – День Памяти,
21
июня – День Отца,
4
июля – День Независимости,
25
июля – День Конституции,
7
сентября – День Труда,
12
октября – День Колумба,
11
ноября – День Ветерана,
19
ноября – Открытие Пуэрто-Рико,
26
ноября – День Благодарения,
25
декабря – Рождество Христово.
Комментарии
Отправить комментарий