Фольклор Республики Сальвадор

 

Культура и фольклор Республики Сальвадор
    Сальвадор – маленькое государство в Центральной Америке, история которого развивалась наравне с другими регионами Мезоамерики: на древнюю индейскую цивилизацию, созданную народами майя, тольтеками и науа, наложилась европейская культура, в результате чего появилась яркая фольклорная смесь с удивительными проявлениями традиций. Её особенными выражениями являются идиоматические выражения с использованием испанизированных индейских слов, гастрономия, смешивающая ингредиенты Старого и Нового Света, ремесленничество, устное народное творчество, национальные костюмы и танцы. 

Изделия из дерева ручной работы

Чанчона


    История сальвадорской народной музыки и танцев начинается с религиозных обрядов, проводимых коренными этническими группами, для которых использовались барабаны, трещотки и флейты. С прибытием в страну европейцев менялись обычаи, стали зарождаться новые музыкальные жанры, и в употребление вводились новые музыкальные инструменты. Так, фольклорные ансамбли пользуются чанчоной – большим инструментом с четырьмя струнами, похожим на чуть уменьшенный контрабас, который изготавливается из сосны и красного дерева. Он очень популярен в восточной части Сальвадора, а в других регионах известен как тололоче и чикатеадо. Играют на чанчоне не смычком, а просто захватывают струны щипковыми движениями пальцев.

Хуко – духовой инструмент с очень древними корнями. Это самобытный хордофон, генерирующий звук при помощи струны и стержня, протянутого через хикару, кору плода калебасового дерева, верхняя часть которой покрыта оленьей кожей. При трении стержня хуко издаёт специфический глухой звук «хук-хук-хук». Сейчас такие инструменты делают не только из плодов калебасового дерева, но и из глины и древесины, – они получили широкое распространение в 1940-х годах, когда из индейской музыки с их использованием зародился музыкальный жанр и весёлый танец хук, особенно популярный во время праздников, посвящённых сахарному тростнику.

Культура и фольклор Республики Сальвадор

Чарраска


    Традиционными сальвадорскими музыкальными инструментами также являются маракасы, карамба, флейта пито-де-канья, чарраска из ослиной челюсти. Под их звуки проводятся народные гулянья, сопровождаемые большим количеством танцев, – известно более 30 фольклорных плясок и традиционных танцев. Их различие заключается в том, что фольклорные танцы передаются из поколения в поколение, у них нет автора, и они исполняются, как правило, в дни почитания святых католических покровителей и только в том месте, где зародились. Традиционные танцы связаны с трудовой крестьянской деятельностью и своей хореографией описывают локальные обычаи, а исполняют их под авторскую музыку, базирующуюся на фольклорных мотивах. В Сальвадоре также сохраняются и некоторые доиспанские ритуальные танцы, посвящённые явлениям природы и космосу и используемые в качестве церемоний при просьбах о дожде или других обрядах. К самым выдающимся сальвадорским танцам относятся:

Культура и фольклор Республики Сальвадор

Историантес


    историантес (historiantes)очень древний, известный как Танец Мавров и Христиан, распространённый в муниципалитете Куиснауат и повествующий о битвах европейских христиан с мусульманами и их изгнании с Пиренейского полуострова, к которому в качестве действующих лиц добавились «дьяволы», символизирующие коренное американское население;

панадеро (panadero) – типичный для муниципалитета Исалько быстрый и радостный танец, смысл которого заключается в поиске девушек, сватовстве и кокетстве;

комадрес (comadres) – ритуальный женский танец традиционного Праздника Проказниц (Fiesta de las Comadres), который начинается с разбития яйца, заполненного кондитерскими изделиями;

чичимекас (chichimecas) – религиозный танец, исполняемый группой девочек, одетых в национальные одежды и украшенных цветами;

Тигр и Олень (El Tigre y El Venado) – танцевальное представление из трёх частей, сопровождаемое музыкой маримбы, которое даётся во время Рождественских фиест и символизирует охоту на оленя, чтобы пожертвовать его Младенцу Иисусу;

Культура и фольклор Республики Сальвадор

Фестиваль Огненных Шаров


Культура и фольклор Республики Сальвадор

Игра "Арранка-себолья"

    Существует ещё множество народных танцев, но сальвадорские праздники также и не проходят без игр и народных забав. В качестве лучшего примера можно привести «Огненные шары» из муниципалитета Нехапа, название которого переводится как «Река Пепла». С 1990-х годов в нём проводится фестиваль, во время которого две группы хорошо защищённых молодых людей перебрасываются зажжёнными шарами, сделанными из тряпок и проводов. Есть две версии происхождения фестиваля: по одной он символизирует битву между Святым Иеронимом и дьяволом, по другой – то, что извержение вулкана Сан-Сальвадор в 1917 году не затронуло селение. Сальвадорцы также играют в карты, участвуют в конных гонках и групповых играх  детьми, рассказывают страшные истории и легенды, популярные во всех латиноамериканских странах: о Льороне, дуэнде и прочих мистических существах.

Культура и фольклор Республики Сальвадор

На Карнавале Сан-Мигель


Культура и фольклор Республики Сальвадор

День Мёртвых


Основные праздники Сальвадора:
 

1 января – Новый Год,

плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя и Пасха,

1 мая – День Труда,

3 мая – Фиеста-де-ла-Крус, Праздник Креста,

10 мая – День Матери,

17 июня – День Отца,

17-26 июля – Фиестас Хулиас, дни Святой Анны в одноимённом городе Санта-Ана;

6 августа – Сан-Сальвадор, «Сошествие Спасителя»,

15 сентября – День Независимости,

2 ноября – День Мёртвых,

последние выходные ноября – Карнавал Сан-Мигель,

25 декабря – Рождество.

Комментарии