Сальвадор
– маленькое государство в Центральной Америке, история которого развивалась
наравне с другими регионами Мезоамерики: на древнюю индейскую цивилизацию, созданную
народами майя, тольтеками и науа, наложилась европейская культура, в результате
чего появилась яркая фольклорная смесь с удивительными проявлениями традиций. Её
особенными выражениями являются идиоматические выражения с использованием
испанизированных индейских слов, гастрономия,
смешивающая ингредиенты Старого и Нового Света, ремесленничество, устное народное творчество, национальные костюмы
и танцы.
 |
Чанчона |
История
сальвадорской народной музыки и танцев начинается с религиозных обрядов,
проводимых коренными этническими группами, для которых использовались барабаны,
трещотки и флейты. С прибытием в страну европейцев менялись обычаи, стали зарождаться
новые музыкальные жанры, и в употребление вводились новые музыкальные
инструменты. Так, фольклорные ансамбли пользуются чанчоной – большим
инструментом с четырьмя струнами, похожим на чуть уменьшенный контрабас,
который изготавливается из сосны и красного дерева. Он очень популярен в
восточной части Сальвадора, а в других регионах известен как тололоче
и чикатеадо.
Играют на чанчоне не смычком, а просто захватывают струны щипковыми движениями
пальцев.
Хуко – духовой инструмент с очень древними
корнями. Это самобытный хордофон, генерирующий звук при помощи струны и стержня,
протянутого через хикару, кору плода калебасового дерева, верхняя часть которой
покрыта оленьей кожей. При трении стержня хуко издаёт специфический глухой звук
«хук-хук-хук». Сейчас такие инструменты делают не только из плодов калебасового
дерева, но и из глины и древесины, – они получили широкое распространение в
1940-х годах, когда из индейской музыки с их использованием зародился
музыкальный жанр и весёлый танец хук, особенно популярный во время
праздников, посвящённых сахарному тростнику.
 |
Чарраска |
Традиционными
сальвадорскими музыкальными инструментами также являются маракасы, карамба,
флейта пито-де-канья, чарраска из ослиной челюсти. Под их
звуки проводятся народные гулянья, сопровождаемые большим количеством танцев, –
известно более 30 фольклорных плясок и традиционных танцев. Их различие
заключается в том, что фольклорные танцы передаются из поколения в поколение, у
них нет автора, и они исполняются, как правило, в дни почитания святых
католических покровителей и только в том месте, где зародились. Традиционные
танцы связаны с трудовой крестьянской деятельностью и своей хореографией
описывают локальные обычаи, а исполняют их под авторскую музыку, базирующуюся
на фольклорных мотивах. В Сальвадоре также сохраняются и некоторые доиспанские ритуальные
танцы, посвящённые явлениям природы и космосу и используемые в качестве
церемоний при просьбах о дожде или других обрядах. К самым выдающимся
сальвадорским танцам относятся:
 |
Историантес |
историантес (historiantes) – очень древний, известный как Танец
Мавров и Христиан, распространённый в муниципалитете Куиснауат и повествующий о
битвах европейских христиан с мусульманами и их изгнании с Пиренейского
полуострова, к которому в качестве действующих лиц добавились «дьяволы»,
символизирующие коренное американское население;
панадеро (panadero) – типичный для муниципалитета Исалько быстрый
и радостный танец, смысл которого заключается в поиске девушек, сватовстве и
кокетстве;
комадрес (comadres) – ритуальный женский танец
традиционного Праздника Проказниц (Fiesta de las
Comadres), который начинается с разбития яйца,
заполненного кондитерскими изделиями;
чичимекас (chichimecas) – религиозный танец, исполняемый
группой девочек, одетых в национальные одежды и украшенных цветами;
Тигр и Олень (El Tigre y El Venado) – танцевальное представление
из трёх частей, сопровождаемое музыкой маримбы, которое даётся во время
Рождественских фиест и символизирует охоту на оленя, чтобы пожертвовать его
Младенцу Иисусу;
 |
Фестиваль Огненных Шаров |
 |
Игра "Арранка-себолья" |
Существует
ещё множество народных танцев, но сальвадорские праздники также и не проходят
без игр и народных забав. В качестве лучшего примера можно привести «Огненные
шары» из муниципалитета Нехапа, название которого переводится как «Река Пепла».
С 1990-х годов в нём проводится фестиваль, во время которого две группы хорошо
защищённых молодых людей перебрасываются зажжёнными шарами, сделанными из
тряпок и проводов. Есть две версии происхождения фестиваля: по одной он
символизирует битву между Святым Иеронимом и дьяволом, по другой – то, что
извержение вулкана Сан-Сальвадор в
1917 году не затронуло селение. Сальвадорцы также играют в карты, участвуют в
конных гонках и групповых играх детьми,
рассказывают страшные истории и легенды, популярные во всех латиноамериканских
странах: о Льороне, дуэнде и прочих мистических существах.
 |
На Карнавале Сан-Мигель |
 |
День Мёртвых |
Основные
праздники Сальвадора:
1
января – Новый Год,
плавающие
даты в марте-апреле – Святая Неделя и Пасха,
1
мая – День Труда,
3
мая – Фиеста-де-ла-Крус, Праздник Креста,
10
мая – День Матери,
17
июня – День Отца,
17-26
июля – Фиестас Хулиас, дни Святой Анны в одноимённом городе Санта-Ана;
6
августа – Сан-Сальвадор, «Сошествие Спасителя»,
15
сентября – День Независимости,
2
ноября – День Мёртвых,
последние
выходные ноября – Карнавал Сан-Мигель,
25
декабря – Рождество.
Комментарии
Отправить комментарий