Прошёл
уже год после моего переезда из России в Испанию, и на новом месте я продолжаю
исследовать особенности латиноамериканской истории и культуры. При чтении
различных статей о завоевании Испанской Короной американских земель невольно
возникала мысль: а какими были эти переселенцы на родине, чем занимались и что
из себя представляли? Однако ответить на этот вопрос, находясь в Каталонии,
сложно, так как в первой волне завоевателей каталонцев не было или были единицы
совершенно неизвестных в истории людей. И вот, занимаясь колумбийскими храмами, я увидела в Картахене-де-Индиас церковь
Сан-Педро-Клавер, освящённую в честь покровителя Колумбии Святого Петра
Клавера. Настоящее имя этого существовавшего в реальности религиозного деятеля
– Пере Клавер Корберо – оригинальное каталонское по происхождению. Вот оно!
Итак, познакомимся с частью истории Католической Церкви, связанной как с Новым,
так и со Старым Светом.
 |
Отчий дом Святого Петра Клавера
|
Для
ясного представления о личности Педро Клавера нужно сказать, что это был
скромный монах иезуитского ордена, которого характеризовали как достаточно
молчаливого, но очень продуктивного в своих делах. Он родился в 1580 году в
каталонском посёлке Верду провинции Лерида, в семье владельца небольшого
виноградника и оливкового сада. В 15 лет Пере уже был семинаристом, но ещё
сомневался в выборе монашеской жизни и миссионерской деятельности, поэтому в 16
он поступил в барселонский университет для изучения литературы, искусства и философии.
Окончив обучение в Барселоне, он принял монашеский постриг, вступил в Общество
Иисуса и отправился в Жирону для продолжения изучения гуманитарных наук, а
затем – на Майорку.
 |
Оливковые деревья в Верду
|
Любопытно,
что церковное начальство Клавера давало очень негативную оценку деятельности
молодого иезуита, говоря о низкой проницательности, посредственности на письме,
неосмотрительности в делах. Преподаватели колледжа Нуэстра-Сеньора-де-Монтесьон
в Пальма-де-Майорка прямо утверждали, что такой характер годится только «для
проповедей индейцам». Этот факт, а также дружба с Алонсо Родригесом Гомесом,
впоследствии ещё одним испанским святым, стали решающими в принятии решения о
переезде в Южную Америку с религиозной миссией. Не попрощавшись с семьёй – в
доме в Верду изменилась обстановка после смерти матери и второй женитьбы отца –
Пере отправился в Севилью, где сел на один из галеонов Королевского флота. В
1610 году он прибыл в порт Картахены, оплот работорговцев, пиратов и палачей,
однако его путь следовал дальше, вверх по течению реки Магдалена в Санта-Фе-де-Богота.
 |
Порт Картахены в наши дни
|
Педро
Клавер провёл шесть лет в Боготе и
Тунхе прежде чем снова вернуться в Картахену. В возрасте 35 лет он принял сан
священника и отслужил первую мессу в церкви Общества Иисуса, там же он
познакомился с Алонсо де Сандовалем, исследователем жизни африканцев и автором
первых научных трактатов о чернокожих рабах в Америке, работорговле и влиянии
религии на порабощение людей. Невозможно описать, с каким вниманием и жадностью
слушателя Клавер воспринимал учение Сандовала – он оказался душой и телом
предан «чернокожим дьяволам», в невероятном количестве прибывавшим в порт на
Карибском море. Сейчас это кажется чудовищным, но в эпоху колонии было принято
считать, что у африканцев нет души и они сами хотят быть рабами, следовательно,
они не могут страдать в нечеловеческих условиях невольничьих кораблей и рынков.
Испанские миссионеры не могли остановить работорговлю, но по мере возможностей
старались облегчить участь пленённых.
 |
Храм Сан-Педро-Клавер
|
До
захода в порт невольничьего корабля Клавер по всему городу искал того, кто бы
смог служить ему переводчиком. Как правило, это были слуги картахенской знати.
Священника очень плохо принимали и часто оскорбляли, но он добивался своего, а
позже школа при церкви, где он служил, сама обзавелась переводчиками для
африканцев. В их сопровождении Клавер отправлялся в порт, закупив корзины с
фруктами, хлебом, мясом и вином, и спускался в трюмы, где томились от 300 до
400 человек. Он раздавал им еду, а совсем больных доставлял в лазареты, на
ярких примерах объяснял принципы христианской религии и в итоге крестил их.
Миссионерская деятельность на этом не ограничивалась: священник посещал богатые
дома с плантациями и просил уважения к рабам, заботился о пострадавших во время
эпидемии оспы в 1633-1634 годах, ходил в тюрьмы и выслушивал заключённых.
Оценка этой работы была очень противоречивой, а отсылаемые в Рим раппорты –
негативными. Выделение чёрных перед белыми осуждалось в высших кругах и самой
Церковью, и доходило до того, что жёны высокопоставленных чиновников Картахены
не заходили в храм, если на мессе Клавера присутствовали африканцы.Брат
Пётр умирал больным, покинутый всеми. В 1650 году он хотел отправиться в район,
заселённый индейцами-язычниками, но не смог из-за болезни, вероятно, паралича.
С этого момента он всё реже вёл службы и всё чаще оставался в своей комнате, но
по-прежнему принимал у себя чёрных невольников. Ему становилось хуже, и долгие
часы он проводил без сознания в одиночестве – физически неполноценным Клавер
прожил четыре года. Перед смертью в 1654 году в Картахене узнали о его
бессознательном состоянии, и началось «великое паломничество», богаты и бедные хотели
прикоснуться к нему, взять прядь его волос или кусок одежды, а картахенские
африканцы прямо называли священника «святым». Официально Педро Клавер был
канонизирован в 1747 году, в 1896 году он признан покровителем африканских
миссий, а в 1985 году – защитником прав человека.

 |
Храм в Верду |
Жизнь
Святого Петра Клавера – яркий пример того, какой должна быть христианская
любовь к самым несчастным и обездоленным. День его смерти, 9 сентября, является
католическим религиозным праздником, собирающим тысячи паломников у храма в
Картахене-де-Индиас, а также в Верду – на родину миссионера-иезуита приезжают
верующие из Латинской Америки и Азии, где тоже распространилось его учение. По
обычаю они останавливаются в сохранившемся доме семьи Клавер, который сейчас
называют Святилище, или Сантуарио-де-Сан-Педро-Клавер. К двухэтажному зданию,
где в конце XVI века родился Пере, пристроена часовня с огромным
внутренним пространством и помещениями для гостей. В углу этого большого общего
зала внимание привлекает статуя Сан-Педро в традиционном исполнении – Святой Пётр
Клавер склонил голову к чёрному худенькому мальчику. Такое же изображение можно
видеть и в приходской церкви Верду, являющейся местной достопримечательностью.
Но не только этим славен каталонский посёлок: рядом на холме сохраняются
остатки иберийского селения возрастом более двух тысяч лет, а в самом посёлке
есть замок XI века и несколько лавок с традиционной керамикой –
этот промысел здесь существует с XIII столетия.Более
подробно о моей поездке в Верду можно прочитать здесь.
Комментарии
Отправить комментарий