Мои каталонские открытия: из Верду в Картахену

 

Жизнь Святого Петра Клавера

    Прошёл уже год после моего переезда из России в Испанию, и на новом месте я продолжаю исследовать особенности латиноамериканской истории и культуры. При чтении различных статей о завоевании Испанской Короной американских земель невольно возникала мысль: а какими были эти переселенцы на родине, чем занимались и что из себя представляли? Однако ответить на этот вопрос, находясь в Каталонии, сложно, так как в первой волне завоевателей каталонцев не было или были единицы совершенно неизвестных в истории людей. И вот, занимаясь колумбийскими храмами, я увидела в Картахене-де-Индиас церковь Сан-Педро-Клавер, освящённую в честь покровителя Колумбии Святого Петра Клавера. Настоящее имя этого существовавшего в реальности религиозного деятеля – Пере Клавер Корберо – оригинальное каталонское по происхождению. Вот оно! Итак, познакомимся с частью истории Католической Церкви, связанной как с Новым, так и со Старым Светом.


Жизнь Святого Петра Клавера
Отчий дом
Святого Петра Клавера

Для ясного представления о личности Педро Клавера нужно сказать, что это был скромный монах иезуитского ордена, которого характеризовали как достаточно молчаливого, но очень продуктивного в своих делах. Он родился в 1580 году в каталонском посёлке Верду провинции Лерида, в семье владельца небольшого виноградника и оливкового сада. В 15 лет Пере уже был семинаристом, но ещё сомневался в выборе монашеской жизни и миссионерской деятельности, поэтому в 16 он поступил в барселонский университет для изучения литературы, искусства и философии. Окончив обучение в Барселоне, он принял монашеский постриг, вступил в Общество Иисуса и отправился в Жирону для продолжения изучения гуманитарных наук, а затем – на Майорку.


Жизнь Святого Петра Клавера
Оливковые деревья в Верду
Любопытно, что церковное начальство Клавера давало очень негативную оценку деятельности молодого иезуита, говоря о низкой проницательности, посредственности на письме, неосмотрительности в делах. Преподаватели колледжа Нуэстра-Сеньора-де-Монтесьон в Пальма-де-Майорка прямо утверждали, что такой характер годится только «для проповедей индейцам». Этот факт, а также дружба с Алонсо Родригесом Гомесом, впоследствии ещё одним испанским святым, стали решающими в принятии решения о переезде в Южную Америку с религиозной миссией. Не попрощавшись с семьёй – в доме в Верду изменилась обстановка после смерти матери и второй женитьбы отца – Пере отправился в Севилью, где сел на один из галеонов Королевского флота. В 1610 году он прибыл в порт Картахены, оплот работорговцев, пиратов и палачей, однако его путь следовал дальше, вверх по течению реки
Магдалена в Санта-Фе-де-Богота.

Жизнь Святого Петра Клавера
Порт Картахены в наши дни

Педро Клавер провёл шесть лет в Боготе и Тунхе прежде чем снова вернуться в Картахену. В возрасте 35 лет он принял сан священника и отслужил первую мессу в церкви Общества Иисуса, там же он познакомился с Алонсо де Сандовалем, исследователем жизни африканцев и автором первых научных трактатов о чернокожих рабах в Америке, работорговле и влиянии религии на порабощение людей. Невозможно описать, с каким вниманием и жадностью слушателя Клавер воспринимал учение Сандовала – он оказался душой и телом предан «чернокожим дьяволам», в невероятном количестве прибывавшим в порт на Карибском море. Сейчас это кажется чудовищным, но в эпоху колонии было принято считать, что у африканцев нет души и они сами хотят быть рабами, следовательно, они не могут страдать в нечеловеческих условиях невольничьих кораблей и рынков. Испанские миссионеры не могли остановить работорговлю, но по мере возможностей старались облегчить участь пленённых.


Жизнь Святого Петра Клавера
Храм Сан-Педро-Клавер
До захода в порт невольничьего корабля Клавер по всему городу искал того, кто бы смог служить ему переводчиком. Как правило, это были слуги картахенской знати. Священника очень плохо принимали и часто оскорбляли, но он добивался своего, а позже школа при церкви, где он служил, сама обзавелась переводчиками для африканцев. В их сопровождении Клавер отправлялся в порт, закупив корзины с фруктами, хлебом, мясом и вином, и спускался в трюмы, где томились от 300 до 400 человек. Он раздавал им еду, а совсем больных доставлял в лазареты, на ярких примерах объяснял принципы христианской религии и в итоге крестил их. Миссионерская деятельность на этом не ограничивалась: священник посещал богатые дома с плантациями и просил уважения к рабам, заботился о пострадавших во время эпидемии оспы в 1633-1634 годах, ходил в тюрьмы и выслушивал заключённых. Оценка этой работы была очень противоречивой, а отсылаемые в Рим раппорты – негативными. Выделение чёрных перед белыми осуждалось в высших кругах и самой Церковью, и доходило до того, что жёны высокопоставленных чиновников Картахены не заходили в храм, если на мессе Клавера присутствовали африканцы.

Брат Пётр умирал больным, покинутый всеми. В 1650 году он хотел отправиться в район, заселённый индейцами-язычниками, но не смог из-за болезни, вероятно, паралича. С этого момента он всё реже вёл службы и всё чаще оставался в своей комнате, но по-прежнему принимал у себя чёрных невольников. Ему становилось хуже, и долгие часы он проводил без сознания в одиночестве – физически неполноценным Клавер прожил четыре года. Перед смертью в 1654 году в Картахене узнали о его бессознательном состоянии, и началось «великое паломничество», богаты и бедные хотели прикоснуться к нему, взять прядь его волос или кусок одежды, а картахенские африканцы прямо называли священника «святым». Официально Педро Клавер был канонизирован в 1747 году, в 1896 году он признан покровителем африканских миссий, а в 1985 году – защитником прав человека.

Жизнь Святого Петра Клавера
Жизнь Святого Петра Клавера
Храм в Верду

  
Жизнь Святого Петра Клавера – яркий пример того, какой должна быть христианская любовь к самым несчастным и обездоленным. День его смерти, 9 сентября, является католическим религиозным праздником, собирающим тысячи паломников у храма в Картахене-де-Индиас, а также в Верду – на родину миссионера-иезуита приезжают верующие из Латинской Америки и Азии, где тоже распространилось его учение. По обычаю они останавливаются в сохранившемся доме семьи Клавер, который сейчас называют Святилище, или Сантуарио-де-Сан-Педро-Клавер. К двухэтажному зданию, где в конце XVI века родился Пере, пристроена часовня с огромным внутренним пространством и помещениями для гостей. В углу этого большого общего зала внимание привлекает статуя Сан-Педро в традиционном исполнении – Святой Пётр Клавер склонил голову к чёрному худенькому мальчику. Такое же изображение можно видеть и в приходской церкви Верду, являющейся местной достопримечательностью. Но не только этим славен каталонский посёлок: рядом на холме сохраняются остатки иберийского селения возрастом более двух тысяч лет, а в самом посёлке есть замок XI века и несколько лавок с традиционной керамикой – этот промысел здесь существует с XIII столетия.

Более подробно о моей поездке в Верду можно прочитать здесь.

Комментарии