Не
так давно мы начали новую рубрику, посвящённую архитектуре Латинской Америки.
Тема эта настолько многогранна, что очень трудно выбрать, с какого архитектурного
стиля начать, и первым сюжетом был Рио-Бек в Мексике, а точнее, в Империи майя. Мы ещё вернёмся к рассмотрению древних индейских
строений и их особенностей, а сегодня я хочу перенестись в центр союза древних
государств, где в наши дни больше половины населения являются потомками майя, –
в Гватемалу. Вы когда-нибудь обращали внимание на архитектуру гватемальских
католических храмов?
![]() |
Бартоломе де лас Касас- |
Гватемала
расположена в Центральной Америке, где буйствует природа и значительная часть
территории покрыта густыми лесами и горами. С языка науатль название страны
переводится как «место множества деревьев» – такое определение ей дали
тласкальские солдаты, в 1523 году ведомые конкистадором Педро де Альварадо на
завоевание новых земель. Майянские народы в течение года сопротивлялись, но не
могли противостоять огнестрельному оружию и европейским болезням; важно
подчеркнуть, что некоторые испанские солдаты были больны оспой, скосившей в
дальнейшем значительную часть индейских воинов. С 1524 года, постепенно шаг за
шагом, земли Гватемалы входили в состав Испанской Короны, а несогласные индейцы
периодически восставали и пытались скрыться в горах и джунглях. Во второй
половине XVI века прятаться уже было невозможно, и в этот же
период в страну стали прибывать иезуитские, доминиканские и францисканские миссионеры,
начавшие катехизацию «диких язычников».
![]() |
Церковь Иль-Джезу, Рим |
В
1520-х годах в искусстве Западной Европы зародилось новое направление, чему
предшествовали значимые исторические события. Его эстетику можно толковать как
раннюю стадию барокко, нарушающую целостность ренессансных композиций и сбалансированность
форм. Это течение, названное маньеризм, выразилось в живописи, литературе,
скульптуре и в архитектуре, и хорошим примером ему служит главный иезуитский
храм Иль-Джезу в Риме постройки 1568-1584 годов. Образ церкви Джезу был принят в
качестве канона для всех иезуитских храмов Европы, а с началом миссионерской
деятельности в Латинской Америке он попал в Гватемалу, где сформировал
собственный архитектурный стиль.
![]() |
Ночной вид Кафедрального |
Административный
центр департамента Сакатепекес, город Антигуа-Гватемала, с 1543 года был
столицей государства, поэтому неудивительно, что в его застройке есть такие
архитектурные жемчужины как Кафедральный собор Святого Иосифа. Его возвели в
1680 году на месте снесённой церкви, и, хотя его конструкция неоднократно
страдала от землетрясений, в фасаде можно отметить лучший классический
гватемальский вариант барочного маньеризма.
Главный фасад имеет три двери, центральная из которых расположена в утопленном
тимпане, а в его дробном декоре присутствует атаврик – растительный орнамент в форме
ветвей и листьев, представляющий собой образец мастерства колониальных
каменотёсов. В ниши фасада, красиво подсвеченные в тёмное время суток, помещены
статуи 12 апостолов и Святого Семейства. Прекрасные лепные украшения дополняют
и резные капители колонн, и карнизы здания, подчёркивая важность собора.
![]() |
Санта-Мария-Чикимула |
![]() |
Салама |
Иезуитский
орден продолжал свою деятельность на территории Гватемалы с 1582 года до 1 июля
1767 года – вехи, когда все последователи Общества Иисуса были изгнаны из
испанских колоний. За это время монахи ордена основали несколько колледжей с
разными уровнями обучения, заложили многочисленные монастыри и приходские
храмы. Архитектура их построек соответствовала духу маньеризма, но, поскольку
Гватемала всегда оставалась бедным государством, не все походили на
Кафедральный собор в Ла-Антигуа и отличались от него более скромным декором,
сохраняя при этом традиционные формы. В 1937 году иезуиты вернулись в Гватемалу
и снова начали управление католическими приходами, образовательными и лечебными
учреждениями. Среди наиболее заметных памятников религиозного зодчества в стиле
гватемальского маньеризма, построенных и отреставрированных при помощи ордена
нужно назвать следующие:
![]() |
Рабиналь |
![]() |
Сан-Франсиско-Эль-Альто |
церковь
Рождества Богородицы в муниципалитете Санта-Мария-Чикимула департамента
Тотоникапан;
церковь
Святого Франциска Ассизского в муниципалитете Сан-Франсиско-Эль-Альто
департамента Тотоникапан;
церковь
Святого Христофора Ликийского в муниципалитете Сан-Кристобаль департамента
Тотоникапан;
![]() |
Сан-Кристобаль |
![]() |
Сан-Педро-Пинула |
церковь
Святого Апостола Матвея в городе Салама департамента Баха-Верапас;
церковь
Святого Апостола Павла в городе Рабиналь департамента Баха-Верапас;
церковь
Святого Апостола Петра в муниципалитете Сан-Педро-Пинула департамента Халапа;
церковь
Святого Августина Блаженного в муниципалитете Сан-Агустин-Акасагуастль
департамента Эль-Прогресо.
![]() |
Сан-Агустин-Акасагуастль |
![]() |
"Иисус из Назарета" |
Перечисленные
храмы являются образцом гватемальского маньеризма, но перед исследующим страну
путешественником могут предстать и другие сооружения, выполненные в данном
архитектурном стиле, более скромные или более вычурные. Их объединяют не только
общие черты фасада с каменной резьбой, колоннами и статуями в нишах, но и
хранящиеся внутри произведения искусства. Принято полагать, что Гватемала
занимала маргинальное положение в Новой Испании, тем не менее, в ней тоже
существовала собственная художественная школа, и её обособленному развитию способствовала
отдалённость от основных политико-экономических центров Вице-королевства.
Новатором и основоположником гватемальской скульптуры был Матео де Суньига
(1615-1687), который с 1640 года уже работал как учитель. Скульптуру, распятия
и живописные полотна его последователей по всей стране характеризуют
чувственные выражения лиц, гармония, безмятежность и равновесие – всё то, что унаследовано
от эпохи Возрождения позднего периода.
Комментарии
Отправить комментарий