 |
Национальный парк Амборо |
На
западе боливийского департамента Санта-Крус, где так называемый Андский Локоть
меняет направление в южную сторону, расположен Национальный парк Амборó. Эта природная
область со сказочными ландшафтами объединяет десятки экосистем регионов Юнгас и
Чако, сухих и влажных вечнозелёных топических лесов, где растут пальмы,
креольский орех и орхидеи, обитают андские медведи, муравьеды и ягуары. Парк
представляет собой уникальный биоресурс, однако он интересен не только природой,
но и древними тайнами: в сфере его влияния находится один из археологических памятников
ЮНЕСКО Боливии – Форт Самайпата.
 |
Культивация кукурузы в Гран-Чако |
Боливию населяют более
трёх десятков этнических групп, история происхождения которых достаточно
запутана. С 1500 года до нашей эры по 800 год бассейн реки Ориноко покинули в поисках новых плодородных земель несколько
народностей аравакской лингвистической семьи. Часть из них направилась на
юго-запад в сторону Анд – то была группа, известная как чане. Этот этнос осел в
географическом районе, расположенном между низменными равнинами Гран-Чако и
восточными предгорьями Анд, где сформировал одну из наиболее важных доинкских
культур. Чане жили в плотно заселённых деревнях, выращивали кукурузу, арахис,
хлопок и тыкву и занимались производством керамических изделий, что позволяло
им торговать с кечуа, мохос и аравакскими группами.
 |
Самайпата |
 |
Эль-Каскабель |
На
самой границе Гран-Чако и Анд около 300 года до нашей эры на остатках селения
предыдущей культуры мохокойя чане возвели новый город, ставший самым значимым
религиозным, церемониальным и жилым центром округи. Они назвали его «Самайпата»
– «место отдыха между горами». Поколения за поколениями жители города обрабатывали
огромную скалу, красками и рельефом наносили геометрические и зооморфные
изображения, устраивали жилища и алтари. Предполагается, что положение
церемониального центра на вершине горы на высоте 1950 метров над уровнем моря
помогало им общаться с богами, вести астрономические наблюдения и рассчитывать
сельскохозяйственные циклы, а также предупреждать набеги вражеских отрядов.
Самой загадочной структурой скалы является Эль-Каскабель с двумя параллельными
линиями, указывающими на восточную часть небосвода. Одна из версий утверждает,
что это изображение посвящено полёту кометы Галлея, а другая – что на этом
месте находилась взлётная площадка древнего летательного аппарата.

 |
Гуарани |
В
середине XV века в Андах появилась крупнейшая государственная
система доколумбовой Америки – Империя инков. Инки покорили большое число
андских народностей, и их влияние простиралось до Амазонии, но вглубь
Южноамериканского континента они пройти не могли: в области Чако доминировали
кочующие племена воинственных гуарани. Миролюбивые земледельцы чане поддались
Империи, и их земли превратились в восточную провинцию андского государства, а
город Самайпата стал её столицей. Чтобы обезопасить себя от нападений гуарани, инкский
принц Гуакане и чанеский царь Григотá заключили договор о совместной обороне. Церемониальный
центр был укреплён как крепость: при помощи гидравлического оборудования были
построены оборонительные стены, резиденции знати и священнослужителей,
проведены оросительные каналы. На периферии земель народа чане также появилось
несколько инкских фортов.
 |
Остатки инкских сооружений |
Кроме
структуры Эль-Каскабель важнейшим частью церемониального центра Самайпаты
является Хор Священников, представляющий собой круг с 18 треугольными и
прямоугольными нишами, служившими, по-видимому, сидениями для представителей
духовенства. Внизу скалы находилась 21 ниша, где хранились церемониальные
предметы, а к югу от неё – жилой и административный сектор, возведённый на трёх
искусственных платформах. Его наиболее заметной структурой является большая
трапециевидная площадка с традиционным для инков зданием, которое археологи
назвали калланка, – вторым по величине в Боливии. В этом же секторе находятся
остатки Акльяуаси, Дома Дев Солнца. Примечательно,
что инки не разрушали чанеские фундаменты и структуры, а добавляли свои платформы,
строения и горельефы к уже имевшимся.
 |
Колониальная часть |
Как
бы хорошо инки ни укрепили Самайпату, в конце XV
столетия
город не смог противостоять восточным боливийским гуарани, или чирингуано.
Точная дата битвы неизвестна, но испанские летописцы XVI
века утверждают, что в ней погиб инкский принц Гуакане, столица была разрушена,
женщины кечуа и чане взяты в плен. Царь Григота продолжал сопротивляться
натиску гуарани и даже отбил атаку, но в итоге отдал свою территорию захватчикам.
Народ чане был порабощён и с течением времени полностью перенял язык гуарани –
сохранились лишь несколько общин этого этноса на северо-западе Аргентины и на
реке Парапети в Боливии, но его представители идентифицируют себя как
ава-гуарани. Около 1520 года в Самайпату пришли испанцы, освободили район от
аравакских народов и основали новое селение со старым названием, которое
просуществовало лишь до 1618 года. Остатки колониальных строений в андалусском
стиле до сих пор можно видеть в секторе руин, известном как Площадь Трёх
Культур.
 |
Исследовательский центр археологического памятника Самайпата |
 |
В современной Самайпате |
В
1998 году Самайпата была признана памятником наследия Человечества, и в
настоящее время является второй по посещаемости археологической зоной Боливии.
Её исследовательский центр представляет своим гостям уникальную
коллекцию керамики и текстиля народа чане, отдельные образцы которой датируются
200 годом до нашей эры, а также даёт информацию о последовательном изменении
Форта Самайпата и его жителях. Памятник находится в трёх часах езды от
Санта-Крус-де-ла-Сьерра, а добраться до него можно пешком из современного городка
Самайпата, на автобусе или велосипеде. Посещающим его и Национальный пак Амборо
путешественникам будут также интересны местные винодельни – вся округа является
крупнейшим винодельческим районом Боливии.
Комментарии
Отправить комментарий