Инти |
Аклья |
Информация
о социальном строе, культах, быте и особенностях системы образования в Империи
инков взята из испанских летописей периода завоевания и колонии – в самом
инкском государстве письменность не существовала, а знания передавались в
устной форме. Все источники указывают на то, что обучение предназначалось только
для детей высших классов: юношам из дворянства, сыновьям вождей в общинах и
девочкам, отобранным за выдающуюся красоту и социальный статус.
Школы
для мальчиков назывались «Ячайваси» («Дом Знаний»). Их было несколько в Империи, и в них преподавали учителя-«амауты». Юноши учились в течение четырёх лет, изучая
в первый год язык кечуа, во второй – религию, в третий – математику, астрономические
приёмы и учёт населения, в чётвёртый – историю Империи. Кроме того, на
протяжении всего обучения у них были изнурительные занятия по физической и
военной подготовке. Школу заканчивали в 16 лет выпускными испытаниями, и после
этого молодые люди начинали самостоятельную жизнь, выбрав военную или
государственную службу.
Монастырь Санта-Каталина |
Пачакамак - руины храма со |
Образование
девочек кардинально отличалось. Посланник Инки, или сам Инка, объезжал даже
самые отдалённые общины Империи для отбора красивых девушек. Те, которые не
удостоились участи стать акльями, учились в семье у своих матерей, постигая
такие науки как вязание, готовка, сельское хозяйство, уход за детьми. Обладающие
хорошими внешними данными девочки с благородным происхождением попадали в школы
«Акльяуаси» («Дом избранных»), где обучение также велось на протяжении четырёх
лет, а преподавали религию, текстильные ремёсла, приготовление ритуальных
напитков, кулинарию. По завершению выпускницы становились, в основном, обеспечивающими
тканью государство ремесленницами, жёнами дворян и военных, служанками по
приготовлению священной чичи или наставницами других учениц, а небольшая группа
«дев Солнца», полностью лишённая контактов с внешним миром, предназначалась для
служения культу – к этим девушкам никто не имел права приближаться.
Акльяуаси в Ингапирке, Эквадор |
Приготовление чичи - |
В
школу брали девочек разного возраста, от 8 до 14 лет. Наставницами учениц
Акльяуаси были «мамакуны», то есть высшие жрицы. По легенде первой мамакуной в Империи
была жена Инки Манко Капака, Мама-Окльо, которая учила индейских женщин плести
кружева, шить платья, прясть и вязать. Впоследствии мамакуны стали заботиться не
только о бытовых навыках девушек, но и о развитии чувства принадлежности к
аристократии и религиозного долга. Акльи подразделялись на несколько категорий:
Юрак-акльи
– «Солнечные девы», служительницы культа Инти;
Уайро-акльи
– дочери провинциальных дворян, из которых Инка выбирал вторых жён;
Пако-акльи
– дочери мелких военачальников, которые отдавались в жёны мелким дворянам;
Яна-акльи
– служанки в Акльяуаси, которые отдавались в жёны простолюдинам инкского
происхождения:
Таки-акльи
– девушки, предназначенные для исполнения песен, танцев и музыки в Акльяуаси и
в доме Инки.
Акльи |
Главный храм Солнца в |
Юрак-акльи
по статусу были на голову выше всех остальных. Их воспитание было особенно
строгим, так как такое звание девушки служило гарантией самого благородного
происхождения, лучшего образования, одарённости и девственности. Последний
момент наиболее важен, за нарушение клятвы вечного целомудрия девушка каралась
смертью, причём не от человеческой руки, а от голода. Если же аклья оказывалась
беременной, а факт потери девственности не был доказан, то её ребёнка
признавали Сыном Солнца, и он получал императорскую благосклонность до конца
дней. Основной же миссией Юрак-акльи было служение Инти в храме Солнца. Инки
много воевали и при захвате земель соседних народов всегда возводили новые
храмы для продолжения культа Инти, оставляя в них своих жриц для отправления
ритуалов.
Комментарии
Отправить комментарий