Народы Латинской Америки: ашанинка


Население Перу: индейцы ашанинка
В покрытых сельвой бассейнах перуанских рек Апуримак, Эне, Тамбо, Перене и Укаяли, а также в нескольких общинах Бразилии, проживает самая многочисленная амазонская этническая группа, пережившая завоевание инков, испанскую колонизацию, каучуковый бум и беспощадную гражданскую войну, которая привела Перу на край пропасти в 1980-х. Это – ашáнинка, народ, в разные эпохи называемый кампа, анти, компариа, часкосо, чунчо. Индейцы этой группы имеют собственный язык, принадлежащий к аравакской лингвистической семье, делящийся на многочисленные диалектические разновидности и признанный официальным в Аякучо наравне с кечуа и испанским. Их численность достоверно неизвестна, но считается, что в Бразилии проживает менее тысячи человек, а в Перу – около 90 тысяч.


Население Перу: индейцы ашанинка

Ашанинка

Этнографические и лингвистические исследования показывают, что аравакские языки распространились в Амазонии уже 3000 лет назад – это время, когда ашанинка обосновались в бассейне Укаяли и воевали с многочисленными соседними племенами. В эпоху, когда инки начали завоевание народов Анд, тихоокеанского побережья и тропических предгорий, этот этнос сумел не только сохранить независимость, но и поддерживать торговые отношения с Империей. Обнаруженные бронзовые орудия труда и оружие свидетельствуют о стабильном обмене товарами: металлические андские инструменты, золотые и серебряные украшения, шерстяная ткань и соль менялись на яркие перья тропических птиц, травы и плоды, мясо и рыбу. Вполне возможно, что ашанинка имели и собственную армию, так как инки выстроили несколько крепостей на пути из гор в джунгли для защиты от амазонских народов.

Народы Перу: ашанинка

Дети ашанинка

Испанская колонизация для народа началась в XVII веке с проникновения в Перу францисканских миссионеров. К 1675 году ими было основано 38 миссий на территории народов ашанинка и янеша, и за этот период численность населения сократилась с 3,5 тысяч человек до одной тысячи, главным образом, из-за принесённых болезней и эпидемий. В 1742 году индейцы приняли участие в восстании Хуана Сантоса Атауальпы из кечуа, целью которого было возрождение Империи инков и изгнание испанцев. Атауальпе удалось объединить такие народы джунглей как ашанинка, янеша, шипибо-конибо, и они довольно долго держали под контролем восточные земли Вицекоролевства Перу до тех пор, пока в 1756 году их вождь не исчез таинственным образом без каких-либо известий о причине смерти.

Население Перу: индейцы ашанинка

Охота на птиц: охотник
с дробовиком
прячется в хижине

В XIX веке на территорию ашанинка проникало всё больше людей европейского и андского происхождения. Индейцы сопротивлялись давлению и организовывались в военизированные группы для самозащиты, что и повлияло на их дальнейшую судьбу – народ оказался в числе первых, подвергшихся политическим репрессиям и насильственному уничтожению. Предполагается, что за два последних десятилетия позапрошлого столетия исчезли 30-40 общин, 5000 человек были убиты, 6000 человек захвачены в плен для различных работ, в том числе, по добыче каучука. В XX веке ашанинка были обвинены в пособничестве партизанам Революционного движения имени Тупака Амару и вовлечены в один из самых кровавых конфликтов за всю историю Перу, развязавшийся между правительством и террористической организацией Сендеро Луминосо. Кроме того, спокойствие мирной жизни джунглей нарушали наркоторговцы и плантаторы коки.

Индейское жилище

Традиционная деревня
ашанинка

Индейское жилище

В общине

В наши дни группа ашанинка начинает оправляться от насилия, её численность стабильно растёт, и, согласно статистике, люди старше 64 лет составляют всего 1% населения. Обычно общины располагаются на берегах рек и ручьёв, и в них проживают немногим менее 200 человек. У народа есть традиция брать женщин в жёны в соседних общинах и приводить их в дом родителей мужа на время до рождения первенца, а после появления первого ребёнка семья начинает строить собственное жилище. Дома ашанинка бывают двух типов, интомоэ и каапа. Интомоэ – семейный дом, где спят все члены семьи и женщина хранит очаг. Каапа – мужской ритуальный дом, где живут холостяки и принимают гостей, ведут с ними долгие разговоры и обмениваются подарками. Конструкция домов, различных по размеру, всегда прямоугольная в плане с не очень высокой двускатной или четырёхскатной крышей. Они строятся закрытыми из растительных материалов: стены возводят из вбитых вертикально деревянных кольев, крышу покрывают пальмовыми листьями. Общины ашанинка характеризуются чистотой и опрятным видом, это касается и разбиваемых поблизости семейных огородов, называемых чакрами.

Индейская пища

Каму-каму

Участок для чакр расчищается подсечно-огневым методом. В своих огородах ашанинка выращивают фасоль, чили, арахис, бананы, кукурузу, бататы и белый ямс, сахарный тростник, ананасы, но главной потребляемой сельскохозяйственной культурой является маниок. Питание народа дополняют продукты охоты, рыбалки и собирательства – в зоне их расселения растут более десятка видов пальм, дающих съедобные плоды, а также папайя, пурума, манго, цитрусовые, другие фруктовые и ореховые деревья, кроме того, они собирают съедобные травы, улиток и гусениц. К основным блюдам ашанинка относятся:


Индейская пища

Чипадо

Индейская пища

Патарашка

такачо (tacacho) – большие шарики, приготовленные из жареного зелёного плантана со свиными шкварками, которые подают с вяленым мясом, маниоком и соусом из мексиканского кориандра и чили;
зажаренная на открытом огне оленина, сервированная с такачо, овощным бананом и маниоком;
чипадо (chipado) – сом, которого в Амазонии называют барбон, приправленный солью и соусом и завёрнутый в банановые листья; готовят такую рыбу на костре и подают с традиционными овощными бананами и маниоком;
Индейская пища

Распитие масато

патарашка (patarashca) – любая речная рыба, приправленная солью, чесноком, луком и перцем, завёрнутая в листья банана или калатеи и запечённая на гриле или в духовке; подают патарашку с чичей, напитками из агуахе или каму-каму;
масато (masato) – священное маниоковое пиво, которое подаётся в качестве приветствия, имеющее белый цвет, горький вкус и запах лошади.

Индейцы Перу: ашанинка

Одна из разновидностей
женских туник

В отличие от большинства амазонских групп этнос ашанинка всегда использовал одежду. Сейчас свой традиционный костюм они обозначают словом кушма, которое происходит из языка кечуа, – подобие туники тёмного цвета. Однако в языке ашанинка есть собственный термин, подразумевающий все тканые и плетёные изделия в целом, – китхаренци. Производство одежды является одним из главных женских народных ремёсел. Туники изготавливают из хлопка, при этом есть различия между мужскими и женскими. Мужская туника имеет V-образный вырез, яркие вертикальные линии и изображения попугаев ара, рыб и змей. У женского костюма U-образная форма выреза, горизонтальные линии, а рисунки, нанесённые растительными красителями, представляют ягуаров и змей. Окрашивают ткань корой махагони и илом.

Народы Перу: ашанинка

Изделия из амазонских семян

Индейцы Перу: ашанинка

Пряха

Для поездок за пределы общины ашанинка надевают головные уборы, сплетённые из листьев кокосовой пальмы и украшенные перьями попугаев ара, – аматхеренци. Вообще, кроме кокосовой пальмы, в ремёслах и кулинарии народа используются 13 видов амазонских пальм. Например, из некоторых твёрдых пальмовых семян плетут огромные, спадающие на спину ожерелья тчошики с диагональными орнаментами, выполненными с добавлением и других видов растительных материалов. Из древесины кедра делают барабаны, различающиеся по размеру и обтянутые кожей поросёнка, обезьян или кабанов. Другим традиционным музыкальным инструментом является флейта из бамбуковых трубок, связанных хлопковой нитью.

Население Перу: коренные народы
Народы Перу: ашанинка

Школьники

В XX веке социальная структура общин ашанинка претерпела значительные изменения, в из жизни появились кооперативы и школы, занявшие центральное место, а вождями стали люди, являющиеся посредниками между индейцами и правительством, как, например, Рут Буэндиа – защитник окружающей среды и лидер коренной группы. Однако в самих джунглях по-прежнему важнейшую роль играют кураки и шаманы, а быт подчиняется сложной космологической системе, делящей Вселенную на мир людей и многоуровневый мир духов. С потусторонними силами, злыми духами камари, главным демоном Манкоите и добрыми духами амасенка, шаманы взаимодействуют при помощи табака, коки и аяуаски. Церемония распития аяуаски обычно устраивается для лечения местных болезней, вызванных, как правило, колдовством. Болезни, занесённые белыми людьми, по убеждению ашанинка, можно вылечить только промышленными медицинскими средствами.

Комментарии