В
покрытых сельвой бассейнах перуанских рек Апуримак, Эне, Тамбо, Перене и Укаяли, а также в нескольких общинах
Бразилии, проживает самая многочисленная амазонская этническая группа,
пережившая завоевание инков, испанскую колонизацию, каучуковый бум и
беспощадную гражданскую войну, которая привела Перу на край пропасти в 1980-х.
Это – ашáнинка, народ, в разные эпохи называемый кампа, анти, компариа,
часкосо, чунчо. Индейцы этой группы имеют собственный язык, принадлежащий к аравакской
лингвистической семье, делящийся на многочисленные диалектические разновидности
и признанный официальным в Аякучо наравне с кечуа и испанским. Их численность
достоверно неизвестна, но считается, что в Бразилии проживает менее тысячи человек,
а в Перу – около 90 тысяч.
Ашанинка |
Этнографические
и лингвистические исследования показывают, что аравакские языки
распространились в Амазонии уже 3000 лет назад – это время, когда ашанинка
обосновались в бассейне Укаяли и воевали с многочисленными соседними племенами.
В эпоху, когда инки начали завоевание народов Анд, тихоокеанского побережья и тропических
предгорий, этот этнос сумел не только сохранить независимость, но и
поддерживать торговые отношения с Империей. Обнаруженные бронзовые орудия труда
и оружие свидетельствуют о стабильном обмене товарами: металлические андские
инструменты, золотые и серебряные украшения, шерстяная ткань и соль менялись на
яркие перья тропических птиц, травы и плоды, мясо и рыбу. Вполне возможно, что
ашанинка имели и собственную армию, так как инки выстроили несколько крепостей
на пути из гор в джунгли для защиты от амазонских народов.
Дети ашанинка |
Испанская
колонизация для народа началась в XVII веке с
проникновения в Перу францисканских миссионеров. К 1675 году ими было основано
38 миссий на территории народов ашанинка и янеша, и за этот период численность
населения сократилась с 3,5 тысяч человек до одной тысячи, главным образом,
из-за принесённых болезней и эпидемий. В 1742 году индейцы приняли участие в
восстании Хуана Сантоса Атауальпы из кечуа, целью которого было возрождение
Империи инков и изгнание испанцев. Атауальпе удалось объединить такие народы
джунглей как ашанинка, янеша, шипибо-конибо,
и они довольно долго держали под контролем восточные земли Вицекоролевства Перу
до тех пор, пока в 1756 году их вождь не исчез таинственным образом без
каких-либо известий о причине смерти.
Охота на птиц: охотник |
В
XIX веке на территорию ашанинка проникало
всё больше людей европейского и андского происхождения. Индейцы сопротивлялись
давлению и организовывались в военизированные группы для самозащиты, что и
повлияло на их дальнейшую судьбу – народ оказался в числе первых, подвергшихся
политическим репрессиям и насильственному уничтожению. Предполагается, что за
два последних десятилетия позапрошлого столетия исчезли 30-40 общин, 5000
человек были убиты, 6000 человек захвачены в плен для различных работ, в том
числе, по добыче каучука. В XX веке ашанинка
были обвинены в пособничестве партизанам Революционного движения имени Тупака
Амару и вовлечены в один из самых кровавых конфликтов за всю историю Перу,
развязавшийся между правительством и террористической организацией Сендеро
Луминосо. Кроме того, спокойствие мирной жизни джунглей нарушали наркоторговцы
и плантаторы коки.
Традиционная деревня |
В общине |
В
наши дни группа ашанинка начинает оправляться от насилия, её численность
стабильно растёт, и, согласно статистике, люди старше 64 лет составляют всего
1% населения. Обычно общины располагаются на берегах рек и ручьёв, и в них
проживают немногим менее 200 человек. У народа есть традиция брать женщин в жёны
в соседних общинах и приводить их в дом родителей мужа на время до рождения
первенца, а после появления первого ребёнка семья начинает строить собственное
жилище. Дома ашанинка бывают двух типов, интомоэ и каапа. Интомоэ – семейный
дом, где спят все члены семьи и женщина хранит очаг. Каапа – мужской ритуальный
дом, где живут холостяки и принимают гостей, ведут с ними долгие разговоры и
обмениваются подарками. Конструкция домов, различных по размеру, всегда
прямоугольная в плане с не очень высокой двускатной или четырёхскатной крышей.
Они строятся закрытыми из растительных материалов: стены возводят из вбитых вертикально
деревянных кольев, крышу покрывают пальмовыми листьями. Общины ашанинка
характеризуются чистотой и опрятным видом, это касается и разбиваемых
поблизости семейных огородов, называемых чакрами.
Каму-каму |
Участок
для чакр расчищается подсечно-огневым методом. В своих огородах ашанинка
выращивают фасоль, чили, арахис, бананы, кукурузу, бататы и белый ямс, сахарный
тростник, ананасы, но главной потребляемой сельскохозяйственной культурой
является маниок. Питание народа дополняют продукты охоты, рыбалки и
собирательства – в зоне их расселения растут более десятка видов пальм, дающих
съедобные плоды, а также папайя, пурума, манго, цитрусовые, другие фруктовые и
ореховые деревья, кроме того, они собирают съедобные травы, улиток и гусениц. К основным блюдам ашанинка
относятся:
Чипадо |
Патарашка |
такачо (tacacho) – большие шарики, приготовленные из
жареного зелёного плантана со свиными шкварками, которые подают с вяленым
мясом, маниоком и соусом из мексиканского кориандра и чили;
зажаренная
на открытом огне оленина, сервированная с такачо, овощным бананом и маниоком;
чипадо (chipado) – сом, которого в Амазонии называют
барбон, приправленный солью и соусом и завёрнутый в банановые листья; готовят
такую рыбу на костре и подают с традиционными овощными бананами и маниоком;
Распитие масато |
патарашка (patarashca) – любая речная рыба, приправленная
солью, чесноком, луком и перцем, завёрнутая в листья банана или калатеи и
запечённая на гриле или в духовке; подают патарашку с чичей, напитками из
агуахе или каму-каму;
масато (masato) – священное маниоковое пиво, которое
подаётся в качестве приветствия, имеющее белый цвет, горький вкус и запах
лошади.
Одна из разновидностей |
В
отличие от большинства амазонских групп этнос ашанинка всегда использовал
одежду. Сейчас свой традиционный костюм они обозначают словом кушма,
которое происходит из языка кечуа, – подобие туники тёмного цвета. Однако в
языке ашанинка есть собственный термин, подразумевающий все тканые и плетёные изделия
в целом, – китхаренци. Производство одежды является одним из главных женских
народных ремёсел. Туники изготавливают из хлопка, при этом есть различия между
мужскими и женскими. Мужская туника имеет V-образный
вырез, яркие вертикальные линии и изображения попугаев ара, рыб и змей. У
женского костюма U-образная форма
выреза, горизонтальные линии, а рисунки, нанесённые растительными красителями,
представляют ягуаров и змей. Окрашивают ткань корой махагони и илом.
Изделия из амазонских семян |
Пряха |
Для
поездок за пределы общины ашанинка надевают головные уборы, сплетённые из
листьев кокосовой пальмы и украшенные перьями попугаев ара, – аматхеренци.
Вообще, кроме кокосовой пальмы, в ремёслах и кулинарии народа используются 13
видов амазонских пальм. Например, из некоторых твёрдых пальмовых семян плетут огромные,
спадающие на спину ожерелья тчошики с диагональными орнаментами,
выполненными с добавлением и других видов растительных материалов. Из древесины
кедра делают барабаны, различающиеся по размеру и обтянутые кожей поросёнка,
обезьян или кабанов. Другим традиционным музыкальным инструментом является
флейта из бамбуковых трубок, связанных хлопковой нитью.
Школьники |
В
XX веке социальная структура общин ашанинка претерпела
значительные изменения, в из жизни появились кооперативы и школы, занявшие
центральное место, а вождями стали люди, являющиеся посредниками между индейцами
и правительством, как, например, Рут Буэндиа – защитник окружающей среды и
лидер коренной группы. Однако в самих джунглях по-прежнему важнейшую роль
играют кураки и шаманы, а быт подчиняется сложной космологической системе,
делящей Вселенную на мир людей и многоуровневый мир духов. С потусторонними
силами, злыми духами камари, главным демоном Манкоите и добрыми
духами амасенка, шаманы взаимодействуют при помощи табака, коки и
аяуаски. Церемония распития аяуаски обычно устраивается для лечения местных
болезней, вызванных, как правило, колдовством. Болезни, занесённые белыми
людьми, по убеждению ашанинка, можно вылечить только промышленными медицинскими
средствами.
Комментарии
Отправить комментарий