Народы Латинской Америки: шипибо-конибо


Этнический состав Перу: шипибо-конибо
Перу – страна с удивительным этническим многообразием, и в одной только перуанской Амазонии проживают 65 народов, распределённых по 1458 общинам. Более четырёх тысяч лет назад здесь, вдоль берегов амазонских рек, уже селились племена многочисленных этнических групп и лингвистических семей. Одна из таких семей – пано, в которую входили более 30 языков. Из них до наших дней сохранились 18, причём шесть находятся на грани вымирания. Самой же большой амазонской этнической группой языковой семьи пано является шипибо-конибо.


Этнический состав Перу: шипибо-конибо

Контамана

Территория шипибо-конибо находится в Восточном Перу вдоль реки Укаяли и её притоков Писки, Кальерия и Агуайтия, а также вокруг озёр Тамая и Ярина. Долгое время в группе существовало чёткое разделение народностей шипибо, конибо и шетебо. Считается, что шипибо селились ниже от Пуэрто-де-Пукальпы по течению Укаяли, конибо – выше по течению, а шетебо – в районе современного города Контамана в департаменте Лорето. Этносы практиковали смешанные браки и сейчас соединились в одну крепкую группу численностью около 30 тысяч человек, представители которой говорят на пяти диалектах языка шипибо.

Население Перу: индейцы шипибо-конибо

Дети шипибо-конибо

В лингвистической семье пано народы обычно давали себе названия по какому-либо животному. Люди шипибо раньше раскрашивали себе лица чёрной краской, что придавало им сходство с обезьяной, которую они звали шипи. Самоназвание конибо происходит от местного вида речных угрей, а частица «бо» в местных языках означает множество мужчин. Европейцы впервые с ними встретились в XVI веке, но индейцы были очень агрессивными и не шли на контакт. В следующем столетии, когда в Амазонию проникли францисканские и иезуитские миссионеры, а вслед за ними – эпидемии, шипибо-конибо восстали и объединились племенами, чтобы отражать нападения карательных испанских войск. Только около 1760 года францисканцам удалось создать первую миссию, но эпидемии среди индейцев продолжились, и атакованные миссионеры были вынуждены уйти из региона. Католические священники периодически возвращались, но их приходы только лишь сплачивали некогда враждующие три народа. Склонить их на строну европейцев помог каучуковый бум, когда шипибо-конибо начали охотиться на этносы ашанинка, амауака, мачигенга и других для обмена людей на промышленные товары. Спад интереса к каучуку вынудил индейцев идти работать на плантации и в новые, основанные европейцами города, где для их детей стали открываться первые двуязычные школы.

Индейское жилище

В общине
шипибо-конибо

Индейское жилище

Жилище

Жилище шипибо-конибо представляет собой деревянную, хорошо проветриваемую конструкцию по типу большой хижины-малоки. Стены у таких домов низкие, а крыши высокие и двускатные, застеленные соломой. Некоторые хижины строятся глухими, но всегда на существенном расстоянии друг от друга, что сохраняет обособленность жилища. Как правило, в общины проведено электричество, многие семьи имеют телевизоры. Есть и питьевая вода, и медицинские посты. Что касается захоронения усопших, то до евангелизации шипибо-конибо делали специальные большие гробы, которые закапывали прямо под домом, и лишь в первом десятилетии XX века у народа появилось кладбище в современном понимании.

Население и Этнический состав Перу

Женщины шипибо-конибо

Экономическая активность этноса основана на подсечно-огневом огородничестве, предназначенном для собственных нужд, выращивании домашней птицы и мелкого скота, охоте, рыбалке и собирательстве, а также коммерческом сельском хозяйстве. Основная производимая ими продукция – рис, арахис, кукуруза и бананы, которые продаются непосредственно в общинах и на рынках Контаманы, Масисеи, Ипарии и Пукальпы вместе с рыбой, выловленной в Укаяли. Вся эта продукция используется в традиционной гастрономии шипибо-конибо, а знаковыми блюдами являются следующие:

Индейская пища

Акарауасу

акарауасу (acarauhazú) – глазчатый астронотус, небольшая амазонская рыба, некостистая и с нежным мясом, которую готовят или завёрнутой в широкие листья (патарашка), или на гриле, или в овощном бульоне со специями;
хуане (juane) – мешочек из листьев, в котором сварены вместе маниок с мясом либо рис с курицей/рыбой, яйцом, оливками и специями;
сарапатера (zarapatera) – густой черепаховый суп, приготовленный в панцире черепахи;
Индейская пища

Пикадильо из арапаимы

инчикапи (inchicapi) – суп с курицей и арахисом, в который также добавляют кукурузу, маниок и кориандр;
пикадильо из арапаимы (picadillo de paiche) – кусочки рыбы, приготовленные с острым и сладким перцем, тмином и луком;
салат с чонтой (ensalada de chonta) – нежная пальмовая сердцевина с луком, лимонной заправкой и свежими овощами.

Население и этнический состав Перу

Бижутерия

Население и этнический состав Перу

Вышивка

Женщины этнической группы постоянно занимаются ремесленничеством и рукоделием, в которых наиболее важные места занимают гончарный промысел, вышивка и плетение бижутерии. Без сомнения, керамика шипибо-конибо – одна из лучших в Амазонии. Она отличается превосходным качеством и уникальным дизайном изделий, а технику её исполнения называют «коломбина». Керамическую смесь, неапо, готовят из очень пластичной глины, золы из коры деревьев и истолчённых в пыль осколков старой глиняной посуды. Гончарный круг мастерицы не используют и всё делают вручную: сначала готовят круглое основание, к которому постепенно добавляют глиняные полосы, сглаживая стыки куском оболочки плодов калебасового дерева. Обжигают посуду в солнечные безветренные дни в открытых очагах на медленном огне. Через несколько часов изделия достают и натирают смолами до блеска как снаружи, так и изнутри. Декорация керамической посуды символизирует Вселенную шипибо-конибо: созвездия, реки, путь каноэ, космическую змею, бессмертный дух, изображённые с помощью линий, крестов, ромбов и квадратов.


Население и этнический состав Перу

Керамика

Стиль традиционного костюма был, скорее всего, перенят у инков – женщины шипибо-конибо носили похожие на инкские яркие блузки, сотканные из дикорастущего хлопчатника и перетянутые широкими поясами на талии. В нос они вставляли серебряные кольца и не носили никакой обуви. Постепенно традиции стали уходить в прошлое, и сейчас женщины предпочитают современную одежду, бижутерию из семян и бисера и сандалии. Тем не менее, мастерицы из этнической группы продолжают ткать покрывала, украшая их вышивкой в том же стиле, что и керамику.

Коренное население Перу

Чёрная аяуаска

Коренное население Перу

Приготовление к ритуалу
аяуаски

Жизнь шипибо-конибо вращается вокруг убеждения, что все вещи и люди составляют гармоничное единство, необходимое для здоровья и мира. У всего, что существует, есть души, Ибо, которые обучили людей рыбачить, охотиться, создавать предметы, вышивать. Самые важные Ибо – колибри, анаконда и аяуаска. Ритуалы с аяуаской проводят целители и шаманы, путешествующие в трансе в «далёкие миры духов» и считающиеся истинными экспертами в лекарственных растениях. Стоит отметить также, что очень небольшая часть шипибо-конибо приняла католицизм, однако только в прошлом столетии их браки стали моногамными – в 1976 году католические священники попросили мужчин выбрать только одну женщину из своих нескольких жён для заключения брачного союза. Тогда большинство предпочло более молодых и здоровых супруг, что стало причиной многих судебных исков.

Комментарии