В
эквадорской провинции Чимборасо и частично в Боливаре, Тунгурауа и Котопахи проживает
народ пуруа численностью более 300 тысяч человек в 780 общинах, делящийся на
четыре подгруппы: кача, кольта, ликто и гуамоти. Собственный язык этого этноса,
пуруа, исчез ещё во времена колонии, поэтому о нём известно мало. Его
грамматика была издана летописцами Эквадора в XVII
веке, но в настоящее время утрачена. Лингвисты выяснили, что пуруа был близок к
соседнему также несохранившемуся каньяри,
а на территории Чимборасо осталось множество топонимов и фамилий из древнего
языка. Сейчас представители этноса говорят на северном кечуа, втором по
распространённости из лингвистической семьи кечуа, и на испанском.
![]() |
Дети пуруа |
В
силу небольших знаний родного языка пуруа вокруг названия этого народа идут
споры. Испанские исследователи утверждали, что «пуруа» является категорией или
прозвищем, и называли так всех, кто жил вокруг Чимборасо. По другой версии это
слово происходит от «каяпа-буру», что значит «постоянное священное место». Есть
и третья версия, которая объясняет «пуруа» как «преданный святому месту». Как
бы то ни было, в своё время этот этнос дал Эквадору храбрых воинов, которые
оберегали свои земли вплоть до вторжения инков и испанцев, и искусных
земледельцев.
![]() |
Женщины пуруа |
Как
нация пуруа сформировались к 1200 году нашей эры. Их доинкскую
государственность можно охарактеризовать как федеративную монархию. Каждым
айлью (семейным сообществом) управлял независимый курака, то есть политический
и административный лидер. В серьёзных случаях, связанных с благосостоянием
всего народа, кураки объединялись в совет и руководствовались утверждёнными
законами и регламентом. Власть была преемственной и передавалась от отца к
сыну, поэтому наличие наследников мужского пола было обязательным. Некоторые
историки полагают, что последний правитель инков Атауальпа, свергнутый и
казнённый испанскими завоевателями, был сыном женщины пуруа из рода Дучисела –
Пакчи Дучиселы, последней принцессы царства Кито, но документально это не
доказано.
![]() |
Ремесло |
Сейчас
пуруа живут моногамными семейными группами, объединёнными в общины. Посредством
прямых выборов в общинах определяют членов местного самоуправления, мэрии и
совета. Функции мэрии более ограничены и носят исполнительный характер, а совет
регулирует совместное семейное сосуществование, контролирует исполнение
обязательств и общественных работ, а также их оплату и посещаемость
коллективных собраний. По требованию кого-либо из семьи совет имеет право вмешаться
во внутренние семейные проблемы.
![]() |
Хижина |
![]() |
Сельских дом |
Доинкское
жилище пуруа представляло собой примитивную конструкцию из подручных
материалов, прикрывающих деревянный каркас. Такой дом, напоминавший хижину,
оставляли без окон и делали всего один вход – для сохранения тепла. В более
поздний период народом была освоена техника строительства саманных домов. Их
делали прямоугольными в основании, с толстыми и низкими стенами, также без окон
и с очень высокой соломенной крышей из стеблей и листьев кабуи (андской
фуркреи). В наши дни эта техника по-прежнему сохраняется в сельской местности,
но к строительным материалам добавились и более современные – кирпич, черепица,
листовое железо.
![]() |
Мужской костюм - |
![]() |
Сельский дом |
Рядом
с домами простираются поля, засеянные злаковыми культурами и овощами. Их
обрабатывают кустарным способом, используя ручные орудия труда, а полученный
урожай делят для собственного потребления и для продажи. Пуруа также занимаются
животноводством и ремесленничеством. Из промыслов наиболее распространено
ткачество – в Андах повсеместно производят шерстяную одежду, пончо, одеяла,
рюкзаки и шигры. Традиционный народный мужской костюм включает чёрную шляпу с
лентами, белую рубашку с высоким воротником, чёрные или коричневые брюки, пончо
с геометрическим узором в виде полос и ромбов, кожаную обувь. Женщины носят
светлые шляпы с лентами, белые блузы с вшивкой, ребозо эффектных цветов, чёрные
анако, широкие тканые пояса с геометрическим орнаментом, чёрные эспадрильи,
красные бусы и длинные серьги. Конечно, в повседневной жизни традиционные элементы национального
костюма могут сочетаться с предметами современной одежды.
![]() |
Гастрономия |
![]() |
На рынке |
В
питании базовыми элементами являются мука из жареных и перемолотых зёрен
(мачика), ячмень и пшеница, картофель и другие клубни, морковь, брокколи, кукуруза,
рис, бобовые, зелень и мясо, в том числе, морские свинки. Очень редко в рационе
появляются молоко, яйца, рыба, а фрукты, как правило, дают только детям. Овощи
никогда не едят сырыми, из них готовят супы и рагу, и вся пища потребляется
горячей. В гастрономии пуруа есть собственные блюда:
сопа-де-себада
(sopa de
cebada) – суп с ячменём, луком, картофелем, викой,
капустой, турнепсом или мангольдом, морковью, животным жиром, говядиной или бараниной;
![]() |
Турнепс - один из элементов |
колада
(colada) – каша из ячменной, пшеничной или гороховой муки,
в которую добавляют картофель, лук, морковь и сало;
ташму
(tashmu) – сначала обжаренные, а затем сваренные бобы;
карьячу
(cariachu) – добавка к отварному картофелю на
основе ташму, приправленного заправкой из лука на растительном масле;
мачка-апи
(machka api)
– блюдо с морской свинкой, мачикой, картофелем, луком и турнепсом;
мурунчи
(murunchi) – соус из только что собранных свежих
зёрен, томатов и лука.
![]() |
Капак-Райми |
Обычаи
и религиозные убеждения пуруа связаны с католицизмом и общей религиозностью,
унаследованной от предков-политеистов. Кроме того, у этого народа всё ещё
присутствует альтернативная лечебная практика – терапевтическое использование
лекарственных растения для укрепления общего состояния организма и в случае
болезней. Распространена и привычка купаться в холодных водопадах и ручьях –
для восстановления нервного баланса. Из праздников особо почитаются День Трёх
Волхвов, карнавал, Пасха, Корпус-Кристи, День Мёртвых и Капак-Райми – Андское Рождество,
праздник летнего солнцестояния и новой жизни.
Комментарии
Отправить комментарий