После
завоевания Латинской Америки подданными Испанской Короны культура всех регионов
континента приобрела иберийские черты, что отразилось в фольклоре, народных промыслах,
одежде и, конечно, архитектуре. Индейские пирамидальные святилища заменялись
христианскими базиликами, стиль которых соответствовал духу эпохи. Так, в
разных местах появились католические церкви – жемчужины Ренессанса,
барокко, чурригереско. Оценка красоты этих творений человеческих рук
субъективна, и всё же я предлагаю познакомиться с десятью самыми красивыми
латиноамериканскими храмами.
 |
Пуэбла |
Базилика
Пуэблы, более известная как кафедральный собор Непорочного Зачатия,
– самое известное сооружение исторического центра города Пуэбла. Его
строительство было начато в 1575 году, и продолжалось оно в течение 74 лет, на
протяжении которых в Испании сменились три короля. Архитектурный стиль, в
котором выполнена конструкция собора, появился во время правления Филиппа II при строительстве Эскориала в Мадриде,
поэтому его называют эскориальским, или эррерским, в честь представителя
архитекторов Позднего Возрождения Хуана де Эррера. Восхищение вызывает не
только внешнее убранство храма, но и внутреннее богатство: боковые часовни и
главный алтарь хранят живописные полотна колониальной эпохи, статуи, священные
сосуды и прочие реликвии – произведения искусства Новой Испании. При соборе
также есть архив, где собраны документы, относящиеся к периоду основании
города.
 |
Мехико |
На северной стороне площади Конституции в Мехико, более известной как Сокало,
находится кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии – огромная
церковь с четырьмя фасадами, постройка которой была также вдохновлена испанским
религиозным зодчеством. Для строительства выбрали место ацтекского храма
Уицилопочтли, бога войны, разрушенного после захвата Теночтитлана. Возведение
католической церкви началось в 1524 году, и для кладки стен использовались камни
древнего святилища. Однако она простояла не более полувека – её разрушили для
строительства более просторного кафедрального собора столицы Новой Испании.
Здание, известное нам сейчас, начали строить в 1573 году и постоянно
достраивали и перестраивали, расширяя внутренние помещения и реставрируя. Стоит
собор на мягкой и вязкой земле, что очень вредит его конструкции, и суеверные
люди видят в этом проклятие ацтеков. Недавно начатые реставрационные
работы предусматривают стабилизацию почвы под фундаментом при помощи бетонных
свай.
 |
Таско |
Колониальный
город Таско в мексиканском штате Герреро славится как производством изделий из
серебра, так и религиозной архитектурой. Среди множества храмов особенно
выделяется Санта-Приска – церковь Святой
Присциллы, единственный образец мексиканского барокко в этом регионе. Её
начали строить в середине XVIII века по заказу
успешного предпринимателя Хосе де ла Борда. Строительство велось на протяжении
семи с половиной лет, а предварило его, по легенде, явление Святой, которая
защитила от молний рабочих на стройке простого приходского храма. Местом для
церкви служит небольшая низина, но, несмотря на это, высокие башни-близнецы в
стиле чурригереско словно нависают над городом – их высота составляет 94.5
метра, что делает собор Санта-Приска самым высоким в Мексике.
 |
Гуаякиль |
В
1547 году на главной площади эквадорского Гуаякиля появилась деревянная
церковь. Спустя столетие её разрушил пожар, но на этом месте был возведён новый
каменный собор, сохранивший простой колониальный стиль и освящённый во имя Святого Петра. Второе здание собора
также не сохранилось – в первой трети XX века оно было
перестроено с использованием более прочных современных материалов, железа и
бетона. Изменение внешнего облика церкви изменило и образ Гуаякиля –
бесподобные неоготические башни, доминирующие над историческим центром, придают
городу непередаваемый шарм. Кроме того, собор занимает историческое положение
на площади Парке-Семинарио, в то время как вся остальная бывшая Пласа-де-Армас
полностью переделана. Перед главным фасадом собора Сан-Педро установлена конная
статуя Боливара, а на юго-западе площади есть искусственный водопад и пруд с
разноцветными рыбками.
 |
Кито |
Вопреки
распространённому, но ошибочному мнению Базилика-дель-Вото, или Базилика Святого Иоанна в Кито, не является
кафедральным собором. Грандиозный храм, вдохновлённый архитектурой собора
Парижской Богоматери, был заложен в 1884 году, а завершён в 1924-м. Для его
строительство тщательно выбирали место с твёрдой почвой и долго собирали
деньги, правительство даже вводило налог на покупку соли, чтобы обеспечить
финансирование стройки. Базилика выстроена в неоготическом стиле и имеет
прекрасные пропорции двух стремящихся ввысь стройных башен, которые,
действительно, очень высоки. К её центральному нефу пристроены 24 часовни – по числу
эквадорских провинций, и всё вместе делает церковь одним из самых больших
неоготических храмов в Америке.
 |
Кордова |
Один
из моих любимых – Успенский кафедральный собор в аргентинском
городе Кордова. Он расположен в историческом центре, занимает собой целый
квартал и выходит фасадом на площадь Сан-Мартин. Первый камень храма был
заложен в 1582 году, но группа сменяющих друг друга архитекторов, работавших
над проектом, взялась за дело очень скрупулёзно, и строительство шло более ста
лет. После официального освящения собора реконструкции продолжались, и сейчас
перед нами предстаёт несколько тяжеловесное здание с толстыми романскими стенами
и красивым барочным куполом. К сожалению, целостность архитектурного ансамбля
площади Сан-Мартин с собором нарушена появлением разновысотных современных построек,
уменьшающих визуальный эффект. Тем не менее, храм в Кордове был и остаётся важнейшим
колониальным сооружением Аргентины, вошедшим в список памятников мирового
наследия. В 2008 году в конкурсе информационного издания La voz
del Interior
он получил титул «четвёртого чуда провинции».
 |
Лима |
Кафедральный
собор Евангелиста Иоанна в Лиме известна как Базилика Лимы и как
Примада-дель-Перу. Его впечатляющих размеров здание строилось с 1535 по 1540
год, а местом для строительства, как и в Мехико, было выбрано древнее индейское
святилище и дворец принца Куско Синчи-Пума в нынешнем историческом центре
перуанской столицы. Как и большинство колониальных храмов, собор несколько раз
достраивался, вследствие чего его экстерьеры и интерьеры представляют собой
смешение стилей Ренессанса, платереско, псевдоготики, барокко и неоклассики. Интересно,
что за время своего существования церковь пережила девять достаточно сильных
землетрясений, последнее – в 2007 году, а другим любопытным фактом стала
находка 1977 года, когда при ремонтных работах были обнаружены захоронения
первых испанских конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. С 1991 года
Примада-дель-Перу объявлена архитектурным памятником мирового наследия ЮНЕСКО.
 |
Ипьялес |
Однажды
женщина по имени Мария с дочерью Розой возвращалась домой через каньон реки Гуайтара,
что пересекает эквадорско-колумбийскую границу вблизи города Ипьялес в
департаменте Нариньо Колумбии. В пути их застала непогода, и они спрятались за
каменными глыбами. При свете молний девочка, до той поры считавшаяся
глухонемой, указала матери на картину и впервые заговорила. Картиной оказался
образ Девы Марии Розарии. В честь чудесного явления на этом месте была
поставлена часовня, которую в начале XX века заменили
церковью из серого и белого камня в неоготическом стиле, известной как Святилище Лас-Лахас. Первоначальный
проект храма предполагал возведение романской постройки, но архитектурный
замысел был полностью изменён, и сейчас бы наблюдаем уникальное сооружение, имитирующее
готику XIV века. С момента появления Святилище Лас-Лахас
является местом паломничества и религиозного туризма. В 2007 году его объявили «Седьмым
чудом Колумбии», а в 2015 The Daily Telegraph назвала её самой красивой церковью, принимая во
внимание архитектурный стиль и расположение.

 |
Сантьяго |
Успенский
кафедральный собор
в Сантьяго-де-Чили – пятая по счёту церковь, построенная на Пласа-де-Армас.
После основания города на его месте появилась небольшая саманная церковь,
которую к концу XVI заменили
каменным кафедральным собором, много уступающим по размеру современному.
Землетрясение 1647 года почти полностью уничтожило Сантьяго, сильно пострадал и
собор, но начатой реставрации не суждено было завершиться – произошло ещё одно
землетрясение, которое свело на нет все усилия строителей. Следующий
кафедральный собор был разрушен пожаром. Нынешнее здание храма, национальный
архитектурный памятник с 1951 года, освящено в середине XIX века, и его комплекс состоит из архиепископского
дворца и приходской церкви Эль-Саграрио.
 |
Гватемала |
Базилика
Сантьяго-де-Гватемала, она же кафедральный
собор Святого Иакова, находится на главной площади исторического центра
гватемальской столицы. Её строительство велось между 1782 и 1815 годами, а
башни были завершены уже во второй половине XX века,
поэтому здание имеет черты, присущие неоклассическому стилю: дорический портик,
поддерживаемый коринфскими колоннами. До 1917 года перед собором на постаментах
стояли двухметровые статуи всех 12 апостолов, но землетрясение,
случившееся в том году, не пощадило ни их, ни большинство городских сооружений.
Пострадала Базилика и при землетрясении 1976 года, когда за считанные секунды
треть столицы превратилась в руины и погибло более 20 тысяч человек.
Отреставрировали её в течение последующих пяти лет. Любопытным фактом,
относящимся к истории гватемальского кафедрального собора, является то, что он
появляется в фильме «Только ночью ты приходишь» мексиканского режиссёра Серхио
Вехара. Картина содержит достаточно фривольные для своей эпохи сцены, и в
Коста-Рике её выпустили в прокат только в 1967-м для зрителей старше 21 года.
Комментарии
Отправить комментарий