На
высоте две с половиной тысячи метров, скрытый среди облаков и крутых
горных склонов стоит древний город инков – Мачу-Пикчу. Некогда величественный и
неприступный он служил императорской резиденцией девятому правителю Империи,
Пачакутеку, управлявшему государством в середине XV
века. Вполне возможно, что выстроен он был отцом Пачакутека, Виракочей, который
в истории Перу прославился присвоением божественного имени мифологического
сотворителя мира у народов Анд, Кон-Тикси-Виракоча.
Виракоча - |
Считается,
что руины Мачу-Пикчу, название которого с языка кечуа переводится как «старая
вершина», обнаружены в 1911 году профессором Йельского университета Хайрамом
Бингемом после того, как над ними пролетел самолёт, и лётчики сообщили о
неизвестных строениях. На самом деле это не совсем так. О брошенном городе
инков знали испанские конкистадоры, указывавшие на объект в своих документах,
знали о нём искатели древностей XIX века и местные жители. А когда профессор в первый раз осмотрел руины, то
увидел начертанные имена тех, кто уже побывал там до него.
Мачу-Пикчу
не был великим столичным городом, а предназначался для отдыха императора и
поклонения богам. Его чёткая планировка включала храмы богов Солнца и Луны,
дворцовый комплекс, обсерваторию, жертвенники и множество домов, в которых
размещались родственники правящего монарха и красивые женщины, акльи,
отобранные за необычайные внешние данные для служения Инке и Инти, богу Солнца.
Жили в городе и митимаи – порабощённые группы семей из завоёванных инками
народов, пригнанные в Мачу-Пикчу для принудительного труда, как правило, в
сельском хозяйстве.
Дома жителей Мачу-Пикчу |
После
смерти Пачакутека город начал утрачивать своё значение, уступая другим
административным центрам, а перед приходом испанцев в Куско его ослабила
гражданская война в Империи. Работавшие на земле митимаи вернулись в свои
родные края, дворяне сопротивлялись завоевателям, и так Мачу-Пикчу был
практически оставлен без какой-либо борьбы. Раз в год испанская власть собирала
с города дань, но не на месте, а в Ольянтайтамбо. Последний политический лидер
Мачу-Пикчу, курака, номинально обращённый в католичество под именем Хуан
Макора, упоминается в документах 1568 года.
В
1910-х в различных перуанских изданиях была опубликована серия фотографий
Мачу-Пикчу, привлекая внимание к руинам и превращая их в национальный символ.
Через десятилетия город стал наиболее популярным туристическим направлением в
стране, и вокруг него была создана экологическая заповедная зона. В 1983 году
его внесли в список исторических объектов ЮНЕСКО, хотя если сравнивать первые
фотографии археологического памятника с современными, то можно понять, что
значительная часть руин является современными реконструкциями.
Уайна-Пикчу |
Такие
места как Мачу-Пикчу всегда окружает завеса тайны. Достоверно неизвестны ни
настоящее название города, ни время его строительства, да и само возведение
цитадели на вершинах гор породило несколько легенд и мифов. Восьмой император
Виракоча сражался с народом чанка, но весьма неудачно, и после вторжения на
чужую землю был вынужден бежать. Сын Виракочи, Куси, предложил отцу сдаться
врагам во избежание позора, но тот отказался. Тогда Куси собрал армию, победил
чанка и с трофеями вернулся к отцу. Гордый император отказался принимать дары и
отправил сына с ними к преемнику власти, старшему брату Урко. Униженный Куси
вернулся в Куско с планом захвата престола и братоубийства. Когда Виракоча
узнал о смерти наследника, то заперся во дворце одной из резиденций,
Мачу-Пикчу, до тех пор, пока Совет не позовёт его осмотреть те изменения,
которые младший сын воплощает в Куско. Так и произошло, и когда развенчанный
император вошёл в столицу, то поразился величию города и нарёк Куси новым
именем – Пачакутек. Самозваный император снял корону с головы отца, заставил
его встать на колени перед собой и выгнал жить в Мачу-Пикчу до конца жизни.
После смерти Виракочи Пачакутек приказал депопулировать резиденцию и навсегда
покинуть её.
Мама Килья |
В музее Каса-Конча. Куско |
Это
всего лишь одна из версий произошедших в Куско событий, которые обросли ещё более
невероятными мифами. Например, победа Пачакутека над чанка приписывается божественной
помощи Инти, обратившего камни, окружавшие Куско, в живых солдат. После победы
Пачакутек приказал выстроить грандиозный город, и начал хвастаться проектом
великого архитектурного творения. Амбиции Инки разозлили бога Солнца. Немного
позже Пачакутек понял причину гнева Инти и пошёл за советом к богине Луны, Маме
Килье. Та предложила распить кукурузного пива с Инти на вершине Уайна-Пикчу, то
есть «молодой горы» – той самой, которая возвышается на заднем плане
практически на всех фотографиях из Мачу-Пикчу. Соглашение с богом было
достигнуто во время трапезы, сопровождаемой превосходной чичей, и строительство
города продолжилось.
Есть
ещё один вопрос, который, вероятно, волнует многих: были ли найдены сокровища в
древней цитадели? В раскопках, проводимых после открытия Бингема, обнаружено
большое количество предметов повседневной жизни – по обычаям инков умерших
хоронили с их личными вещами, например, керамической домашней утварью, оружием
или орудиями труда. Эти находки вместе с прочими артефактами можно видеть в
музеях Мачу-Пикчу: Чавес Бальон, который находится у подножия цитадели, и
Каса-Конча в Куско.
Раскопки 2017 года |
Находка 2017 года - сосуд для |
В 2010
году интенсивные ливни заставили Дэвида Креспи, инженера из Барселоны,
задержаться в Мачу-Пикчу на несколько дней. У него было достаточно времени,
чтобы обойти руины вдоль и поперёк. На одной из верхних террас, к которой имеют
доступ туристы, он обнаружил камень, похожий на заблокированную дверь. Инженер
предположил, что закрытый путь должен вести к какой-либо неизвестной гробнице.
В 2011 году Креспи связался с французским археологом Тьерри Жамином, который
выдвинул гипотезу, что в этом месте может оказаться место захоронения самого
Пачакутека. Через год было получено разрешение правительства на проведение
первых разведок, не раскопок. При помощи георадаров и сканеров пустот археологи
увидели четырёхугольную камеру с металлическими погребальными предметами в
нишах и более дюжины маленьких полостей, возможно, детских могил. Также ими
были замечены скопления цветных металлов, золота и серебра. Проект раскопок был
предоставлен перуанскому правительству, но археологи получили отказ по причине
многократного разграбления древнего города с колониальной эпохи до XX века. Тем
не менее, раскопки, проводимые перуанцами, продолжаются и преподносят новые сюрпризы. Кроме того, предпринимаются все возможные действия по возвращению в Перу
вывезенных из Мачу-Пикчу сокровищ, в том числе, из музея Йельского университета
Комментарии
Отправить комментарий