![]() |
Тотоникапан |
Фольклорные
и, в частности, танцевальные традиции департамента Тотоникапан очень богаты – некогда
регион входил в состав Царства Киче, а это значит, что на его территории жили и
продолжают жить представители этнической группы майя, народ киче. Корни их
обычаев уходят в доиспанские и испано-колониальные времена, и к каждому
значительному празднику в департаменте стараются организовать шоу с
традиционными индейскими танцами. Однако в силу ряда причин это оказывается
сложным: необходим постановщик танцев, согласование с шаманами, нужны деньги на
оплату танцоров и аренду танцевальных костюмов с масками, отсутствие
специальных знаний – хотя культурное наследие и передаётся от поколения к
поколению, постепенно следование обычаям сводится на нет. В настоящее время
издан обзор исторических танцев Тотоникапана, и в него входят следующие:
танец оленя – он имеет доиспанское
происхождение и представляет собой древний обряд перед охотой на оленей для получения
мяса и поддержания жизни общины. Его персонажами являются охотники, тигры, львы
и обезьяны, исполняющие каждый свои функции. В целом, танец можно
интерпретировать как борьбу между охотниками и дикими животными, в конце
которой у индейцев появляется много мяса. За месяц до его исполнения танцоры
проходят ритуал очищения и не могут жить семейной жизнью со своими жёнами;
![]() |
Участники танца конкисты |
танец конкисты – танцевальное действо
колониального происхождения, темой которого стало сражение 1524 года при Пакаа,
когда погиб великий царь киче Патрисио Текун Уман. Танцоры изображают царя с
приближёнными и майянских колдунов, одетых в красные костюмы с масками и
топорами. Другая часть танцующих изображает испанский отряд во главе с Педро де
Альварадо. Танец заканчивается смертью царя и принятием им христианства;
танец паскаринес – имеет испанское
происхождение, а его темой является супружеская измена в семьях пастухов, то
есть одна семья сражается с другой из-за женщины. Танец достаточно агрессивен,
в нём используется кожаный кнут, которым наказывают прелюбодея. Это требует
физических усилий, поэтому после постановки танцоры долго отдыхают.
Для
департамента также характерны танец обезьян, мавров и христиан, танец
мексиканцев и некоторые другие.
![]() |
Дуэнде |
В
устном народном творчестве распространены рассказы о дуэнде, который на самом
деле является ангелом, изгнанным с небес из-за его зависти к Богу. После
изгнания он вынужден бродить по полям и селениям, пугая людей, запутывая гривы
лошадей или играя на гитаре. Дуэнде не может оставить в покое семью – он накрепко
привязывается к дому, делая гадости его хозяевам. Ещё говорят, что дуэнде живёт
в прибрежных пещерах, где прячет украденных детей и заставляет их есть
лошадиный навоз. Также гоблин сводит с ума девушек и расстраивает помолвки
нелицеприятными россказнями о невесте, которые нашёптывает на ухо жениху.
![]() |
Сан-Мигель в Тотоникапане |
![]() |
Сан-Андрес-Шекуль |
В департаменте Тотоникапан отмечают следующие праздники:
каждые
260 дней потомки майя празднуют лунный Новый Год, Вакшакиб-Батц;
25
июля – Сантьяго-Апостол в Момостенанго;
30
июля – Сан-Кристобаль в Сан-Кристобаль-Тотоникапан;
24
августа – Сан-Бартоломе в Сан-Бартоломо;
29
сентября – Сан-Мигель в Тотоникапане;
4
октября – Сан-Франсиско в Сан-Франсиско-Эль-Альто;
30
ноября – Сан-Андрес в Сан-Андрес-Шекуль;
13
декабря – Санта-Лусия в Санта-Лусия-ла-Реформа;
16
декабря – Покровительство Богородицы в Санта-Мария-Чикимула.
Комментарии
Отправить комментарий