Фольклор департамента Тотоникапан

Фольклор и народная культура Гватемалы

Тотоникапан


Фольклорные и, в частности, танцевальные традиции департамента Тотоникапан очень богаты – некогда регион входил в состав Царства Киче, а это значит, что на его территории жили и продолжают жить представители этнической группы майя, народ киче. Корни их обычаев уходят в доиспанские и испано-колониальные времена, и к каждому значительному празднику в департаменте стараются организовать шоу с традиционными индейскими танцами. Однако в силу ряда причин это оказывается сложным: необходим постановщик танцев, согласование с шаманами, нужны деньги на оплату танцоров и аренду танцевальных костюмов с масками, отсутствие специальных знаний – хотя культурное наследие и передаётся от поколения к поколению, постепенно следование обычаям сводится на нет. В настоящее время издан обзор исторических танцев Тотоникапана, и в него входят следующие:

танец оленя – он имеет доиспанское происхождение и представляет собой древний обряд перед охотой на оленей для получения мяса и поддержания жизни общины. Его персонажами являются охотники, тигры, львы и обезьяны, исполняющие каждый свои функции. В целом, танец можно интерпретировать как борьбу между охотниками и дикими животными, в конце которой у индейцев появляется много мяса. За месяц до его исполнения танцоры проходят ритуал очищения и не могут жить семейной жизнью со своими жёнами;

Гватемала: народный танец конкисты. Тотоникапан

Участники танца конкисты

танец конкисты – танцевальное действо колониального происхождения, темой которого стало сражение 1524 года при Пакаа, когда погиб великий царь киче Патрисио Текун Уман. Танцоры изображают царя с приближёнными и майянских колдунов, одетых в красные костюмы с масками и топорами. Другая часть танцующих изображает испанский отряд во главе с Педро де Альварадо. Танец заканчивается смертью царя и принятием им христианства;

танец паскаринес – имеет испанское происхождение, а его темой является супружеская измена в семьях пастухов, то есть одна семья сражается с другой из-за женщины. Танец достаточно агрессивен, в нём используется кожаный кнут, которым наказывают прелюбодея. Это требует физических усилий, поэтому после постановки танцоры долго отдыхают.

Для департамента также характерны танец обезьян, мавров и христиан, танец мексиканцев и некоторые другие.

Легенды о дуэнде в Гватемале

Дуэнде

В устном народном творчестве распространены рассказы о дуэнде, который на самом деле является ангелом, изгнанным с небес из-за его зависти к Богу. После изгнания он вынужден бродить по полям и селениям, пугая людей, запутывая гривы лошадей или играя на гитаре. Дуэнде не может оставить в покое семью – он накрепко привязывается к дому, делая гадости его хозяевам. Ещё говорят, что дуэнде живёт в прибрежных пещерах, где прячет украденных детей и заставляет их есть лошадиный навоз. Также гоблин сводит с ума девушек и расстраивает помолвки нелицеприятными россказнями о невесте, которые нашёптывает на ухо жениху.

Праздники Гватемалы: Сан-Мигель

Сан-Мигель в Тотоникапане

Народные праздники Гватемалы: Сан-Андрес

Сан-Андрес-Шекуль

В департаменте Тотоникапан отмечают следующие праздники:


каждые 260 дней потомки майя празднуют лунный Новый Год, Вакшакиб-Батц;
25 июля – Сантьяго-Апостол в Момостенанго;
30 июля – Сан-Кристобаль в Сан-Кристобаль-Тотоникапан;
24 августа – Сан-Бартоломе в Сан-Бартоломо;
29 сентября – Сан-Мигель в Тотоникапане;
4 октября – Сан-Франсиско в Сан-Франсиско-Эль-Альто;
30 ноября – Сан-Андрес в Сан-Андрес-Шекуль;
13 декабря – Санта-Лусия в Санта-Лусия-ла-Реформа;
16 декабря – Покровительство Богородицы в Санта-Мария-Чикимула.

Комментарии