![]() |
Священный обряд |
До
прихода в Гватемалу испанцев Тотоникапан, западный регион страны, входил в
царство Киче, жителями которого были прямые наследники цивилизации майя –
индейцы киче. Эта этническая группа по-прежнему составляет большинство
населения департамента и характеризуется глубокой религиозностью, выражающейся
в почитании шаманов, священных ритуалов и древних обычаев, сохраняющихся из
поколения в поколение. Одним из таких обычаев является Вакшакиб-Батц, то есть
празднование конца священного лунного года, длящегося 260 дней по календарю
майя.
Ахких - духовный наставник |
Лунный
год майя – результат прохождения 20 лиц времени на 13 энергетических уровнях,
что соответствует 260 дням, или приблизительному периоду беременности, и
окончание каждого цикла является важнейшим событием. Торжества Вакшакиб-Батц с
участием колдунов проходят в чосабалес, церемониальных центрах на холмах,
окружающих муниципалитет Момостенанго, название которого с языка науатль
переводится как «стена идолов». Подготовка к ним начинается накануне и
подразумевает духовное очищение жрецов, обновление их обязательств служить
обществу посредством сожжения благовоний на алтарях чосабалес. Завершает
предварительную церемонию объявление о «рождении» нового духовного
руководителя, преемника предыдущих.
Новый
духовный наставник общины, ахких, которым может быть мужчина или женщина,
должен вести подсчёт дней в календаре, иметь высокие моральные качества, поддерживать
членов сообщества, хранить знания
предков. Считается, ахких умеет исцелять силой концентрации своего разума и
привлекать положительную энергию. Внешне духовных наставников отличают красные
кушаки со свисающими концами и головные уборы в виде платка, четыре угла которого
символизируют четыре стороны Вселенной, юг, восток, север и запад, и
составляющие внутреннего мира – энергию, ясность, силу и жизнь.
![]() |
Первые люди их Пополь-Вух |
Во
время церемонии Вакшакиб-Батц поминаются предки, определённые мифами,
записанными в Пополь-Вух, как творцы мира. Киче называют их бабушками и
дедушками, это четыре божественные пары – защитник полей Балам-Киче и его
супруга Каха-Палуна, земной ягуар Балам-Акаб и его супруга Чонимаха, лунный
ягуар Икиб-Балам и его супруга Какишаха и «сидящий» Балам-Махакутак и его
супруга Цунуниха. После объявления новым духовным наставником о приверженности
бабушкам и дедушкам под его руководством вокруг священного огня в чосабалес
члены общины начинают проводить ритуалы, сопровождаемые молитвами и радостными
танцами. Один из таких ритуалов – жертвование, или зипаник: в огонь священного
костра бросают благовония, свечи, продукты и цветы, оказывается материальная
помощь близким и раздаются долги. Кроме того, в знак благодарности предкам и с
просьбой о благословении в жертвенный контейнер складываются несколько видов
зёрен, кунжут, фасоль, горох, нут и чечевицу, чтобы оставить его под большим
деревом.
![]() |
Священный костёр |
В
целом Вакшакиб-Батс длится восемь дней, и в этот период молятся о балансе в
мире, исцелении больных, поминаются умершие. Ахких воздаёт благодарность
предкам и мильпе, то есть сельскому
хозяйству, призывает тотемных животных. Особое внимание уделяется семейному
союзу – члены семьи собираются для приготовления пищи и совместной трапезы за
красиво украшенным столом и слушают обращения старшего родственника к младшим.
Также младшее поколение должно помочь своим пожилым бабушкам и дедушкам обойти
все церемониальные центры муниципалитета.
Комментарии
Отправить комментарий