Вакшакиб-Батц – майянский лунный Новый Год

Лунный Новый Год у народов майя

Священный обряд

До прихода в Гватемалу испанцев Тотоникапан, западный регион страны, входил в царство Киче, жителями которого были прямые наследники цивилизации майя – индейцы киче. Эта этническая группа по-прежнему составляет большинство населения департамента и характеризуется глубокой религиозностью, выражающейся в почитании шаманов, священных ритуалов и древних обычаев, сохраняющихся из поколения в поколение. Одним из таких обычаев является Вакшакиб-Батц, то есть празднование конца священного лунного года, длящегося 260 дней по календарю майя.

Духовный наставник майя

Ахких - духовный наставник

Лунный год майя – результат прохождения 20 лиц времени на 13 энергетических уровнях, что соответствует 260 дням, или приблизительному периоду беременности, и окончание каждого цикла является важнейшим событием. Торжества Вакшакиб-Батц с участием колдунов проходят в чосабалес, церемониальных центрах на холмах, окружающих муниципалитет Момостенанго, название которого с языка науатль переводится как «стена идолов». Подготовка к ним начинается накануне и подразумевает духовное очищение жрецов, обновление их обязательств служить обществу посредством сожжения благовоний на алтарях чосабалес. Завершает предварительную церемонию объявление о «рождении» нового духовного руководителя, преемника предыдущих.

Новый духовный наставник общины, ахких, которым может быть мужчина или женщина, должен вести подсчёт дней в календаре, иметь высокие моральные качества, поддерживать членов  сообщества, хранить знания предков. Считается, ахких умеет исцелять силой концентрации своего разума и привлекать положительную энергию. Внешне духовных наставников отличают красные кушаки со свисающими концами и головные уборы в виде платка, четыре угла которого символизируют четыре стороны Вселенной, юг, восток, север и запад, и составляющие внутреннего мира – энергию, ясность, силу и жизнь.

Изображение из книги Пополь-Вух

Первые люди их Пополь-Вух

Во время церемонии Вакшакиб-Батц поминаются предки, определённые мифами, записанными в Пополь-Вух, как творцы мира. Киче называют их бабушками и дедушками, это четыре божественные пары – защитник полей Балам-Киче и его супруга Каха-Палуна, земной ягуар Балам-Акаб и его супруга Чонимаха, лунный ягуар Икиб-Балам и его супруга Какишаха и «сидящий» Балам-Махакутак и его супруга Цунуниха. После объявления новым духовным наставником о приверженности бабушкам и дедушкам под его руководством вокруг священного огня в чосабалес члены общины начинают проводить ритуалы, сопровождаемые молитвами и радостными танцами. Один из таких ритуалов – жертвование, или зипаник: в огонь священного костра бросают благовония, свечи, продукты и цветы, оказывается материальная помощь близким и раздаются долги. Кроме того, в знак благодарности предкам и с просьбой о благословении в жертвенный контейнер складываются несколько видов зёрен, кунжут, фасоль, горох, нут и чечевицу, чтобы оставить его под большим деревом.


Священный костёр для церемонии

Священный костёр

В целом Вакшакиб-Батс длится восемь дней, и в этот период молятся о балансе в мире, исцелении больных, поминаются умершие. Ахких воздаёт благодарность предкам и  мильпе, то есть сельскому хозяйству, призывает тотемных животных. Особое внимание уделяется семейному союзу – члены семьи собираются для приготовления пищи и совместной трапезы за красиво украшенным столом и слушают обращения старшего родственника к младшим. Также младшее поколение должно помочь своим пожилым бабушкам и дедушкам обойти все церемониальные центры муниципалитета.

Комментарии