 |
Народ бора |
В
самом большом по территории перуанском департаменте Лорето, в котором
встречаются реки Укаяли и Мараньон и образуется Амазонка,
проживают народы группы кечуа, шипибо,
ашуар, кокама, уитото, бора, агуаруна, тикуна и многие другие – это один из
самых мультикультуральных регионов Перу, хотя и малонаселённый в силу
природно-климатических особенностей. Население занято, в основном, в сельском
хозяйстве, выращивая бобовые и клубнеплодные культуры, рис, бананы и
цитрусовые. Жители этнических общин также ищут заработки в более крупных
населённых пунктах, занимаются кустарной рыбалкой и ремесленничеством.
 |
Подготовка чамбиры |
 |
Конечный продукт |
Женщины
из общины Санта-Крус-дель-Тауайо и соседних деревень состоят в ассоциации
ремесленников, работающих с волокном пальмы чамбира. Чамбира – название одного
из видов амазонских пальм, который
также называют кумаре, алькоюре, акагуру, тукума. Из её плодов жители Амазонии
делают соки, из семян добывают масло, а древесина и листья служат ценным сырьём
для мастеров. Изначально в общине Санта-Крус из листьев чамбиры плели сумки-шигры
и делали веера, но в последнее время ассортимент продукции расширился и стал
включать корзины, подносы, гамаки, сети, предметы одежды, игрушки. Этим же
промыслом занимаются и в общинах Самито, Сан-Антонио и Аталайя на реке Нанай.
Ремесленников обучает организация Минга-Перу, и в ходе освоения программы
женщины узнают не только как собирать и обрабатывать листья для создания туристической
продукции, но и как возобновлять затраченные ресурсы – заново выращивать пальму
из семян.
 |
Гуайруру |
 |
Бычий глаз |
Многие
изделия из чамбиры украшены семенами растений сельвы – это ещё один промысел, которым
профессионально занимаются более 130 ремесленников в семи общинах Лорето.
Самыми используемыми являются канна, мыльное дерево, красные и чёрные гуайруру,
пальмовые зёрна, в том числе, тагуа, а также бычий глаз – крупные плоские
семена бурого и красно-коричневого цвета с серебристой каёмкой, которые, по
поверьям, приносят удачу и обладают целебными свойствами. Из этих материалов
индейцы делают амулеты, браслеты, ожерелья, серьги и символы, по которым
отличается статус того или иного члена общины, – некоторые вожди и шаманы носят
целые мантии, сплетенные из семян.
 |
Традиционный платок шипибо |
Другими
важными промыслами департамента являются керамика шипибо-конибо и их
текстильное дело. При посещении их селений кажется, что они живут
ремесленничеством – всегда при деле, а из-под их рук выходят настоящие предметы
искусства. В ткачестве и вышивке шипибо используют хлопок, перуанский
хлопчатник токуйо и фабричную канву. Ткани окрашиваются натуральными
красителями, и на них наносятся геометрические узоры, подобные тем, что можно
видеть на керамической посуде. Вдохновение мастера черпают в галлюциногенном напитке
аяуаска, который в ритуальных целях пьют шаманы, но ремесленники также к нему
допускаются, так как уникальным дизайном ремесленных изделий они «борются со
злом».
 |
Резьба по дереву |
Многие
этносы региона занимаются резьбой по дереву. Например, резчики уитото и тикуна делают
банкос-пенсадорес,
то есть, низенькие «скамейки для размышлений», которые предназначаются старшим
членам общин и шаманам, чтобы те могли сидеть, думать, давать советы, петь и
лечить. Чаще всего они вырезают скамейки из древесины кучаро – дерева подсемейства
Мирсиновые, в обилии растущего в странах Латинской Америки. Изделия украшаются
геометрическими орнаментами и изображениями животных джунглей. Фигурки зверей,
птиц и рептилий, деревянные ритуальные маски также можно найти среди
ассортимента столярной продукции – на эти цели идёт древесина фикуса максима,
бросимума и некоторых других краснодревесных пород
Комментарии
Отправить комментарий