Фольклор штата Тамаулипас


Фольклор Мексики: танцы, карнавальные костюмы, легенды
Штат Тамаулипас находится на крайнем северо-востоке Мехико, где его территория выходит на Рио-Гранде, являющейся естественной границей с Соединёнными Штатами Америки. Это малонаселённый регион, один из наиболее пострадавших от насилия организованной преступности, которое продолжается до настоящего времени, и затраты на борьбу с криминалом в штате превышают средние по стране. При всей этой печальной ситуации Тамаулипас остаётся домом нескольких коренных этнических групп, науа, уастеки, сапотеки и тотонаки, каждая их которых имеет собственные обычаи, смешанные с культурными особенностями привитой христианской религии и традициями мигрантов из разных точек мира.

Культура Мексики: костюмы исполнителей народной музыки

Куртки-куэры

Первое, что бросается в глаза при встрече с фольклорными коллективами Тамаулипаса, – кожаная одежда. Здесь её называют «куэра» от испанского слова cuero, то есть, кожа животного. Она представляет собой красиво обработанную куртку, которую носят исполнители народной музыки и танцев, участники парадов. История куэры очень проста: перегонщики скота для защиты от колючих веток делали себе плащи из оленьей замши длиной до пят. Во время революции, чтобы наездникам было удобнее передвигаться, плащи стали несколько короче, а уже в наше время им добавили украшения из бахромы, вышивки и тиснёные узоры, вдохновлённые народными мотивами.

На границе с США популярностью пользуются три танца: полька, редоба и чотис. Согласно истории они появились в штате около 1900 года, когда Тамаулипас и Техас переживали экономический подъём, основанный на развитии животноводства, сельского хозяйства и добыче нефти, – в это время в область иммигрировали выходцы из Восточной Европы и Шотландии, который приняли очень дружественно и переняли их обычаи. С того времени на праздниках звучат аккордеоны, саксофоны и контрабасы, а женщины носят лёгкие хлопчатобумажные платья, украшенные кружевами, и вплетают ленты в косы. Мужчины же надевают джинсы, рубашки, куэры, шейные платки или шарфы и тёмные войлочные шляпы.

Пикота – музыкально-танцевальный жанр центральной части штата, который берёт начало в горном районе Вилья-де-Сан-Карлос и основан на шотландских мотивах и исторических фактах. Название танца означает «позорный столб» или «колонна»: из пограничных северных округов в центр региона бежали индейцы, спасавшиеся от колонизаторов, а пойманные повергались публичному наказанию у столба под звуки боевого барабана. Со временем люди видоизменили это действо и добавили шотландские танцевальные прыжки, а вместе с барабаном зазвучали кларнеты.

Мексиканские музыкальные инстирументы

Скрипка, кинта, харана

Юг штата входит в историко-географический регион Уастека, где популярным является музыкальный жанр уастекский  уапанго, исполняемый тремя музыкантами. Инструментами этого стиля являются кинта и харана – виды мексиканских гитар, а также скрипка. В уапанго обязательно поются куплеты: первый голос поёт два стиха, второй повторяет их или отвечает двумя другими стихами, и в это время скрипка молчит.

Мексиканские праздники

На празднике

Основные праздники штата Тамаулипас:


6 января – Рейес-Магос, День Трёх Волхвов;
плавающие даты в феврале-марте – Карнавалы;
2-28 февраля – февральские фестивали в Манте;
плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя, Пасха;
19 марта – Сан-Хосе;
27 апреля – Праздник Сахара;
3 мая – Санта-Крус;
13 июня – Сан-Антонио-де-Падуя;
16 июля – Дева Мария Кармен;
25 июля – Сантьяго-Апостол;
26 июля – день города Камарго;
12 августа – Сан-Хуан;
29 сентября – Сан-Мигель-Апостол;
3-4 октября – Сан-Франсиско-де-Асис;
3 октября – Кристо-Рей;
4 октября – Синко-Сеньорес;
октябрь-ноябрь – Экспо-ярмарки промышленной, сельскохозяйственной, животноводческой и ремесленной продукции;
с 31 октября по 2 ноября – Шантоло, День Мёртвых;
3 ноября – Сан-Мартин-де-Поррес;
18 ноября – Праздник Хлопка;
последнее воскресенье ноября – Санто-Кристо-де-ла-Пас;
12 декабря – Дева Мария Гваделупская;
25 декабря – Рождество;
28 декабря – Праздник Кукурузы;
31 декабря – Ночевьеха, праздник конца года.

В муниципалитете Окампо штата Тамаулипас есть невысокая гора цепи Сьерра-Мадре-Ориенталь, называемая Серро-Партидо, о которой часто рассказывают легенду. Некогда жил там человек по имени Панчо Рохас, он часто отдыхал на склонах Серро-Партидо по пути домой. Однажды на отдыхе он вспомнил рассказы индейцев о золоте, скрытом в пещерах горы, и начал искать его. Панчо зашёл в одну из пещер и действительно в скором времени нашёл золото, но как только он собрался выйти с набитыми сумками, вход закрылся, и послышалось предупреждение: «Всё или ничего». Чтобы получить то, что взял, Панчо должен был пожертвовать половину Деве Марии Гваделупской. Мужчина согласился, но по пути в храм ему стало жаль отдавать столько золота, и он развернулся домой. Дома же в его сумках оказались камни, а вход в ту пещеру Панчо Рохас больше никогда не находил.

Комментарии