![]() |
Бархатцы - ритуальные цветы
|
Комнаты заполняются цветами, по коридорам разносится запах копала и других благовоний, а на кухнях готовятся деликатесы для жертвования. Это – подготовка ко Дню Мёртвых, Сантоло на языке науатль. Традиция его празднования идёт из культуры кочевых племён уастеков, населявших Тамаулипас и близлежащие атлантические регионы. Поминают усопших родственников с 28 октября по 2 ноября.
![]() |
Алтарь Дня Мёртвых |
По
поверьям уастеков души умерших в эти осенние дни должны вернуться в мир живых и
посетить родные дома, входя через окна. Возвращающихся из иного мира необходимо
встретить с особыми почестями и данью уважения. Подготовка к торжественным дням
начинается задолго, ещё летом, когда начинается посадка и совместный полив
полей с бархатцами – ритуальными цветами. Другой задачей является покупка для
откорма индюков, кур и поросят. Кроме того, женщины начинают вышивать скатерти
и салфетки, которыми будут украшены мебель в дома и специальные алтари.
![]() |
Алтарь Дня Мёртвых |
На алтарях для поминовения усопших расставляются цветы, свечи, фотографии и продукты питания, которые умерший очень любил при жизни. Есть несколько типов алтарей:
- двухуровневые алтари, представляющие небо и землю – плоды земледелия и такие дары неба как дождевая вода;
- трёхуровневые алтари, включающие католические религиозные представления о небе, земле и подземном мире, а также элементы Святой Троицы;
- семиуровневые алтари, наиболее традиционные в регионе и имеющие связь с ацтекскими мировоззрениями и их понятиями о семи смертных грехах и духовном мире.
В
первый праздничный день, 28 октября, члены семьи собираются вместе для
измельчения какао и приготовления ритуальных напитков. Эти моменты оглашаются
церковными колоколами – знаком того, что мёртвые идут в мир живых, а для них
уже дымятся чашки с горячим какао, наполненные воздушным зефиром и крошками
тёмного шоколада, шоколад со взбитыми сливками и несколько разновидностей
ритуальных атоле из рисовой муки с молоком, орехами и корицей.
![]() |
Сахарные черепа |
К
30 октября делают последние покупки – запасают апельсины, мандарины, чили,
арахис, а также традиционные сладости – выпечку и конфеты в виде засахаренных
черепов. К алтарям добавляют цветочные арки, которые сделаны из стеблей
сахарного тростника. Их украшают бархатцами, а рядом на столе расставляют
корзиночки с печеньем, орехами, сахарными черепами и фруктами, чаши с напитками
и вещи умершего со свечами.
31
октября поминают умерших детей. К поминкам готовят суп, сладкие тамали, выпечку
с шоколадом – то есть всё то, что так любят дети. Взрослых родственников
вспоминают на следующий день, и к нему праздничное меню меняется и включает
острую пищу, мясные рагу, пиво, ликёры. В этот же день, 1 ноября, дорога от
кладбища до дома выкладывается бархатцами, чтобы душа родственника не
заблудилась и по отмеченному цветами пути вернулась в родной дом. На улицах
устраиваются массовые гуляния, с музыкой скрипок и танцами – дансас-де-лос-уэуэс
– пляской старых. Древние индейские шаманы исполняли подобные танцы для того,
чтобы вдовы нашли погибших в битвах мужей, и к их исполнению допускались только
мужчины, одетые в чёрные одежды, деревянные маски, цветные шарфы, шляпы с
лентами и перчатки. Сейчас женщины тоже могут принимать участие в исполнении
танца. Они одеваются в яркие платья с короткими рукавами, украшенные лентами.
Действо сопровождают радость и смех, чтобы каждая из душ усопших почувствовала
теплоту приёма в мире живых.
На
рассвете последнего дня все идут на кладбище, неся с собой жертвенную еду,
чтобы в последний раз побыть с родственниками и разделить радостные моменты. Во
второй половине дня начинают запускать фейерверки, а по округе снова разносится
колокольный перезвон, означающий, что мёртвые обрели покой и вернулись в свой
мир до следующего Дня Мёртвых.
Комментарии
Отправить комментарий