Андское
Альтиплано, или плато Кольяо, – обширная территория в Центральных Андах, которая
имеет среднюю высоту 3600 метров над уровнем моря и охватывает области в
северо-западной части Аргентины, в западной Боливии, в южной части Перу и на
севере Чили. Высокогорье и специфический засушливый климат одновременно и ограничивают,
и определяют все формы жизни в этом месте, при этом Альтиплано отличается
большим биологическим разнообразием, и именно здесь, в окружении высоких
вулканов, гейзеров и красочных холодных озёр, зародились великие индейские
цивилизации, начавшие культивировать картофель и приручать лам и альпак. Ещё
одно название массива Кольяо – плато Титикака – на нём простирается самое высокое
судоходное озёро мира, на берегах которого проживают древнейшие андские народы
кечуа, аймара и уру.
 |
Девочка уру-пуно |
 |
Пейзаж плато Кольяо |
В наши дни
общины этнической группы уру располагаются вокруг озера Титикака в Перу и
Боливии, есть они и на плавучих островах этого озера, и в Чили, однако её
численность невелика – чуть более пяти тысяч человек. Группа делится на
несколько подгрупп, из которых самыми важными являются ируито, мурато, чипайя,
чульюни, пуно и титини. В прошлом все они имели собственные языки, но из них
сохранился лишь чипайя, относящийся к исчезающим. Большинство же уру говорят на
аймара и испанском языке.
Н |
Озеро Уру-Уру |
а вопрос о
происхождении уру нет точного ответа. С периода колонизации и до настоящего
времени народ непрерывно смешивается с аймара, перенимая язык, обычаи и
некоторые черты внешнего облика. Тем не менее, известно, что чистокровные уру
имели более тёмный цвет кожи, чем отличались от аймара и кечуа, и это породило
версию о полинезийских корнях и прямой миграции из Океании в Южную Америку.
Другая версия выводит уру из австралоидного миграционного потока и относит их к
одной из первых американских рас. Считается, что их первоначальным местом
расселения были берега озёр Уру-Уру и Поопо, располагающихся подле боливийского
города Оруро, а со временем они анклавами заняли межандские долины
Тихоокеанского бассейна вокруг Кольяо. К моменту становления Империи инков
народ вёл активную торговлю с аймара и досконально изучил технологию постройки
плавучих островов, которые не предназначались для постоянной жизни, а были
средством защиты: в случае опасности на них можно было быстро уплыть.
 |
Сушёная рыба и яйцо фламинго |
 |
Уру-чипайя |
Благодаря
способности уру перемещаться по воде инки долго не могли обнаружить их, но
всё-таки это произошло, и Империя обложила народ данью и периодически забирала
людей в рабство. Большинство осталось на плавучих островах – то была жизнь,
похожая на выживание, так как островитяне не имели земли, чтобы сеять что-либо и
пасти скот. Рыбалка стала основным средством к существованию: рыбу ловили,
чистили и удаляли внутренности, сушили под солнцем и использовали в пищу, а
излишки обменивали на картофель, соль, коку и другие продукты. Разнообразие в
питание вносила и охота на водоплавающих птиц. С появлением испанских
конкистадоров Империя инков пала, уру стали свободными, но их образ жизни во
многом оставался прежним, и остаётся таковым до сих пор.
 |
Кухня островитян |
 |
На плавучем острове |
Туристам,
путешествующим вдоль перуанских берегов Титикаки, более известны уру-пуно и
уру-ируито, живущие на островах – плавучих блоках из тростниковых корней,
которые при разложении выделяют газ, обеспечивающий лёгкость конструкции. Над
корнями строители размещают слои сухого тростника и возводят жилые и
хозяйственные постройки из того же материала; только с недавнего времени
некоторые семьи стали использовать профнастил для крыш и покрывать его
циновками для сохранения традиционного вида. В центре острова иногда делают
подобие аквариума, чтобы в случае непогоды и невозможности рыбачить иметь
свежую рыбу. Всего на таких островах живут несколько сотен человек – это привлекательная
и экзотическая достопримечательность андского высокогорья. Туристов на них
доставляют гиды из местных жителей, используя для этого тростниковые лодки и
плоты, известные как кабальитос-де-тотора. Привлечение гостей даёт возможность
принимающей стороне показать необычный бытовой уклад островитян, в том числе,
традиционную кухню и народные костюмы, а также реализовать ремесленную продукцию:
шерстяные ткани и изделия из них, многочисленные и разнообразные поделки из
тростника и керамику.
 |
Ткачество |
Бо́льшая часть
этнической группы с течением времени с островов перебралась на сушу, и наиболее
представительная подгруппа, уру-чипайя, населяет несколько общин в боливийском
департаменте Оруро и на севере Чили вблизи границы с Боливией. Селения
подгруппы располагаются на засушливых и засоленных почвах близ озёр, где
ведётся скромное хозяйство. Мужчины выращивают несколько разновидностей киноа,
анью, ячмень, разводят свиней, овец и лам. Они также рыбачат, охотятся на
викуний, диких кроликов, фламинго и других водоплавающих птиц и собирают их
яйца. Исключительно мужским занятием является плетение корзин, ловушек для рыбы
и тростниковых плотов, а женским – изготовление ткани из овечьей шерсти и пошив
одежды для всех членов семьи. Из доиспанских элементов одежды у уру-чипайя
остались урко, женская туника преимущественно синего или белого цветов,
которая закрепляется на плечах, и ира – небольшое мужское пончо
квадратной формы с отверстиями для головы и рук.
 |
Жилище уру-чипайя |
 |
Община уру-чипайя |
Селения
уру-чипайя на солончаках легко узнать по особенной конструкции домов – путуку,
так называется жилище, имеют круглую конусообразную форму и возведены из камня
в отличие от островных тростниковых хижин. В этих общинах люди не очень
гостеприимны, так как считают, что зря тратят время на предоставление какой-либо
информации о себе. Заметно, что цивилизация сюда проникает очень медленно: лишь
некоторые здания имеют стёкла, а их крыши – металлическое покрытие; женщины
продолжают ходить босиком и не меняют свои шерстяные ткани на хлопчатобумажные и
нейлоновые. Внутри маленьких путуку нет мебели, а их обитатели спят на овечьих
шкурах, на них же готовят и принимают пищу. Традиционные блюда этнических подгрупп
в целом похожи, и если в общинах уру-чипайя будет трудно узнать о них, то на
плавучих островах Титикаки есть специализированный ресторан национальной кухни.
К гастрономии уру относятся:
мукуна (mucuna, mukuna) – кулинарное изделие из муки киноа
грубого помола, смешанной с животным жиром, которое готовится на пару;
 |
Помол киноа |
киспинья (quispiña) |
Киспинья |
– типичная для
боливийского высокогорья закуска из муки киноа нескольких видов, представляющая
собой кусочки теста неправильной формы, которые готовят на пару ко Дню Всех
Святых и едят руками с креольским сыром;
тантавава (tantawawa) – праздничный пшеничный хлеб в
виде детской фигурки, который заполнен сладкой начинкой;
рагу из киноа (chupe de quinoa) – блюдо, включающее рыбьи головы, моллюсков,
картофель, лук, томаты и киноа;
жареная рыба – любая пресноводная
рыба, преимущественно форель, карачи, испи и маури, которую обжаривают в
растительном масле и подают с картофелем, кукурузой или чуньо;
чайро (chairo) – густой суп с картофелем,
чёрным чуньо, вяленым мясом ягнёнка, фасолью и овощами;
жареное мясо альпаки – мясные кусочки,
зажаренные с кожей в собственном жире, которые подают с креольским соусом,
картофелем, чуньо и жареной кукурузой.
 |
Карнавал в Оруро |
Католицизм
повлиял на культуру уру, но многие представители этноса сохраняют религиозные
обычаи и верования, поклоняясь природным стихиям, богам-созидателям и духам
предков и животных, живущим в вулканах. Самыми древними богами пантеона были дух
подземного мира Вари и Квак, отождествляемый со змеем, а позднее в него
добавились священные жабы, ящерицы и кондор. Элементы культов уру
воздействовали на верования аймара, мифологию инков, а также на установившиеся
в Андах христианские обычаи: частью международного карнавала Оруро является
поклонение горам, и карнавальный персонаж «Дьявол» – метаморфоза бога Вари, пережившего
ассимиляцию с аймара, завоевание инками и колонизацию испанцами. Горный массив вокруг Оруро называют Священным Хребтом Уру – естественный амфитеатр, по-прежнему остающийся местом паломничества и поклонения сакральным божествам-защитникам.
Комментарии
Отправить комментарий