Народы Латинской Америки: уру

Этническая группа уру (урус, урос)
    Андское Альтиплано, или плато Кольяо, – обширная территория в Центральных Андах, которая имеет среднюю высоту 3600 метров над уровнем моря и охватывает области в северо-западной части Аргентины, в западной Боливии, в южной части Перу и на севере Чили. Высокогорье и специфический засушливый климат одновременно и ограничивают, и определяют все формы жизни в этом месте, при этом Альтиплано отличается большим биологическим разнообразием, и именно здесь, в окружении высоких вулканов, гейзеров и красочных холодных озёр, зародились великие индейские цивилизации, начавшие культивировать картофель и приручать лам и альпак. Ещё одно название массива Кольяо – плато Титикака – на нём простирается самое высокое судоходное озёро мира, на берегах которого проживают древнейшие андские народы кечуа, аймара и уру.


Народы Латинской Америки

Девочка уру-пуно

Этническая группа уру (урус, урос)

Пейзаж плато Кольяо

    В наши дни общины этнической группы уру располагаются вокруг озера Титикака в Перу и Боливии, есть они и на плавучих островах этого озера, и в Чили, однако её численность невелика – чуть более пяти тысяч человек. Группа делится на несколько подгрупп, из которых самыми важными являются ируито, мурато, чипайя, чульюни, пуно и титини. В прошлом все они имели собственные языки, но из них сохранился лишь чипайя, относящийся к исчезающим. Большинство же уру говорят на аймара и испанском языке.


    Н
Этническая группа уру (урус, урос)

Озеро Уру-Уру

а вопрос о происхождении уру нет точного ответа. С периода колонизации и до настоящего времени народ непрерывно смешивается с аймара, перенимая язык, обычаи и некоторые черты внешнего облика. Тем не менее, известно, что чистокровные уру имели более тёмный цвет кожи, чем отличались от аймара и кечуа, и это породило версию о полинезийских корнях и прямой миграции из Океании в Южную Америку. Другая версия выводит уру из австралоидного миграционного потока и относит их к одной из первых американских рас. Считается, что их первоначальным местом расселения были берега озёр Уру-Уру и Поопо, располагающихся подле боливийского города Оруро, а со временем они анклавами заняли межандские долины Тихоокеанского бассейна вокруг Кольяо. К моменту становления Империи инков народ вёл активную торговлю с аймара и досконально изучил технологию постройки плавучих островов, которые не предназначались для постоянной жизни, а были средством защиты: в случае опасности на них можно было быстро уплыть.

Народы Латинской Америки

Сушёная рыба и яйцо фламинго

Народы Латинской Америки

Уру-чипайя

    Благодаря способности уру перемещаться по воде инки долго не могли обнаружить их, но всё-таки это произошло, и Империя обложила народ данью и периодически забирала людей в рабство. Большинство осталось на плавучих островах – то была жизнь, похожая на выживание, так как островитяне не имели земли, чтобы сеять что-либо и пасти скот. Рыбалка стала основным средством к существованию: рыбу ловили, чистили и удаляли внутренности, сушили под солнцем и использовали в пищу, а излишки обменивали на картофель, соль, коку и другие продукты. Разнообразие в питание вносила и охота на водоплавающих птиц. С появлением испанских конкистадоров Империя инков пала, уру стали свободными, но их образ жизни во многом оставался прежним, и остаётся таковым до сих пор.


Народы Латинской Америки

Кухня островитян

Этническая группа уру (урус, урос)

На плавучем острове

    Туристам, путешествующим вдоль перуанских берегов Титикаки, более известны уру-пуно и уру-ируито, живущие на островах – плавучих блоках из тростниковых корней, которые при разложении выделяют газ, обеспечивающий лёгкость конструкции. Над корнями строители размещают слои сухого тростника и возводят жилые и хозяйственные постройки из того же материала; только с недавнего времени некоторые семьи стали использовать профнастил для крыш и покрывать его циновками для сохранения традиционного вида. В центре острова иногда делают подобие аквариума, чтобы в случае непогоды и невозможности рыбачить иметь свежую рыбу. Всего на таких островах живут несколько сотен человек – это привлекательная и экзотическая достопримечательность андского высокогорья. Туристов на них доставляют гиды из местных жителей, используя для этого тростниковые лодки и плоты, известные как кабальитос-де-тотора. Привлечение гостей даёт возможность принимающей стороне показать необычный бытовой уклад островитян, в том числе, традиционную кухню и народные костюмы, а также реализовать ремесленную продукцию: шерстяные ткани и изделия из них, многочисленные и разнообразные поделки из тростника и керамику
.


Этническая группа уру (урус, урос)

Ткачество

    Бо́льшая часть этнической группы с течением времени с островов перебралась на сушу, и наиболее представительная подгруппа, уру-чипайя, населяет несколько общин в боливийском департаменте Оруро и на севере Чили вблизи границы с Боливией. Селения подгруппы располагаются на засушливых и засоленных почвах близ озёр, где ведётся скромное хозяйство. Мужчины выращивают несколько разновидностей киноа, анью, ячмень, разводят свиней, овец и лам. Они также рыбачат, охотятся на викуний, диких кроликов, фламинго и других водоплавающих птиц и собирают их яйца. Исключительно мужским занятием является плетение корзин, ловушек для рыбы и тростниковых плотов, а женским – изготовление ткани из овечьей шерсти и пошив одежды для всех членов семьи. Из доиспанских элементов одежды у уру-чипайя остались
урко, женская туника преимущественно синего или белого цветов, которая закрепляется на плечах, и ира – небольшое мужское пончо квадратной формы с отверстиями для головы и рук
.


Этническая группа уру (урус, урос)

Жилище уру-чипайя

Этническая группа уру (урус, урос)

Община уру-чипайя

    Селения уру-чипайя на солончаках легко узнать по особенной конструкции домов – путуку, так называется жилище, имеют круглую конусообразную форму и возведены из камня в отличие от островных тростниковых хижин. В этих общинах люди не очень гостеприимны, так как считают, что зря тратят время на предоставление какой-либо информации о себе. Заметно, что цивилизация сюда проникает очень медленно: лишь некоторые здания имеют стёкла, а их крыши – металлическое покрытие; женщины продолжают ходить босиком и не меняют свои шерстяные ткани на хлопчатобумажные и нейлоновые. Внутри маленьких путуку нет мебели, а их обитатели спят на овечьих шкурах, на них же готовят и принимают пищу. Традиционные блюда этнических подгрупп в целом похожи, и если в общинах уру-чипайя будет трудно узнать о них, то на плавучих островах Титикаки есть специализированный ресторан национальной кухни. К гастрономии уру относятся:

мукуна (mucuna, mukuna) – кулинарное изделие из муки киноа грубого помола, смешанной с животным жиром, которое готовится на пару;


Народы Латинской Америки

Помол киноа

киспинья (quispiña)
Этническая группа уру (урус, урос)

Киспинья

типичная для боливийского высокогорья закуска из муки киноа нескольких видов, представляющая собой кусочки теста неправильной формы, которые готовят на пару ко Дню Всех Святых и едят руками с креольским сыром;

тантавава (tantawawa)праздничный пшеничный хлеб в виде детской фигурки, который заполнен сладкой начинкой;

рагу из киноа (chupe de quinoa)блюдо, включающее рыбьи головы, моллюсков, картофель, лук, томаты и киноа;

жареная рыбалюбая пресноводная рыба, преимущественно форель, карачи, испи и маури, которую обжаривают в растительном масле и подают с картофелем, кукурузой или чуньо;

чайро (chairo)густой суп с картофелем, чёрным чуньо, вяленым мясом ягнёнка, фасолью и овощами;

жареное мясо альпакимясные кусочки, зажаренные с кожей в собственном жире, которые подают с креольским соусом, картофелем, чуньо и жареной кукурузой.

Карнавал в Оруро

    Католицизм повлиял на культуру уру, но многие представители этноса сохраняют религиозные обычаи и верования, поклоняясь природным стихиям, богам-созидателям и духам предков и животных, живущим в вулканах. Самыми древними богами пантеона были дух подземного мира Вари и Квак, отождествляемый со змеем, а позднее в него добавились священные жабы, ящерицы и кондор. Элементы культов уру воздействовали на верования аймара, мифологию инков, а также на установившиеся в Андах христианские обычаи: частью международного карнавала Оруро является поклонение горам, и карнавальный персонаж «Дьявол» – метаморфоза бога Вари, пережившего ассимиляцию с аймара, завоевание инками и колонизацию испанцами. Горный массив вокруг Оруро называют Священным Хребтом Уру  естественный амфитеатр, по-прежнему остающийся местом паломничества и поклонения сакральным божествам-защитникам.

Комментарии