Народы Латинской Америки: тараумара


Народы Мексики: тараумара
Сьерра-Мадре-Оксиденталь проходит через весь запад Мексики от Соединённых Штатов Америки до Транс-мексиканского вулканического пояса, то есть, с севера на юг, захватывая восемь мексиканских штатов. Горная цепь является «лёгкими» севера страны – её покрывают большие смешанные леса, в которых преобладают сосны, оямель и дубы, особенно в той части, называемой Сьерра-Тараумара. Именно в этом высокогорном районе, Сьерра-Тараумара, расположенном в Чиуауа, а также в примыкающих областях Соноры и Дуранго, проживает народ тараумара. Данная этническая группа насчитывает более 75 тысяч представителей, говорящих на собственном языке тараумара, который происходит из юто-ацтекской лингвистической семьи и делится на пять диалектов.


Население и этнический состав Мексики

Сьерра-Тараумара

Индейцы Мексики: тараумара

Женщины тараумара
отличаются крупным
телосложением

Самоназвание тараумара – рарамури, что переводится как «люди с крылатыми ногами» и относится к бегунам с быстрыми, лёгкими на подъём ногами. Предки этого народа поселились в Сьерра-Тараумара уже 15 тысяч лет назад, начав развивать собственную культуру, религию и образ жизни. Изначально они были охотниками и собирателями, причём очень воинственными и враждовавшими со всеми соседями. Частые военные действия стали причиной возникновения языческого многобожного пантеона с Солнцем, Луной, змеями и камнями во главе. Параллельно с этим развивалось сельское хозяйство тараумара: они стали сажать кукурузу, бобы, тыквы, острые перцы и хлопок.

Народы Мексики: тараумара

Девочки тараумара

Первый контакт туземцев и европейцев произошёл в 1606 году, когда испанские иезуиты поселились на земле тараумара и насадили евангелизацию. С этого момента для этноса начались постоянные вторжения, лишения и ущемления прав, длящиеся уже 400 лет. В течение XVII-XVIII веков тараумара периодически восставали, а в 1767 Общество Иисуса было изгнано со всех колониальных земель, и они смогли вернуться к привычному образу жизни. Однако в 1856 году в Мексике был принят закон о конфискации земель, и обжитые районы занимались прибывавшими метисами. Чуть позже, со строительством железной дороги, стали появляться иностранцы, что вызвало новые восстания обнищавших туземцев. Земли им были возвращены лишь в XX веке после аграрной реформы, но до сих пор тараумара живут как изгои, забытые правительством. Их главными проблемами являются бедность, недоедание и нехватка питьевой воды, высокая младенческая смертность и туберкулёз, высокий уровень неграмотности.

Состав население Мексики

Ранчо

Индивидуальные земельные наделы едва могут прокормить 4-5 человек, поэтому тараумара живут небольшими моногамными семьями, объединёнными в ранчо, в которых проживают около 100 человек, а 2-5 ранчо составляют общину. В общинах сохраняется племенное самоуправление: главой группы является губернатор сириаме – старейший и самый опытный член общины, избираемый советом на пожизненный срок. Его обязанности включают проведение религиозных церемоний, чтение проповедей, председательство в совете старейшин. Ему помогают второй губернатор и члены общины с воинскими званиями, а также духовные лидеры, шаманы и врачеватели.

Индейское жилище

В бревенчатом доме

Индейское жилище

Жилище, устроенное в пещере

Ребёнок, достигший 14-летнего возраста, у тараумара считается уже взрослым и способным принимать самостоятельные решения. С 16 лет девушки уже вступают в брак, и, как правило, семьи образуются по расчёту, а не при наличии взаимных чувств. Первый год является пробным, и если в союзе мужчины и женщины не возникает проблем, то молодые переезжают из дома родителей жены в собственное жильё. Поскольку для народа типична сезонная миграция, жилища строят из доступных материалов: в тёплых районах из положенных горизонтально брёвен, а в каньонах, где древесина недоступна, из камней и глины. Дом представляет одну прямоугольную комнату без окон и без мебели, но с отверстием в крыше для дыма от очага. Рядом с жилищем располагают подсобные постройки. Некоторые из тараумара до сих пор живут в пещерах, веря, что если они их покинут, то прогневают богов.

Этнический состав Мексики: тараумара

Продажа ремесленной продукции

Этнический состав Мексики

Домашняя работа

Тараумара с детства приучаются к труду, и ко времени вступления во взрослую жизнь они уже знают, как возделывать кукурузу и другие сельскохозяйственные культуры, как ухаживать за домашними животными – в группе, в основном, разводят коз и, в меньшей степени, коров, лошадей и кур. Дети знакомы и со всеми видами традиционного ремесленничества: женскими промыслами – гончарством и плетением корзин и сосудов из пальмовых листьев и мужскими – изготовлением музыкальных инструментов, деревянной домашней утвари и разнообразных скульптур.

Индейская пища

Горный перец чильтепин

Индейская пища

Тесгуино

В питании тараумара, кроме кукурузы и традиционных для всей Америки сельскохозяйственных культур, присутствуют около 120 видов ароматных трав, называемых общим словом келите. Из перцев особое значение имеет горный чили, или чильтепин, – вид с мелкими острыми плодами, которые собирают в дикой природе незрелыми, а затем сушат и добавляют к пище. В еду также добавляют ари, разновидность смолы, производимой живущими на деревьях само муравьями, и высушенное на солнце мясо. Из традиционных блюд стоит упомянуть разнообразные кукурузные лепёшки, обожжённые перцы и тонари – говядина, козлятина или оленина, которая варится в воде без кожи до готовности. Такое мясо добавляют к нопалю, кактусу, приготовленному с чильтепином и ари. К типичным напиткам относятся атоль, пиноль, тесгуино и пульке.

Индейские ритуалы

Ритуалы с музыкой и танцами -
так проводятся праздники
тараумара

Тараумара во многом сохранили обычаи предков. Например, женщины рожают вне дома: они уходят в горы, где после рождения ребёнка сжигают пуповину и закапывают её остатки. Национальный костюм сейчас практически не используется, его вытеснила современная одежда, однако женщин тараумара легко узнать по крупным фигурам, одетым в платья ярких цветов, пёстрые кофты и платки. Этнос очень религиозен, но все древние обряды исполняются за пределами христианской церкви, которую также посещают. Из обрядов самыми распространёнными являются ритуальные танцы – своеобразные молитвы для выражения просьб о прощении, осадках, благодарности за урожай. Эти ритуалы сопровождаются ритмами погремушек, барабанов, гортанными песнями старейшин и подношениями напитков богам. Ещё одним священным обрядом является сбор и использование галлюциногенного кактуса пейота.

Комментарии