Сьерра-Мадре-Оксиденталь
проходит через весь запад Мексики от Соединённых Штатов Америки до
Транс-мексиканского вулканического пояса, то есть, с севера на юг, захватывая
восемь мексиканских штатов. Горная цепь является «лёгкими» севера страны – её
покрывают большие смешанные леса, в которых преобладают сосны, оямель и дубы,
особенно в той части, называемой Сьерра-Тараумара. Именно в этом высокогорном районе,
Сьерра-Тараумара, расположенном в Чиуауа, а также в примыкающих областях Соноры
и Дуранго, проживает народ тараумара. Данная этническая группа насчитывает
более 75 тысяч представителей, говорящих на собственном языке тараумара,
который происходит из юто-ацтекской лингвистической семьи и делится на пять
диалектов.
|
Сьерра-Тараумара |
|
Женщины тараумара отличаются крупным телосложением |
Самоназвание
тараумара – рарамури, что переводится как «люди с крылатыми ногами» и относится
к бегунам с быстрыми, лёгкими на подъём ногами. Предки этого народа поселились
в Сьерра-Тараумара уже 15 тысяч лет назад, начав развивать собственную
культуру, религию и образ жизни. Изначально они были охотниками и собирателями,
причём очень воинственными и враждовавшими со всеми соседями. Частые военные
действия стали причиной возникновения языческого многобожного пантеона с Солнцем,
Луной, змеями и камнями во главе. Параллельно с этим развивалось сельское хозяйство
тараумара: они стали сажать кукурузу, бобы, тыквы, острые перцы и хлопок.
|
Девочки тараумара |
Первый
контакт туземцев и европейцев произошёл в 1606 году, когда испанские иезуиты
поселились на земле тараумара и насадили евангелизацию. С этого момента для
этноса начались постоянные вторжения, лишения и ущемления прав, длящиеся уже
400 лет. В течение XVII-XVIII веков тараумара периодически восставали, а в 1767
Общество Иисуса было изгнано со всех колониальных земель, и они смогли вернуться
к привычному образу жизни. Однако в 1856 году в Мексике был принят закон о
конфискации земель, и обжитые районы занимались прибывавшими метисами. Чуть
позже, со строительством железной дороги, стали появляться иностранцы, что
вызвало новые восстания обнищавших туземцев. Земли им были возвращены лишь в XX веке после аграрной реформы, но до сих пор
тараумара живут как изгои, забытые правительством. Их главными проблемами
являются бедность, недоедание и нехватка питьевой воды, высокая младенческая
смертность и туберкулёз, высокий уровень неграмотности.
|
Ранчо |
Индивидуальные
земельные наделы едва могут прокормить 4-5 человек, поэтому тараумара живут
небольшими моногамными семьями, объединёнными в ранчо, в которых проживают
около 100 человек, а 2-5 ранчо составляют общину. В общинах сохраняется племенное
самоуправление: главой группы является губернатор сириаме – старейший и самый
опытный член общины, избираемый советом на пожизненный срок. Его обязанности
включают проведение религиозных церемоний, чтение проповедей, председательство
в совете старейшин. Ему помогают второй губернатор и члены общины с воинскими
званиями, а также духовные лидеры, шаманы и врачеватели.
|
В бревенчатом доме |
|
Жилище, устроенное в пещере |
Ребёнок,
достигший 14-летнего возраста, у тараумара считается уже взрослым и способным
принимать самостоятельные решения. С 16 лет девушки уже вступают в брак, и, как
правило, семьи образуются по расчёту, а не при наличии взаимных чувств. Первый
год является пробным, и если в союзе мужчины и женщины не возникает проблем, то
молодые переезжают из дома родителей жены в собственное жильё. Поскольку для
народа типична сезонная миграция, жилища строят из доступных материалов: в тёплых
районах из положенных горизонтально брёвен, а в каньонах, где древесина
недоступна, из камней и глины. Дом представляет одну прямоугольную комнату без
окон и без мебели, но с отверстием в крыше для дыма от очага. Рядом с жилищем
располагают подсобные постройки. Некоторые из тараумара до сих пор живут в
пещерах, веря, что если они их покинут, то прогневают богов.
|
Продажа ремесленной продукции |
|
Домашняя работа |
Тараумара
с детства приучаются к труду, и ко времени вступления во взрослую жизнь они уже
знают, как возделывать кукурузу и другие сельскохозяйственные культуры, как ухаживать
за домашними животными – в группе, в основном, разводят коз и, в меньшей
степени, коров, лошадей и кур. Дети знакомы и со всеми видами традиционного
ремесленничества: женскими промыслами – гончарством и плетением корзин и
сосудов из пальмовых листьев и мужскими – изготовлением музыкальных
инструментов, деревянной домашней утвари и разнообразных скульптур.
|
Горный перец чильтепин |
|
Тесгуино |
В
питании тараумара, кроме кукурузы и традиционных для всей Америки
сельскохозяйственных культур, присутствуют около 120 видов ароматных трав,
называемых общим словом келите. Из перцев особое значение имеет горный чили,
или чильтепин, – вид с мелкими острыми плодами, которые собирают в дикой
природе незрелыми, а затем сушат и добавляют к пище. В еду также добавляют ари,
разновидность смолы, производимой живущими на деревьях само муравьями, и
высушенное на солнце мясо. Из традиционных блюд стоит упомянуть разнообразные кукурузные
лепёшки, обожжённые перцы и тонари – говядина, козлятина или оленина, которая
варится в воде без кожи до готовности. Такое мясо добавляют к нопалю, кактусу,
приготовленному с чильтепином и ари. К типичным напиткам относятся атоль,
пиноль, тесгуино и пульке.
|
Ритуалы с музыкой и танцами - так проводятся праздники тараумара |
Тараумара
во многом сохранили обычаи предков. Например, женщины рожают вне дома: они
уходят в горы, где после рождения ребёнка сжигают пуповину и закапывают её
остатки. Национальный костюм сейчас практически не используется, его вытеснила
современная одежда, однако женщин тараумара легко узнать по крупным фигурам,
одетым в платья ярких цветов, пёстрые кофты и платки. Этнос очень религиозен,
но все древние обряды исполняются за пределами христианской церкви, которую
также посещают. Из обрядов самыми распространёнными являются ритуальные танцы –
своеобразные молитвы для выражения просьб о прощении, осадках, благодарности за
урожай. Эти ритуалы сопровождаются ритмами погремушек, барабанов, гортанными
песнями старейшин и подношениями напитков богам. Ещё одним священным обрядом является
сбор и использование галлюциногенного кактуса пейота.
Комментарии
Отправить комментарий