Дорогие
друзья и читатели! Завершился ещё один этап – в блоге закончена работа над
страницами с обзорами мексиканских региональных ремёсел. Мексика – страна с
древними и очень яркими самобытными традициями, которые выражаются в танцах,
светских фестивалях, религиозных праздниках, гастрономии и всём том, что
воплощает культурное наследие нации, связь коренных этнических групп с землёй и
народное понимание мира. Особую роль в этой культуре играет декоративно-прикладное
искусство и ремёсла, берущие начало в захватывающей космогонии цивилизаций майя
и ацтеков, а затем менявшиеся в течение веков под влиянием колонизации и
европейских художественных школ XIX-XX веков. Каталог
мексиканских ремёсел чрезвычайно богат и красочен; в зависимости от региона он
включает производство сувениров и изделий из дерева, глины, шерсти, стекла,
металлов, картона, кости, кораллов и других материалов, которые доступны
мастерам.
 |
Головной убор марьячи |
 |
Мексиканские сомбреро |
Список
традиционных промыслов Мексики возглавляет валяние и декорирование сомбреро –
красочных шляп с широкими полями, украшенных ручной вышивкой. Изначально
подобные головные уборы делались из кроличьей кожи и использовались наездниками
и погонщиками скота для защиты от солнца во время объезда сельскохозяйственных
угодий и пастбищ. С XIX столетия их начали делать из шерсти и включать в
комплекты праздничных костюмов, благодаря чему в дизайне появились декоративные
элементы, золотистые или серебристые шнуры. Со временем нарядные сомбреро превратились
в неотъемлемую деталь костюма марьячи, дав внешнему виду музыкантов
неповторимое очарование и элегантность.
 |
Соломенные шляпы |
 |
Разнообразие корзин |
Традиционные
мексиканские широкополые шляпы изготавливаются не только из шерсти, но и из
растительных материалов. Плетение из листьев и соломы берёт начало в далёком
периоде приручения огня первобытными людьми – этот промысел гораздо древнее
гончарства. В наши дни в стране сохраняются несколько индейских техник плетения,
в которых используются около 80 растений, среди них – карлюдовика, несколько
видов агавы, тростника, пальм, лиан, а также кора некоторых деревьев и ивовые
прутья. Кроме шляп ремесленники производят корзины, подносы, блюда, циновки,
сумки и кошельки, кувшины и другие ёмкости, в которых можно хранить жидкости,
мебель. Главными центрами плетения являются полуостров Юкатан, штаты Мехико,
Мичоакан, Веракрус и Сонора, однако у туристов продукция этого промысла не так
популярна.
 |
Краски сарапе |
 |
Мексиканские сарапе |
Изготовление
сарапе, шерстяных плащей, является типичным ремеслом города Сальтильо в штате Коауила. Известно, что подобные накидки
из джутовой ткани в доиспанскую эпоху носили и мужчины, и женщины,
заворачиваясь в них холодными ночами, как в одеяло, и перебрасывая через плечо
в жаркое время. В XVIII веке, с
появлением ткацкого станка, сырьём для сарапе служили шерсть и хлопок.
Традиционная конструкция изделия – накидка прямоугольной формы, украшенная
бахромой. В настоящее время существует множество видов сарапе, различающихся
декоративными элементами, вышивкой, геометрическими и зооморфными узорами и
цветами, среди которых преобладают тёмные тона, дополненные яркими жёлтыми,
красными, синими и зелёными красками.
 |
Ассортимент изделий из чёрной глины |
Неповторимый
народный промысел, ставший эмблемой штата Оахака,
– производство керамических изделий из чёрной глины. В доиспанские времена
коренные жители центральной долины Оахаки, сапотеки и миштеки, из глины делали
кастрюли, кувшины и прочую домашнюю утварь, а в 50-е годы XX века в городе
Сан-Бартоло-Койотепек в 16 км к югу от столицы штата появилась гончарная
мастерская донны Розы, давшей начало широко известному ремеслу. Эта мастерица
впервые обнаружила, что можно изменить свойства традиционного сырья, цвет и его
насыщенность, путём обжига в атмосфере с меньшим количеством кислорода.
Получаемые с помощью этой технологии изделия обладают не только особенным
блеском полировки, чёрным цветом, но и чистым звенящим звучанием, издаваемым
при постукивании.
 |
Талавера |
Талавера
– вид расписной майолики, характерной для Пуэблы,
куда в XVI столетии испанскими переселенцами было завезено арабское искусство
обжига керамики, нашедшее развитие в городе Талавера-де-ла-Рейна. Качество
глины в Пуэбле оказалось идеальным для производства керамической плитки,
используемой для облицовки храмов, монастырей и гражданских строений. В
цветовой гамме изразцов преобладал белый фон, на который наносились рисунки
синих, жёлтых, чёрных, зелёных, оранжевых и сиреневых оттенков. Современные
мастера, работающие в технике талавера, производят не только керамическую
плитку, но и предметы религиозного культа, блюда, кувшины, вазы и другие декоративные
изделия.
Алебрихе – самое
экстравагантное мексиканское искусство нового периода. Название этого ремесла
связывают с именем торговца картоном Педро Линаресом, который с 1936 года начал
делать из папье-маше яркие фигуры фантастических существ, словно пришедших из
других миров. Работы Линареса привлекли внимание владельцев художественных
галерей Риверы и Кало, а затем и многих мастеров, продолживших необычное
ремесло. В 80-х годах искусство алебрихе было перенесено на обработку дерева,
дав новую линию развития этого ремесла.
 |
Карнавальная маска |
 |
Ритуальная маска уичолей |
С
незапамятных времён частью мексиканской культуры являются маски, важный элемент
костюмов для различных церемониальных танцев. В колониальную эпоху с
пришествием католицизма маски приобрели иное значение, так как с их помощью
евангелисты пытались преподать ацтекам основы католической религии. После
обретения Мексикой независимости искусство создания масок развивалось как
направление популярной культуры, в котором отображалась художественная эстетика
коренных народов, христианства и революции. Сейчас, как и века назад, маски
по-прежнему используются во время проведения праздников и фестивалей и
изображают известных людей, сверхъестественных существ, животных, абстрактные
понятия. Материалами служат дерево, глина, папье-маше, ткань, а декорируются
изделия кукурузными зёрнами, бисером,
конским волосом, рогами и рисунками различных мотивов.
 |
Гуаябера |
Гуаябера,
мужская рубашка, – лёгкая одежда крестьян полуострова Юкатан с тесными рядами
нашитых складок и нагрудными карманами, очень удобная для тропического климата.
Как полагают, её название появилось благодаря сбору гуавы, которую рабочие
складывали в глубокие карманы. Есть ещё одно предположение о происхождении
покроя гуаяберы: в XVIII столетии в городке Санкти-Спиритус была мастерская
портного, разработавшего дизайн удлинённых мужских рубашек с карманами для
сигар. Таким образом, постепенно гуаябера стала одеждой высших социальных
слоёв, а столицей моды – город Мерида, где производят данный тип рубашек из
хлопчатобумажной, льняной, шёлковой и синтетической тканей.
 |
Уипили |
В
отличие от гуаяберы, уипиль является просторной женской блузой или туникой,
расшитой вручную растительным орнаментом. В индейском костюме уипиль
представлял белое платье из куска ткани, сшитой по бокам и с прямоугольными
прорезями для рук и головы. Вышитый рисунок вокруг шеи символизировал древнее
мировоззрение коренных народов на предназначение женщины как основы Вселенной.
С приходом европейцев и новых взглядов на одежду производство уипиль заметно
угасло, и этот предмет женского гардероба был вытеснен из повседневного
обихода. Как правило, его стали использовать во время торжественных мероприятий
и церемоний, религиозных праздников, свадеб и похорон. Наиболее
распространённый материал – шерсть, но также данные туники шьются из хлопка,
шёлка и парчи. В современной Мексике уипиль более всего распространён в штатах
Оахака, Чьяпас, Пуэбла, Мичоакан и на полуострове Юкатан.
 |
Ребосо |
 |
Как носить ребосо? |
Ребосо
– ещё один элемент традиционной мексиканской женской одежды, широкая шаль,
изготовленная из шерсти или хлопка. Кустарное производство ребосо возникло в
штате Сан-Луис-Потоси в 1764 году из
потребности женщин прикрывать голову в храмах, и с тех пор является самым
представительным ремеслом региона. Процесс изготовления шали вручную занимает
от 30 до 60 дней и состоит из 15 этапов от прядения нитей до декоративной
обработки. Готовое изделие женщины используют в повседневной жизни, во время
праздничных танцев, а также в качестве снуда для маленьких детей, причём в
последнем случае ребосо пользуются и мужчины.
 |
Мексиканские игрушки |
 |
Символика Дня Мёртвых |
Ещё
одно интересное направление мексиканского народного искусства – изготовление
игрушек. Несмотря на то, что спрос на игрушки, сделанные вручную, заметно упал,
они продолжают присутствовать на ремесленных рынках. Яркие и красочные, эти
игрушки сразу привлекают внимание изобретательностью мастеров, создающих
настоящие шедевры – автомобили, бильбоке, тромпо, трещотки и волчки, сделанные
из дерева, ткани или бумаги. Некоторые мастера делают тряпичные или соломенные
куклы, а другие – всевозможную атрибутику Дня Мёртвых, включающую глиняные черепа и статуэтки Катрины.
Комментарии
Отправить комментарий