На
этой странице блога мы совершили
небольшой обзор сверхъестественных сущностей, которые по сей день живут в
народных поверьях всей Латинской Америки. Сегодня обратимся к перуанским
дуэнде. Известно, что Перу – одно из самых древних и многонациональных
государств, в котором смешался фольклор забытых и современных цивилизаций,
традиции и обычаи народов Америки, Европы, Африки и Азии. Перуанское устное
народное творчество отражает невероятное культурное богатство страны, и начнём
наше фольклорное путешествие с Анд.
 |
Муки |
Андский
регион Перу – горнодобывающая область, обладающая значительными запасами
полезных ископаемых, государство лидирует по этому показателю среди
латиноамериканских стран. В шахтах Перу добываются золото, цинк, олово, свинец,
серебро, медь, есть и другие ресурсы, которые использовались жителями гор с
доиспанских времён, и именно с подземным миром шахт у андских кечуа связаны
поверья о Муки. Легенды об этом существе несколько рознятся от региона к
региону, но в целом они сходятся, что Муки имеет небольшой рост, не выше 50 см,
непропорциональное мускулистое тело и низкий хриплый голос. У него также
длинные светлые волосы и борода, красное лицо и проницательный, агрессивный и
гипнотизирующий взгляд. В некоторых округах этому существу приписывают два
рога, которыми он ломает скалы, и фонарь в руке, освещающий темноту подземных
тоннелей. Одет он всегда в шахтёрскую одежду. Особенности поведения Муки:
 |
Муки |
- он
может заставить исчезнуть или появиться золотоносные жилы в горной породе;
- может
быть невидимым или видим для глаз смертного по своему желанию;
- появляется
перед опасностью;
- иногда
проявляет сочувствие к шахтёрам, и с ним можно заключить договор в обмен на
коку, алкоголь и компанию женщины, но всегда такие контракты заканчиваются
плачевно и трагически для человека;
- Муки
важно, чтобы в него верили;
- он
очень мстителен;
- его
убивает солнечный свет.
В существование
Муки кечуа верят очень давно, и его имя – не что иное, как испанский вариант
произношения слова «мурик», означающее «тот, кто задыхается». Этимология имени
дуэнде достаточно проста: главным компонентом почти всех горных пород является
диоксид кремния, токсичный элемент, вызывающий силикоз, – заболевание лёгких,
которое сопровождается сильной одышкой и сухим кашлем. А если к этому добавить
частые несчастные случаи в шахтах, то причина веры в сверхъестественные силы
становится более понятной.
 |
Супай, карнавальная маска |
 |
Ичик-Ольку |
В
мифологии инков богом смерти был Супай – воплощение зла и одновременно
двойственная фигура, которой поклонялись во избежание неудач и всего плохого. С
введением христианской религии в Перу олицетворением Супая стал дьявол из
католицизма, однако народные поверья сохранились в устном народном творчестве,
и одно из них повествует о сыне бога смерти, карлике Ичик-Ольку (Ичик-Ольхо,
Ичик-Ольго, Ичик-Олько). Возможно, дуэнде Муки – всего лишь интерпретация
образа этого мифологического существа, так как Ичик-Ольку тоже является
обитателем шахт, ведь его отец был властелином подземного мира. Разница между ним
и Муки заключается в том, что его описывают как пухлого ребёнка с очень светлой
кожей и мягкими волосами, большими и живыми глазами. Он часто появляется в
лесах и рядом с водоёмами, а не только на рудниках, и ему очень нравится
вредить мельникам – он способен остановить течение горных рек. Этот дуэнде
обманывает путешественников: прикидывается уставшим мальчиком и просит пронести
его часть пути, но как только он попадает на руки к человеку, сразу же садится
ему на шею и заставляет плутать по дорогам, сбивая с нужного направления. Есть
версия, что Ичик-Ольку является больше водным духом, нежели земным, под водой у
него роскошный дворец, и он конфетами и игрушками заманивает туда маленьких
детей. Ещё ему очень не нравятся беременные женщины.
 |
Андский очковый медведь |
 |
Хархача |
Интересными
персонажами андского фольклора также являются Укуку и Хархача. Оба эти существа
– не совсем дуэнде, а полулюди-полуживотные. Имя Укуку принадлежит мальчику-медведю
из легенды инков о любви между принцессой и нищим, которого злой колдун
превратил в медведя, и в результате этих отношений появился ребёнок, спасший
родителей и превративший их в заснеженные горы. Кстати, этим легендарным
медведем является андский очковый медведь. Хархача – получеловек-полулама, злой
дух или демон, в которого превращаются люди, совершившие один из интимных грехов
христианства, инцест. Хархачи обречены бродить по селениям в темноте в поисках
жертв, чтобы съесть их мозг, ибо, по поверьям, именно в голове живёт душа,
способная спасти демона. Спастись от получеловеа-полуламы можно с помощью
католического креста или зеркала, Хархача не может вынести свой собственный
вид.
 |
Чульячаки |
Перуанская
Амазония также отличается разнообразием народных сказок о фантастических
существах. Самое известное из них – Чульячаки, дуэнде-хранитель
джунглей, который может принимать образ любого человека или животного. Обычно
он встречается гостям сельвы, в одиночку решившим пересечь лес. К хорошим людям
он добр и может щедро одарить их, но беспощаден к грешникам и атеистам – они теряются
в джунглях и в итоге формируют «легион» дуэнде для защиты природы. Узнать
Чульячаки можно по красной накидке и козлиной ноге. По джунглям также бродит Тунче,
представляющий мистическое существо из мифологии народа ине. Одни говорят, что
это бесплотная душевная боль, другие – колдун или дух. Тунче поддерживает
баланс между добром и злом, то есть, если он встречается на пути злого
человека, то возвращает все несчастья, что тот причинил окружающим, а хорошему
человеку внушает веру в себя и избавляет от страхов. Увидеть этого дуэнде
невозможно, можно только ощутить результаты его присутствия.
 |
Мапингуари |
Мапингуари – шаман, открывший секрет
бессмертия, и из-за своего открытия превращённый в чудовищного вида человека,
похожего на медведя. Он весь покрыт рыжей шерстью, имеет толстую кожу, а ступни
его вывернуты внутрь, однако следы похожи на человеческие. Особенность Мапингуари
– один глаз и второй рот на животе, испускающий ужасный запах. Есть множество
свидетелей существования этого дуэнде в амазонских джунглях Перу, Бразилии,
Боливии и Колумбии, о нём рассказывают более 80 человек, и все сходятся в описании
существа. Некоторые натуралисты убеждены, что все они видели считающихся
вымершими гигантских ленивцев, обитавших в Новом Свете и исчезнувших около
четырёх тысяч лет назад. Попытки обнаружить этих ленивцев в Амазонии не
увенчались успехом.
 |
Якуруна |
 |
Симпира |
Якуруна – самый важный персонаж
фольклора низких джунглей, способной управлять всеми животными и водными
духами. Имя его переводится как «водный человек», он передвигается по ручьям,
озёрам и рекам, и его вызывают шаманы во время ритуала аяуаски. Согласно
легенде он всегда появляется верхом на чёрном крокодиле или ящере, а вместо
украшения на шее носит удава. Жертвами Якуруны становятся чаще всего молодые
девушки, которых он соблазняет и уводит в свой подводный мир навсегда. Устное
народное творчество жителей джунглей также наделяет магическими способностями
некоторых животных:
- Уркутуто – большая сова, предвестник несчастий,
шпион и пособник колдунов;
- Танрилья – маленькая кокетливая цапля, знающая
секрет любовных чар;
- Чикуа – ночной ястреб, пение которого
возвещает об измене супруга/супруги или приближающейся мести от кого-либо;
- розовый пресноводный дельфин без
собственного имени, превращающийся в красивого мужчину и соблазняющий девушек;
- Симпира – чёрная пантера, посланник ада,
ловящий грешников для своей свиты.
Комментарии
Отправить комментарий