Термин
«Аридоамерика» был предложен немецким антропологом Паулем Кирхгоффом в 1940-х
годах в противопоставление «Мезоамерике». Сейчас им обозначают северную часть
Мексики – засушливый регион, имеющий значительные культурные и природные
различия с югом страны. В доиспанский период Аридоамерику населяли полукочевые
народы, бывшие отличными охотниками, рыбаками и собирателями. Конкистадоры
боялись и уважали их за жестокое сопротивление завоеванию и в то же время
называли этих индейцев чичимеками – недоразвитыми варварами и дикарями, грязными
собаками. В государстве чичимеков, столицей которого был Тенайука, а затем
Тескоко, совместно проживали восемь народностей: сакатеки, текуэхе, хонас, гуамаре,
гуачичиль, кашканы, кока и паме. И, хотя Тескоко пал в 1519 году, их потомки до
сих пор живут в Мексике, а селения этноса паме, наименее воинственного из
чичимеков, сохраняются в штате Сан-Луис-Потоси
и на севере Керетаро.
Деление Мексики на природно- |
Женщина этноса паме |
Этнос
паме возник около 2500 до нашей эры в результате смешения народов чичимекской
культуры и тольтеков. Территория расселения народа была довольно обширной, но из-за
столкновений с другими группами индейцев, а затем с испанцами, она сократилась
до семи муниципалитетов в двух штатах Мексики. В Керетаро паме живут в районах
Арройо-Секо и Халпан-де-Серра, а в Сан-Луис-Потоси занимают Сьюдад-дель-Маис,
Алакинес, Тамасопо, Район и Санта-Катарину. Всего их насчитывается чуть более
20 тысяч человек, из которых приблизительно половина говорит только на родном
языке паме, принадлежащем к ото-мангской лингвистической семье. В языке
выделяют два основных живых диалекта, центральный и северный, а раньше
существовал ныне мёртвый южный диалект. Сами себя паме называют си’уи, что
значит «коренной», а испаноязычное название этноса появилось во время колонизации,
когда индейцы отвергали власть Короны и говорили «Нет», то есть, «Паме»,
завоевателям.
Мескитовое дерево |
В
засушливом государстве чичимеков не было изобилии продуктов питания.
Исследователи индейского уклада начала колониальной эры писали, что в некоторых
селениях паме выращивали кукурузу, красную фасоль и тыквы, но основу их питания
составляли опунция, стручки мескитового дерева, дикорастущие фрукты, корнеплоды
и продукты охоты и рыбалки – змеи, лягушки, кролики, олени, птицы и любая рыба.
Корнеплоды и кактусы они очень часто готовили в подземных печах, а из ягод
делали ликёры. Сушёные мескитовые плоды индианки растирали в муку, из которой
пекли различного вида лепёшки и хлеб, сохранявший свои качества несколько
месяцев. Недостаток воды компенсировался напитками из сока агавы и кукурузы.
Диоон съедобный |
Цветы юкки |
Современные
паме в своём питании используют кукурузу, тыкву, фасоль и чечевицу, чили,
сахарный тростник, бататы, кофе, манго, папайю и бананы. Практически никто из
мужчин уже не охотится, а вот собирать растущие в дикой природе плоды и травы
они продолжают. Часто в пищу употребляется чамал – диоон съедобный (dioon edule),
эндемичное мексиканское растение, похожее на маленькую пальму. Диоон растёт в
сухих горных районах на высоте не более 1400 метров над уровнем моря, а съедобными
у него являются семена, образующиеся в крупных плодах. С этими семенами индейцы
пекут лепёшки и делают тамали: отваривают с известью в воде, затем
перемалывают, заворачивают небольшими порциями в листья псевдобомбакса или
каменного дуба и готовятся на пару. Их кулинария также включает:
Цветы агавы |
солёный пиноль
с чили (pinole salado con chile) – мучнистый порошок из жареных зёрен
кукурузы, перемолотых с сушёными перцами чили и солью;
цветы юкки (chochas de palma), тушёные на растительном масле с
чесноком, луком, томатами, острым перцем и ароматными травами;
Сушёные гремучие змеи |
цветы агавы (chibeles), тушеные с луком и томатами, которые
подают с фасолью и лепёшками;
бульон из наземных улиток (caldo de caracoles terrestres) – простой отвар с моллюсками, в который
добавлены уксус, тимьян, розмарин и лавровый лист;
гремучих змей (serpientes de cascabel) – отрубают головы, снимают кожу, потрошат
и сушат на солнце с солью;
болиме (bolime) – кукурузный тамаль с курицей или
индейкой;
сакауиль (zacahuil) – кукурузный тамаль большего размера со
свининой.
Типичный дом паме |
В общине |
Ещё
в доколониальные времена мужчины-охотники паме не утруждали себя сбором добычи –
их жёны должны были ходить по горам и отыскивать убитых мужьями животных.
Сейчас социальная организация индейских общин, которые формируются по системе
эхидо, также характеризуется патриархальным строем, но в некоторых вопросах
мнение женщин учитывается. Самый старший член семьи по мужской линии считается
её главой. После свадьбы молодые живут как минимум год с родителями мужа, а
затем строят собственный дом по соседству. В строительстве участвуют все
родственники и друзья мужа – только мужчины. Жилище представляет собой скромное
прямоугольное здание из одной-двух комнат с отдельной кухней и со стенами из
крепких жердей, самана или камней. Крышу всегда делают двускатной, а покрывают
её либо пальмовыми листьями, либо оцинкованным железом. Рядом с домом размещают
загоны для мелкого скота и птицы.
Праздничная церемония |
Паме
в настоящее время практически не пользуются национальными костюмами, а
одеваются в обычную одежду, ничем не отличающуюся от гардероба современного
западного человека. Для сельской местности, где они живут, характерно видеть
мужчин в шляпах, светлых рубашках и тёмных брюках, а женщин – в платьях,
блузках и юбках или футболках с джинсами. Традиционные костюмы носят очень
редко, как правило, на религиозных церемониях, проходящих в католических храмах.
Женский набор включает либо полностью белые одежды, либо представляет собой свободную
тёмную юбку по щиколотку, запахивающуюся на поясе, блузку с широкими рукавами розовых
или голубых тонов и кечкемитль – накидку для плеч с застёжкой на груди. Волосы
женщины подвязывают шерстяными лентами, а на лица наносят геометрические
рисунки. Мужской праздничный костюм состоит из белых брюк и белой рубашки,
красного шейного платка и соломенной шляпы.
Женщины-паме продают |
Плетёная шкатулка |
Основными
занятиями народа паме являются земледелие, уход за домашним скотом и
ремесленничество. В общинах особенно распространено плетение из пальмовых
листьев и тростника, им занимаются как женщины, так и мужчины. Сначала сырьё
вымачивают и отбеливают, чтобы придать ему товарные качества, а затем плетут
красивые шкатулки, блюда, корзины. Есть среди паме и гончары, производящие
комали и кувшины, и столяры, мастерящие мебель и вырезающие небольшие статуэтки
из древесины.
Женщины-гончары из общины |
Если
плетением больше занимаются в общине Санта-Мария-Акапулько, то посёлком
гончаров можно назвать общину Куэста-Бланка. Производство глиняной утвари для
местных жителей – настоящий обряд, в котором мужчины управляют силами Луны,
Земли и огня. Весь процесс зависит от лунных фаз: на растущей луне замешивают
керамическую массу, а в полнолуние собирают древесину для обжига и начинают
лепку посуды. В общине есть женщины-гончары, не придерживающиеся лунных фаз.
Как правило, это те, кто учился за пределами родного муниципалитета. Интересно
ещё и то, что, если гончарство им начинает приносить доход, они прекращают
производство керамики, дабы не ставить в неудобное положение своих мужчин.
Паме |
Вся
система религиозных верований паме вращается вокруг католицизма, наряду с
которым в общинах сильны патриархальные нравы и некоторые из доиспанских
языческих убеждений. Так, они почитают бога Грома, покровительствующего
растительному миру. Вторыми по важности в пантеоне паме идут бог Солнца,
которого концептуально объединяют с христианским Богом, и богиня Луны,
отождествлённая с понятиями «Дева Мария» и «Богородица». Кроме того,
немногочисленные охотники до сих пор поклоняются богу-оленю, а крестьяне верят
в духов воды, живущих в каждом водоёме – по поверьям, если водоём пересыхает,
это значит, что дух покинул его.
Комментарии
Отправить комментарий