Народы Латинской Америки: паме


Этнос паме
Термин «Аридоамерика» был предложен немецким антропологом Паулем Кирхгоффом в 1940-х годах в противопоставление «Мезоамерике». Сейчас им обозначают северную часть Мексики – засушливый регион, имеющий значительные культурные и природные различия с югом страны. В доиспанский период Аридоамерику населяли полукочевые народы, бывшие отличными охотниками, рыбаками и собирателями. Конкистадоры боялись и уважали их за жестокое сопротивление завоеванию и в то же время называли этих индейцев чичимеками – недоразвитыми варварами и дикарями, грязными собаками. В государстве чичимеков, столицей которого был Тенайука, а затем Тескоко, совместно проживали восемь народностей: сакатеки, текуэхе, хонас, гуамаре, гуачичиль, кашканы, кока и паме. И, хотя Тескоко пал в 1519 году, их потомки до сих пор живут в Мексике, а селения этноса паме, наименее воинственного из чичимеков, сохраняются в штате Сан-Луис-Потоси и на севере Керетаро.


Население Мексики: Этнос паме

Деление Мексики на природно-
культурные макрорегионы,
предложенное
Паулем Кирхгоффом

Население Мексики: Этнос паме

Женщина этноса паме

Этнос паме возник около 2500 до нашей эры в результате смешения народов чичимекской культуры и тольтеков. Территория расселения народа была довольно обширной, но из-за столкновений с другими группами индейцев, а затем с испанцами, она сократилась до семи муниципалитетов в двух штатах Мексики. В Керетаро паме живут в районах Арройо-Секо и Халпан-де-Серра, а в Сан-Луис-Потоси занимают Сьюдад-дель-Маис, Алакинес, Тамасопо, Район и Санта-Катарину. Всего их насчитывается чуть более 20 тысяч человек, из которых приблизительно половина говорит только на родном языке паме, принадлежащем к ото-мангской лингвистической семье. В языке выделяют два основных живых диалекта, центральный и северный, а раньше существовал ныне мёртвый южный диалект. Сами себя паме называют си’уи, что значит «коренной», а испаноязычное название этноса появилось во время колонизации, когда индейцы отвергали власть Короны и говорили «Нет», то есть, «Паме», завоевателям.

Население Мексики: Этнос паме

Мескитовое дерево

В засушливом государстве чичимеков не было изобилии продуктов питания. Исследователи индейского уклада начала колониальной эры писали, что в некоторых селениях паме выращивали кукурузу, красную фасоль и тыквы, но основу их питания составляли опунция, стручки мескитового дерева, дикорастущие фрукты, корнеплоды и продукты охоты и рыбалки – змеи, лягушки, кролики, олени, птицы и любая рыба. Корнеплоды и кактусы они очень часто готовили в подземных печах, а из ягод делали ликёры. Сушёные мескитовые плоды индианки растирали в муку, из которой пекли различного вида лепёшки и хлеб, сохранявший свои качества несколько месяцев. Недостаток воды компенсировался напитками из сока агавы и кукурузы.

Индейская пища

Диоон съедобный

Индейская пища

Цветы юкки

Современные паме в своём питании используют кукурузу, тыкву, фасоль и чечевицу, чили, сахарный тростник, бататы, кофе, манго, папайю и бананы. Практически никто из мужчин уже не охотится, а вот собирать растущие в дикой природе плоды и травы они продолжают. Часто в пищу употребляется чамал – диоон съедобный (dioon edule), эндемичное мексиканское растение, похожее на маленькую пальму. Диоон растёт в сухих горных районах на высоте не более 1400 метров над уровнем моря, а съедобными у него являются семена, образующиеся в крупных плодах. С этими семенами индейцы пекут лепёшки и делают тамали: отваривают с известью в воде, затем перемалывают, заворачивают небольшими порциями в листья псевдобомбакса или каменного дуба и готовятся на пару. Их кулинария также включает:

Индейская пища

Цветы агавы

солёный пиноль  с чили (pinole salado con chile) – мучнистый порошок из жареных зёрен кукурузы, перемолотых с сушёными перцами чили и солью;
цветы юкки (chochas de palma), тушёные на растительном масле с чесноком, луком, томатами, острым перцем и ароматными травами;
Индейская Пища: Сушёные гремучие змеи

Сушёные гремучие змеи

цветы агавы (chibeles), тушеные с луком и томатами, которые подают с фасолью и лепёшками;
бульон из наземных улиток (caldo de caracoles terrestres) – простой отвар с моллюсками, в который добавлены уксус, тимьян, розмарин и лавровый лист;
гремучих змей (serpientes de cascabel) – отрубают головы, снимают кожу, потрошат и сушат на солнце с солью;
болиме (bolime) – кукурузный тамаль с курицей или индейкой;
сакауиль (zacahuil) – кукурузный тамаль большего размера со свининой.

Индейское жилище

Типичный дом паме

Индейское жилище

В общине

Ещё в доколониальные времена мужчины-охотники паме не утруждали себя сбором добычи – их жёны должны были ходить по горам и отыскивать убитых мужьями животных. Сейчас социальная организация индейских общин, которые формируются по системе эхидо, также характеризуется патриархальным строем, но в некоторых вопросах мнение женщин учитывается. Самый старший член семьи по мужской линии считается её главой. После свадьбы молодые живут как минимум год с родителями мужа, а затем строят собственный дом по соседству. В строительстве участвуют все родственники и друзья мужа – только мужчины. Жилище представляет собой скромное прямоугольное здание из одной-двух комнат с отдельной кухней и со стенами из крепких жердей, самана или камней. Крышу всегда делают двускатной, а покрывают её либо пальмовыми листьями, либо оцинкованным железом. Рядом с домом размещают загоны для мелкого скота и птицы.

Население Мексики: Этнос паме

Праздничная церемония

Паме в настоящее время практически не пользуются национальными костюмами, а одеваются в обычную одежду, ничем не отличающуюся от гардероба современного западного человека. Для сельской местности, где они живут, характерно видеть мужчин в шляпах, светлых рубашках и тёмных брюках, а женщин – в платьях, блузках и юбках или футболках с джинсами. Традиционные костюмы носят очень редко, как правило, на религиозных церемониях, проходящих в католических храмах. Женский набор включает либо полностью белые одежды, либо представляет собой свободную тёмную юбку по щиколотку, запахивающуюся на поясе, блузку с широкими рукавами розовых или голубых тонов и кечкемитль – накидку для плеч с застёжкой на груди. Волосы женщины подвязывают шерстяными лентами, а на лица наносят геометрические рисунки. Мужской праздничный костюм состоит из белых брюк и белой рубашки, красного шейного платка и соломенной шляпы.

Народы штата Сан-Луис-Потоси: паме

Женщины-паме продают
ремесленные товары на ступенях
приходской церкви в общине
Санта-Мария-Акапулько

Народы штата Сан-Луис-Потоси: паме

Плетёная шкатулка

Основными занятиями народа паме являются земледелие, уход за домашним скотом и ремесленничество. В общинах особенно распространено плетение из пальмовых листьев и тростника, им занимаются как женщины, так и мужчины. Сначала сырьё вымачивают и отбеливают, чтобы придать ему товарные качества, а затем плетут красивые шкатулки, блюда, корзины. Есть среди паме и гончары, производящие комали и кувшины, и столяры, мастерящие мебель и вырезающие небольшие статуэтки из древесины.

Мексиканские народы: паме

Женщины-гончары из общины
Куэста-Бланка штата
Сан-Луис-Потоси

Если плетением больше занимаются в общине Санта-Мария-Акапулько, то посёлком гончаров можно назвать общину Куэста-Бланка. Производство глиняной утвари для местных жителей – настоящий обряд, в котором мужчины управляют силами Луны, Земли и огня. Весь процесс зависит от лунных фаз: на растущей луне замешивают керамическую массу, а в полнолуние собирают древесину для обжига и начинают лепку посуды. В общине есть женщины-гончары, не придерживающиеся лунных фаз. Как правило, это те, кто учился за пределами родного муниципалитета. Интересно ещё и то, что, если гончарство им начинает приносить доход, они прекращают производство керамики, дабы не ставить в неудобное положение своих мужчин.

Население и Этнический состав Мексики

Паме

Вся система религиозных верований паме вращается вокруг католицизма, наряду с которым в общинах сильны патриархальные нравы и некоторые из доиспанских языческих убеждений. Так, они почитают бога Грома, покровительствующего растительному миру. Вторыми по важности в пантеоне паме идут бог Солнца, которого концептуально объединяют с христианским Богом, и богиня Луны, отождествлённая с понятиями «Дева Мария» и «Богородица». Кроме того, немногочисленные охотники до сих пор поклоняются богу-оленю, а крестьяне верят в духов воды, живущих в каждом водоёме – по поверьям, если водоём пересыхает, это значит, что дух покинул его.

Комментарии