|
Уичоли |
В
мексиканском штате Наярит, а также некоторых районах штатов Халиско, Сакатекас
и Дуранго, проживает одна из немногих коренных групп населения, которые смогли
сохранить свою этническую чистоту даже несмотря на испанское завоевание,
французскую интервенцию и прочие перипетии в истории страны. Это виррарика,
«настоящие люди» или уичоли, как назвали этот народ конкистадоры XVI века. К настоящему времени уичолей насчитывается
около 44 тысяч человек, а говорят они на собственном языке, принадлежащем к
уто-ацтекской семье.
|
Западная Сьерра-Мадре |
Уичоли
живут в горах Западной Сьерра-Мадре на протяжении многих веков, и историки не
имеют единого мнения о происхождении этнической группы. Возможно, несколько
народов ассимилировались между собой – когда уичоли, одновременно с
конкистадорами, пришли в район Боланьос (штат Халиско), там уже были селения
тепеуанов, потомков ацтеков. Об этом говорят устные источники обоих народов,
кроме того, у них и их соседей кора общие языковые корни.
|
Дети уичоли |
|
Украшение традиционной мужской шляпы |
Название
географического района уичолей на региональном наречии звучит как Уикот. Он
имеет почти квадратную форму, а его главными религиозными и политическими
центрами являются пять общин: Тушпан-де-Боланьос, Сан-Себастьян-Тепонауатла,
Санта-Катарина, Сан-Андрес-Куэшкоматитлан-Коамьята и Гуадалупе-Окатан. Эта зона
не имеет благоприятных климатических условий, однако во время аграрного сезона
склоны гор превращаются в сельскохозяйственные поля, на которых возделывается,
прежде всего, кукуруза, а также тыква, амарант, чили и бобовые культуры.
|
Уачаль в соусе чили с нопалем |
|
Темачака |
К
выращенным общими усилиями плодам уичоли добавляют домашнюю птицу, кокосы,
пойманную в море и горных реках рыбу, мясо добытых на охоте животных, цветы и
ягоды кактусов, кожуру различных плодов и кору деревьев. Таким образом, их
питание характеризуется как натуральное и традиционное, кроме того, оно очень
связано с религиозностью народа. Например, красное мясо, говядину, оленину или
козлятину, они едят только во время наиболее торжественных церемоний. К обычным
же блюдам уичолей относятся следующие:
уачаль (huachal) – маленькие лепёшки на основе кукурузы
и перемолотой сушёной тыквенной кожуры;
темачака (temachaca) – бульон с
доиспанским происхождением, который готовят с луком, томатами, чили и
соцветиями одного из местных деревьев, называемого темачако;
ништамаль (nixtamal) – масса из сваренной в негашеной
извести кукурузы, добавляемая в тамали, к мясу и другим блюдам;
уичольский соус – его варят из
кожуры съедобных плодов и сухих перцев чили и добавляют к рыбе и морепродуктам,
приготовленным на углях;
десерты, приготовленные с тростниковым сахаром,
и напитки
на его основе, а также на коре чайного дерева, ячмене и ананасах.
|
Жилище |
|
Хозяйственные постройки |
Архитектура
народа такая же аутентичная, как и стиль питания. У уичолей есть обычай: когда
двое молодых людей начинают жить вместе, семьи их родителей также объединяются
и переносят жилища, устанавливая их по соседству. Дома, дворовые постройки и
всё хозяйство становятся общими. Жена по обычаю переезжает в дом мужа до тех
пор, пока их собственное жилище не будет построено. Стены делают сами мужчины
из саманных блоков, отлично сохраняющих тепло, – иногда внутри так жарко, что
люди предпочитают спать под открытым небом или в подсобном помещении,
предназначенном для хранения фасоли и кукурузы. Крышу застилают соломой или
тростником, при этом придают ей какую-нибудь форму в зависимости от воображения
и умений. Внутри домов хорошо утоптанные земляные полы, а помещение не делится
на кухню, спальное место и санитарную зону – всё находится в одной комнате.
|
Ририки |
|
Ририки ветра |
Религия
является значимой частью повседневной жизни уичолей, поэтому вместе с
возведением жилища, складов и курятников строят Ририки – Дом Богов. Размещают
его на заднем дворе, чтобы отныне он стал священным местом семейного шамана, где
можно просить богов о чём-либо, совершать ритуалы с пейотом, практиковать заклинания, снимать проклятия, исцелять. Эти
маленькие храмы также делают из самана, а принадлежат они не только богам, но и
духам. Иногда Ририки ставятся отдельно от жилых построек, в таком случае он
предназначаются для определённых обрядов.
|
Женский костюм |
|
Мужской костюм |
Женщины
этнической группы в большинстве придерживаются традиций и носят национальный
костюм, который очень прост: короткая блузка ярких цветов с укороченными
рукавами, очень длинная юбка, цветастый платок, покрывающий и голову, и косы.
На шей надевают бусы и ожерелья из бисера. Мужчины менее склонны соблюдать
обычаи, и чаще можно видеть их в обычных рубашках, футболках и джинсах. Однако
народный костюм обязателен для маракаме, или шаманов, и можно смело утверждать,
что он поистине самобытен. Состоит он из белых брюк и рубашки, которые
расшиваются сложными геометрическими орнаментами при помощи разноцветных
хлопковых ниток. Полы рубашки опоясываются красной шерстяной лентой, а головным
убором является соломенная шляпа, расшитая бисером и украшенная кисточками или красными
хлопчатобумажными шариками. На плечах мужчины носят сложенные вчетверо покрывала,
на ногах – уараче, а ещё частью костюма являются несколько мешочков, сумочек и
рюкзаков разного назначения.
|
На холме Кемадо |
|
Пейот |
Наверное,
неправильно говорить, что религия является частью жизни уичолей. Скорее,
религия – это и есть сама жизнь. У народа есть два основных правила: уважать
предков и делать то же, что и предки, не гневить божеств непослушанием; тот,
кто не следует первому правилу, называется сторонником тьмы, работающим на
демонов. Из этого становится ясно, что уичоли – язычники-политеисты, хотя часть
из них исповедует католицизм. В их пантеоне главенствующие места занимают
четыре божества, соответствующие кукурузе, мескалину, орлу и оленю, – потомки Солнца.
Могущественными также считаются боги дождя, моря, земли, ветра. Церемонии,
связанные с обращением к божествам, маракаме из общин уичолей проводят на разделённом
на мужскую и женскую половины холме Кемадо в штате Сан-Луис-Потоси, куда они
ходят с паломничеством и для сбора пейота.
Комментарии
Отправить комментарий