Цивилизация
Тайрона, некогда существовавшая на территории современных колумбийских департаментов
Магдалена, Гуахира и Сесар, принадлежала языковой группе чибча. После
испанского завоевания, принесённых европейцами болезней, установленного для
индейцев рабского строя и жестокого подавления восстания эта культура пришла в
упадок и исчезла, оставив бесценное археологическое наследие в виде остатков
древних селений и множество исторических артефактов. Исконные индейские земли в
предгорьях Сьерра-Невада-де-Санта-Марта сейчас выделены в Национальный природный
парк Тайрона – один из важнейших туристических центров Колумбии, в котором
проживают предполагаемые потомки тайрона, коренной этнос коги.
|
Река Дон-Диего |
|
Коги |
Коги
занимают северные склоны хребта Сьерра-Невада-де-Санта-Марта по берегам рек
Дон-Диего, Паломино, Анчо и Сан-Мигель. Они говорят на собственном языке,
который, как и язык тайрона, входит аравакскую лингвистическую семью группы
чибча. На разных диалектах название этноса звучит как «кугиан», «кохи» и «каггабба»,
и, согласно одним антропологам, эти слова означают «настоящих людей», другие же
их переводят как «дети ягуара». Сами коги себя называют «старшими братьями», а
другие народы для них – «младшие братья». Всего насчитывается около десяти
тысяч коги.
|
Шаманы мамо |
Когда
испанцы появились в горах Сьерра-Невады и на карибском побережье, предки коги
уже жили тем социальным строем, какой этнос имеет в настоящее время. У них
существовала очень развитая сеть дорог, построенных из камня и предназначенных
для торговли, и каждый человек играл в обществе свою роль – были строители,
сельскохозяйственные работники, воины, торговцы и ремесленники, и особенно
много было ювелиров, специализировавшихся на золоте. Общинами управляли касики,
но не меньший вес у индейцев имели и мамо, то есть, служители религиозных
культов. Испанцы назвали этот строй цивилизацией, сравнивая его с майя, инками
и муисками.
|
Теюна - Затерянный Город Колумбии |
|
Женщина коги |
Командование
испанскими войсками конкистадоров в этой области принадлежало Родриго де
Бастидасу. Группа аделантадо появилась на карибском берегу в 1501 году. За
время экспедиции Бастидас сделал много открытий и нашёл много золота. Из всех
конкистадоров его отличало гуманное отношение к индейцам и даже благородство,
он хотел наладить контакт мирным путём, установить власть Испанской Короны без
массовых репрессий и убийств, а также основать город своей мечты – то была
Санта-Марта. Бастидас влюбился в местную культуру и поддерживал связь с
индейцами, что не понравилось его сподвижникам, которые жаждали золота и крови.
Аделантадо обвинили в краже драгоценностей, а потом его убили собственные
солдаты. Туземцы столкнулись с воинами в блестящих доспехах на лошадях, с
собаками и оружием, извергающим огонь, – против этого они не могли бороться, и
в итоге многовековая культура пала вместе с политическим центром, городом
Теюной.
|
Деревня коги |
|
Улица в деревне коги |
Испанцы
разграбили Теюну и сожгли окружавшие её деревни. Те индейцы, что избежали насилия
и убийств, рассыпались по Сьерра-Неваде и смогли найти убежище в
труднодоступных горных долинах. Этот уход от мира и помог им спастись – коги жили
изолированно вплоть до 1950-х годов, а в настоящее время их самыми крупными селениями
являются Марвамаке, Сурумуке, Чендуква, Сурачуи, Авинге, Сеюяку, Касакумаке и
некоторые другие в долине реки Дон-Диего в департаменте Магдалена. Деревни
представляют собой группы хаотично разбросанных круглых в сечении хижин, но это
только на первый взгляд кажется, что архитектурный план не имеет смысла, – на самом
деле дома возводятся в соответствии с космогонией коги.
|
3D-визуализация каркаса традиционных сооружений |
|
Строительство жилища |
Традиционные
дома – круглые хижины, крытые соломенной крышей. У коги бывают дома и с
прямоугольным основанием, но этот стиль возник под испанским влиянием, и его лишь
иногда используют при строительстве храмов и домов священников, – эти здания
размещаются в центре деревень. Вторые по значению сооружения – дома мужчин, где
решаются повседневные задачи; по конструкции они схожи с церемониальными
зданиями, но отличаются размером. Хижины простых людей ещё меньше, их диаметр
не превышает трёх метров. Строятся они из жердей на каменном круглом основании,
имеют один вход и коническую соломенную крышу. Деревенские дома используются
только во время вызова старейшинами общины, всё остальное время коги проводят
на посадках сельскохозяйственных культур.
|
Внутри здания |
|
Вязаные сумки ручной работы |
На
своих полях коги культивируют картофель, маниок, малангу, батат, ямс, кукурузу,
фасоль, бананы и сахарный тростник, которые выращивают на горных террасах различных
уровней. Они разводят и домашних животных на мясо, а дополняют питание рыбалкой
и охотой. О названиях традиционных блюд известно немногое, наиболее часто
упоминается холо-холо – копчёный банан, который может храниться несколько дней.
Кроме сельского хозяйства коги занимаются ткачеством для собственного
потребления – они ткут плотную белую ткань для традиционного костюма. Мужчины
носят белые рубашки и белые брюки, которые называют мукка и каласуна, а также
несколько вязаных рюкзаков для общих предметов, личных вещей и денег. Женский
костюм состоит из двух перекрещивающихся кусков ткани, закрепляемых на талии третьим
куском, заменяющим юбку. У замужних женщин к костюму крепится лента красного
цвета, а у девушек – белого. Как и мужчины, женщины коги всегда имеют при себе
вязаные сумки для различных целей. Другие традиционные ремёсла – плетение гамаков
и производство керамической посуды, а ещё одним важным занятием индейцев коги
является вырезание деревянных масок. Их официальная религия – католичество, но большинство
придерживается древних ритуалов и церемоний предков, для которых необходимо большое
количество разных масок, всегда олицетворяющих демонов.
|
Мамо |
Центральной
фигурой в жизни индейцев Сьерра-Невады по-прежнему является священнослужитель, или шаман, – мамо, который
воплощает священный закон и является ключом между небесными силами и людьми.
Мамо должен быть опытным астрономом и определять праздники, уметь выслушивать
исповеди и определять наказания, уметь быть советником, доктором и учителем.
Статус мамо не передаётся по наследству, его можно получить во время только обучения.
Мальчики отдаются священнослужителям с пяти лет – они учатся медитировать,
постигают основы мироздания, соблюдают особую диету, исключающую мясо. Матери
посещают своих детей только ночью, а всё обучение длится до 18 лет, после чего
только самые сосредоточенные и мудрые смогут стать мамо.
Комментарии
Отправить комментарий