Народы Латинской Америки: коги


Народы, проживающие в Колумбии
Цивилизация Тайрона, некогда существовавшая на территории современных колумбийских департаментов Магдалена, Гуахира и Сесар, принадлежала языковой группе чибча. После испанского завоевания, принесённых европейцами болезней, установленного для индейцев рабского строя и жестокого подавления восстания эта культура пришла в упадок и исчезла, оставив бесценное археологическое наследие в виде остатков древних селений и множество исторических артефактов. Исконные индейские земли в предгорьях Сьерра-Невада-де-Санта-Марта сейчас выделены в Национальный природный парк Тайрона – один из важнейших туристических центров Колумбии, в котором проживают предполагаемые потомки тайрона, коренной этнос коги.


Население и этнический состав Колумбии

Река Дон-Диего

Население и этнический состав Колумбии

Коги

Коги занимают северные склоны хребта Сьерра-Невада-де-Санта-Марта по берегам рек Дон-Диего, Паломино, Анчо и Сан-Мигель. Они говорят на собственном языке, который, как и язык тайрона, входит аравакскую лингвистическую семью группы чибча. На разных диалектах название этноса звучит как «кугиан», «кохи» и «каггабба», и, согласно одним антропологам, эти слова означают «настоящих людей», другие же их переводят как «дети ягуара». Сами коги себя называют «старшими братьями», а другие народы для них – «младшие братья». Всего насчитывается около десяти тысяч коги.

Население и этнический состав Колумбии

Шаманы мамо

Когда испанцы появились в горах Сьерра-Невады и на карибском побережье, предки коги уже жили тем социальным строем, какой этнос имеет в настоящее время. У них существовала очень развитая сеть дорог, построенных из камня и предназначенных для торговли, и каждый человек играл в обществе свою роль – были строители, сельскохозяйственные работники, воины, торговцы и ремесленники, и особенно много было ювелиров, специализировавшихся на золоте. Общинами управляли касики, но не меньший вес у индейцев имели и мамо, то есть, служители религиозных культов. Испанцы назвали этот строй цивилизацией, сравнивая его с майя, инками и муисками.

Коренные этносу Колумбии

Теюна -
Затерянный Город Колумбии

Народы Колумбии: коги

Женщина коги

Командование испанскими войсками конкистадоров в этой области принадлежало Родриго де Бастидасу. Группа аделантадо появилась на карибском берегу в 1501 году. За время экспедиции Бастидас сделал много открытий и нашёл много золота. Из всех конкистадоров его отличало гуманное отношение к индейцам и даже благородство, он хотел наладить контакт мирным путём, установить власть Испанской Короны без массовых репрессий и убийств, а также основать город своей мечты – то была Санта-Марта. Бастидас влюбился в местную культуру и поддерживал связь с индейцами, что не понравилось его сподвижникам, которые жаждали золота и крови. Аделантадо обвинили в краже драгоценностей, а потом его убили собственные солдаты. Туземцы столкнулись с воинами в блестящих доспехах на лошадях, с собаками и оружием, извергающим огонь, – против этого они не могли бороться, и в итоге многовековая культура пала вместе с политическим центром, городом Теюной.

Индейское жилище

Деревня коги

Индейское жилище

Улица в деревне коги

Испанцы разграбили Теюну и сожгли окружавшие её деревни. Те индейцы, что избежали насилия и убийств, рассыпались по Сьерра-Неваде и смогли найти убежище в труднодоступных горных долинах. Этот уход от мира и помог им спастись – коги жили изолированно вплоть до 1950-х годов, а в настоящее время их самыми крупными селениями являются Марвамаке, Сурумуке, Чендуква, Сурачуи, Авинге, Сеюяку, Касакумаке и некоторые другие в долине реки Дон-Диего в департаменте Магдалена. Деревни представляют собой группы хаотично разбросанных круглых в сечении хижин, но это только на первый взгляд кажется, что архитектурный план не имеет смысла, – на самом деле дома возводятся в соответствии с космогонией коги.

Индейское жилище

3D-визуализация каркаса
традиционных сооружений

Индейское жилище

Строительство жилища

Традиционные дома – круглые хижины, крытые соломенной крышей. У коги бывают дома и с прямоугольным основанием, но этот стиль возник под испанским влиянием, и его лишь иногда используют при строительстве храмов и домов священников, – эти здания размещаются в центре деревень. Вторые по значению сооружения – дома мужчин, где решаются повседневные задачи; по конструкции они схожи с церемониальными зданиями, но отличаются размером. Хижины простых людей ещё меньше, их диаметр не превышает трёх метров. Строятся они из жердей на каменном круглом основании, имеют один вход и коническую соломенную крышу. Деревенские дома используются только во время вызова старейшинами общины, всё остальное время коги проводят на посадках сельскохозяйственных культур.

Индейское жилище

Внутри здания

Вязаные сумки ручной работы

Вязаные сумки ручной работы

На своих полях коги культивируют картофель, маниок, малангу, батат, ямс, кукурузу, фасоль, бананы и сахарный тростник, которые выращивают на горных террасах различных уровней. Они разводят и домашних животных на мясо, а дополняют питание рыбалкой и охотой. О названиях традиционных блюд известно немногое, наиболее часто упоминается холо-холо – копчёный банан, который может храниться несколько дней. Кроме сельского хозяйства коги занимаются ткачеством для собственного потребления – они ткут плотную белую ткань для традиционного костюма. Мужчины носят белые рубашки и белые брюки, которые называют мукка и каласуна, а также несколько вязаных рюкзаков для общих предметов, личных вещей и денег. Женский костюм состоит из двух перекрещивающихся кусков ткани, закрепляемых на талии третьим куском, заменяющим юбку. У замужних женщин к костюму крепится лента красного цвета, а у девушек – белого. Как и мужчины, женщины коги всегда имеют при себе вязаные сумки для различных целей. Другие традиционные ремёсла – плетение гамаков и производство керамической посуды, а ещё одним важным занятием индейцев коги является вырезание деревянных масок. Их официальная религия – католичество, но большинство придерживается древних ритуалов и церемоний предков, для которых необходимо большое количество разных масок, всегда олицетворяющих демонов.

Коренное население Колумбии

Мамо

Центральной фигурой в жизни индейцев Сьерра-Невады  по-прежнему является священнослужитель, или шаман, – мамо, который воплощает священный закон и является ключом между небесными силами и людьми. Мамо должен быть опытным астрономом и определять праздники, уметь выслушивать исповеди и определять наказания, уметь быть советником, доктором и учителем. Статус мамо не передаётся по наследству, его можно получить во время только обучения. Мальчики отдаются священнослужителям с пяти лет – они учатся медитировать, постигают основы мироздания, соблюдают особую диету, исключающую мясо. Матери посещают своих детей только ночью, а всё обучение длится до 18 лет, после чего только самые сосредоточенные и мудрые смогут стать мамо.

Комментарии