Предполагаемый
предок майянских языков, прамайяский, из которого вышел классический язык майя,
разделился на несколько ветвей, давших в итоге 30 современных майянских
наречий. Одним из таких наречий является наиболее архаичный язык чорти
чолано-цальтеланской ветви. На нём говорят потомки майя, живущие в Гватемале, а
также в Гондурасе и Сальвадоре, но в этих двух государствах он считается
мёртвым. Численность самого народа чорти – приблизительно 60 тысяч человек, и
только десятая часть проживает за пределами Гватемалы.
|
Копан - памятник ЮНЕСКО |
До
прибытия испанских конкистадоров в Центральную Америку чорти населяли района
гватемальско-гондурасской границы и округ Метапан в сальвадорском департаменте
Санта-Ана. Среди их политико-административных и религиозных центров самым
важным был Копан, город
классического периода, руины которого с 1980 года объявлены археологическим памятником
Всемирного наследия. К началу XVI века общины
чорти объединялись в конфедерацию, получившую название Царство Паяки, или
Уэй-Тлато, что значит «Великий». Это государство существовало с XI столетия до периода правления касика Копана Галеля,
последнего в Царстве Паяки.
|
Чорти |
В
1530 году при Копане состоялась битва с отрядами Педро де Альварадо и Эрнандо
де Чавеса. После поражения касик Галель бежал за поддержкой в отдалённые районы
Царства, и ему удалось собрать войско, которое в итоге тоже потерпело неудачу.
Капан Галель принял капитуляцию и христианство, но что произошло с ним позже
неизвестно. В отличие от других индейских правителей конкистадоры не смогли
казнить его, потому что он исчез. Возможно, он скрылся в горах, где вёл тихую
затворническую жизнь, продолжая соблюдать обряды своего народа, не боясь
гонений Католической Церкви.
|
Полевые работы - основное занятие этноса |
|
Кукурузу всегда сажают на приусадебном участке |
Сейчас
этнос майя-чорти занимает гватемальский департамент Чикимула, в Гондурасе –
департаменты Копан и Окотепеке, а в Сальвадоре он практически не представлен. Его
историческая дискриминация не ограничивается испанским завоеванием. Вскоре
после появления европейцев начались болезни, а потом в регион пришли
католические миссионеры, насаждавшие новый образ жизни, изменивший коренной
уклад и культуру. Кроме того, чорти потеряли исконные земли, причём подобная
аграрная политика велась и в конце XX века – в 1980-х
годах после очередной реформы были выделены всего 10% ранее принадлежавших им
земель. Этнос организовывался в группы протестующих, с которыми правительство
бесцеремонно расправлялось, в результате чего четверть населения мигрировала в
США – во избежание политических репрессий.
|
Соцветие пакайи |
|
Соцветие пакайи, запечённое с сыром |
Территориальные
права чорти в некоторой мере начали признавать с 1994 года. Сельское хозяйство
является их основным экономическим направлением и источником пищи. Они
выращивают четыре сорта кукурузы, шесть видов бобовых культур и три вида
тыквенных. Кроме того, на своих полях чорти сажают рис, картофель, разные виды
овощей, бананы, табак и пакайю – низкорослую пальму хамедорею (Chamaedorea
tepejilote). Нераспустившиеся соцветия пакайи очень питательны, богаты витаминами
и, хотя они несколько безвкусны, имеют универсальное кулинарное применение.
Например, их жарят с сыром или в кляре с морковью и луком, добавляют свежими в
салаты.
|
Жареная кукуруза |
Другие
национальные блюда чорти – тортильи и тамали, в том числе, тикуко и чепе из
кукурузно-фасолевого теста с твёрдым сыром. Классическим десертом служит тыква
в сиропе, а из напитков предпочитают кукурузные атоле и посоль, чилате из какао
с корицей и чичу из сока сахарного тростника или ананасов. Из всех способов
приготовления пищи повара этноса предпочитают жарку на сковороде или комале, а
уже потом варку, запекание в печи и на углях, готовку на гриле.
|
Крыши домов и построек покрываются пальмовыми листьями |
|
Традиционная кухня с глиняным комалем |
Традиционное
жилище майя-чорти представляет собой маленькие прямоугольные в плане дома с
одним внутренним помещением. В целом, они больше напоминают хижины, так как их
стены делаются из переплетённых между собой тонких деревянных кольев, которые
иногда обмазываются глиняным раствором. Каркас крыши покрывается пальмовыми
листьями, полы остаются земляными, а вход закрывается тонкой дверью из
деревянных досок. Обычно в таком доме проживают около десяти человек из трёх
поколений – показатель бедности. В некоторых случаях хозяйство включает два
дома, главный с двумя-тремя комнатами и выделенный для только начинающей жить
отдельно молодой семьи, – эти семьи имеют более высокий достаток.
Кухня
может располагаться в основном помещении жилища либо быть вынесенной в подсобное
хозяйство, в отдельную пристройку или под открытый воздух. В пристройках также
подвешивают кукурузу для просушки, хранят бобы и сельскохозяйственные орудия.
Семьи с достатком могут позволить себе кровати, но традиционное место для сна –
подвешенный под потолком гамак.
|
Сумки ручной работы |
|
Плетение циновки |
Сельскохозяйственный
цикл начинается с сезоном дождей в конце апреля или начале мая. До этого
времени чорти питаются урожаем предыдущего года, а если его не хватает, то
собирают манго, пакайю, бананы, сливы и дикорастущие плоды. Через два месяца
после посадки получают первый урожай кукурузы, в октябре-ноябре – урожай фасоли.
Зимой работают на кофейных плантациях, занимающих основную часть пашенных
земель, и занимаются ремесленничеством. Мужчины вырезают из дерева специальные
палочки с железными наконечниками для посадки зёрен, амулеты для защиты от злых
духов, занимаются гончарным делом и резьбой по камню. Женщины – плетут шляпы и
корзины, ткут, шьют и вяжут. Под влиянием европейской культуры настоящий
национальный костюм чорти не сохранился, но всё же в женском платье
присутствуют традиционные элементы – светлые блузки, длинные юбки, бусы ярких
цветов, вышивка.
Официально
чорти считаются католиками, и у них до сих пор есть народные целители,
практикующие альтернативную медицину. Испанская власть после подавления народа
постаралась уничтожить класс индейских шаманов, а те, кто сумел спастись,
должны были приспособиться к новым условиям, сочетая католичество с верованиями
предков. Примерами такого смешения являются разжигание благовоний,
пожертвования, признание в Богородице богини земли и плодородия, добавление в
воду соли и масла при крещении в католичество младенцев для защиты ребёнка от
недобрых сущностей. Доиспанские покровители чорти ассоциировались с сельским
хозяйством, Чаак отвечал за дождь, а Панатуро – за ветер. С распространением
христианства их роль стала отводиться Архангелу Михаилу.
Комментарии
Отправить комментарий