Народы Латинской Америки: чорти


Население Гватемалы и Гондураса: народ чорти

Предполагаемый предок майянских языков, прамайяский, из которого вышел классический язык майя, разделился на несколько ветвей, давших в итоге 30 современных майянских наречий. Одним из таких наречий является наиболее архаичный язык чорти чолано-цальтеланской ветви. На нём говорят потомки майя, живущие в Гватемале, а также в Гондурасе и Сальвадоре, но в этих двух государствах он считается мёртвым. Численность самого народа чорти – приблизительно 60 тысяч человек, и только десятая часть проживает за пределами Гватемалы.


Памятник ЮНЕСКО в Гондурасе: Копан

Копан -
памятник ЮНЕСКО

До прибытия испанских конкистадоров в Центральную Америку чорти населяли района гватемальско-гондурасской границы и округ Метапан в сальвадорском департаменте Санта-Ана. Среди их политико-административных и религиозных центров самым важным был Копан, город классического периода, руины которого с 1980 года объявлены археологическим памятником Всемирного наследия. К началу XVI века общины чорти объединялись в конфедерацию, получившую название Царство Паяки, или Уэй-Тлато, что значит «Великий». Это государство существовало с XI столетия до периода правления касика Копана Галеля, последнего в Царстве Паяки.

Женщина народа чорти

Чорти

В 1530 году при Копане состоялась битва с отрядами Педро де Альварадо и Эрнандо де Чавеса. После поражения касик Галель бежал за поддержкой в отдалённые районы Царства, и ему удалось собрать войско, которое в итоге тоже потерпело неудачу. Капан Галель принял капитуляцию и христианство, но что произошло с ним позже неизвестно. В отличие от других индейских правителей конкистадоры не смогли казнить его, потому что он исчез. Возможно, он скрылся в горах, где вёл тихую затворническую жизнь, продолжая соблюдать обряды своего народа, не боясь гонений Католической Церкви.

Полевые работы народа чорти

Полевые работы -
основное занятие этноса

Индейская пища: кукуруза

Кукурузу всегда сажают на
приусадебном участке

Сейчас этнос майя-чорти занимает гватемальский департамент Чикимула, в Гондурасе – департаменты Копан и Окотепеке, а в Сальвадоре он практически не представлен. Его историческая дискриминация не ограничивается испанским завоеванием. Вскоре после появления европейцев начались болезни, а потом в регион пришли католические миссионеры, насаждавшие новый образ жизни, изменивший коренной уклад и культуру. Кроме того, чорти потеряли исконные земли, причём подобная аграрная политика велась и в конце XX века – в 1980-х годах после очередной реформы были выделены всего 10% ранее принадлежавших им земель. Этнос организовывался в группы протестующих, с которыми правительство бесцеремонно расправлялось, в результате чего четверть населения мигрировала в США – во избежание политических репрессий.

Съедобные цветы пальмы

Соцветие пакайи

Индейская пища - цветы пальмы

Соцветие пакайи,
запечённое с сыром

Территориальные права чорти в некоторой мере начали признавать с 1994 года. Сельское хозяйство является их основным экономическим направлением и источником пищи. Они выращивают четыре сорта кукурузы, шесть видов бобовых культур и три вида тыквенных. Кроме того, на своих полях чорти сажают рис, картофель, разные виды овощей, бананы, табак и пакайю – низкорослую пальму хамедорею (Chamaedorea tepejilote). Нераспустившиеся соцветия пакайи очень питательны, богаты витаминами и, хотя они несколько безвкусны, имеют универсальное кулинарное применение. Например, их жарят с сыром или в кляре с морковью и луком, добавляют свежими в салаты.

Индейская пища: жареная кукуруза

Жареная кукуруза

Другие национальные блюда чорти – тортильи и тамали, в том числе, тикуко и чепе из кукурузно-фасолевого теста с твёрдым сыром. Классическим десертом служит тыква в сиропе, а из напитков предпочитают кукурузные атоле и посоль, чилате из какао с корицей и чичу из сока сахарного тростника или ананасов. Из всех способов приготовления пищи повара этноса предпочитают жарку на сковороде или комале, а уже потом варку, запекание в печи и на углях, готовку на гриле.


Индейское жилище народа чорти

Крыши домов и построек
покрываются пальмовыми
листьями

Индейское жилище изнутри

Традиционная кухня
с глиняным комалем

Традиционное жилище майя-чорти представляет собой маленькие прямоугольные в плане дома с одним внутренним помещением. В целом, они больше напоминают хижины, так как их стены делаются из переплетённых между собой тонких деревянных кольев, которые иногда обмазываются глиняным раствором. Каркас крыши покрывается пальмовыми листьями, полы остаются земляными, а вход закрывается тонкой дверью из деревянных досок. Обычно в таком доме проживают около десяти человек из трёх поколений – показатель бедности. В некоторых случаях хозяйство включает два дома, главный с двумя-тремя комнатами и выделенный для только начинающей жить отдельно молодой семьи, – эти семьи имеют более высокий достаток.

Кухня может располагаться в основном помещении жилища либо быть вынесенной в подсобное хозяйство, в отдельную пристройку или под открытый воздух. В пристройках также подвешивают кукурузу для просушки, хранят бобы и сельскохозяйственные орудия. Семьи с достатком могут позволить себе кровати, но традиционное место для сна – подвешенный под потолком гамак.

Сумки ручной работы

Сумки ручной работы

Индейские ремёсла и промыслы

Плетение циновки

Сельскохозяйственный цикл начинается с сезоном дождей в конце апреля или начале мая. До этого времени чорти питаются урожаем предыдущего года, а если его не хватает, то собирают манго, пакайю, бананы, сливы и дикорастущие плоды. Через два месяца после посадки получают первый урожай кукурузы, в октябре-ноябре – урожай фасоли. Зимой работают на кофейных плантациях, занимающих основную часть пашенных земель, и занимаются ремесленничеством. Мужчины вырезают из дерева специальные палочки с железными наконечниками для посадки зёрен, амулеты для защиты от злых духов, занимаются гончарным делом и резьбой по камню. Женщины – плетут шляпы и корзины, ткут, шьют и вяжут. Под влиянием европейской культуры настоящий национальный костюм чорти не сохранился, но всё же в женском платье присутствуют традиционные элементы – светлые блузки, длинные юбки, бусы ярких цветов, вышивка.

Коренной народ чорти в Гондурасе
Официально чорти считаются католиками, и у них до сих пор есть народные целители, практикующие альтернативную медицину. Испанская власть после подавления народа постаралась уничтожить класс индейских шаманов, а те, кто сумел спастись, должны были приспособиться к новым условиям, сочетая католичество с верованиями предков. Примерами такого смешения являются разжигание благовоний, пожертвования, признание в Богородице богини земли и плодородия, добавление в воду соли и масла при крещении в католичество младенцев для защиты ребёнка от недобрых сущностей. Доиспанские покровители чорти ассоциировались с сельским хозяйством, Чаак отвечал за дождь, а Панатуро – за ветер. С распространением христианства их роль стала отводиться Архангелу Михаилу.

Комментарии