Народы Латинской Америки: десано


Население Бразилии и Колумбии
Десано, десана, уина, вина, вира, вира-болека, орегуа, кусиби, котедия – всё это названия одного и того же амазонского народа. Его представители сами себя называют умукомасан, что значит «дети ветра», а зона расселения охватывает бразильский штат Амазонас и колумбийские Ваупес, Гуайния и Гуавьяре. Численность данной группы немногим превышает 4 тысячи человек, при этом подсчёт не разделяет носителей языка и не говорящих на родном языке. Лингвистические же исследования указывают, что языком десано, происходящим из семьи восточного тукано, пользуются от 30 до 50% членов сообщества.


Население Бразилии и Колумбии

Десано

Область, где живут десано по берегам верхнего течения Риу-Негру, рек Ваупес, Кукуры, Тимбу, Папури и других притоков Амазонки, была впервые исследована Франсиско де Орельяной в первой половине XVI века. Именно в этих местах Орельяна столкнулся с индейскими племенами, которых принял за группы амазонок-воительниц из древнегреческой мифологии. Воинственность индейцев и труднодоступность сельвы позволили десано сохраниться во время колонии вместе с другими 15 этносами этой лингвистической семьи Колумбии и Бразилии.

Население Бразилии и Колумбии

Десано

Десано можно охарактеризовать как экзогамное патрилинейное сообщество. Есть около 30 сибов, то есть патрилинейных кланов. Каждый сиб занимает один общий дом, малоку, и состоит из нескольких семей, как правило, от пяти до восьми. Их экзогамия проявляется в обычае брать жён или приводить мужей из соседних, близких по языку и культуре, этнических групп. В брак предпочитают вступать с индейцами пиратапуйо, тукано, гуанано, сириано, но иногда матримониальный обмен осуществляют и с другими народностями.

Индейское жилище

Малока

Малока, большой индейский дом, имеет прямоугольную форму. Её покрывают высокой двускатной крышей из пальмовых ветвей, спускающейся практически до земли. Стены делают их тонких опор, пространство между которыми заполняют тростником, корой или другими растительными материалами. У малоки два входа: главный смотрит на реку, и им могут пользоваться все без исключения, а вот противоположный предназначен только для тех, кто проживает в доме. Внутри сооружение разделено на несколько секций. Первая из них, называемая гуму, – коридор между входами. Есть проходы, перпендикулярные главной оси, мужские и женские секции, а в центре малоки размещают неприкосновенное место с ритуальной скамьёй для священнослужителя и шамана – пайе.

Народы Бразилии и Колумбии

Шаманизм в Бразилии и Колумбии

Аяусака
(Banisteriopsis caapi)

Шаманизм имеет большое значение в жизни сообщества. Пайе руководит ритуалами и церемониями жизненного цикла, лечит болезни, выступает в качестве посредника между сверхъестественными существами и людьми, взаимодействует с покровителями охоты и рыбалки. Для общения с духами шаманы используют коку, табак и «лозу духов» аяусаку, готовя из неё галлюциногенный напиток. Из ритуалов наиболее известен «Юрупари», в котором участвует только мужское население общины: мальчики 12-15 лет, посвящённые юноши и пожилые мужчины. Под предводительством пайе они танцуют под музыку флейт и труб, изображают рёв диких животных, а лица закрывают масками из обезьяньей шерсти и пальмовых листьев. После ритуала прошедшие посвящение юноши готовы к браку и мужским обязанностям, охоте, рыбалке и принятии важных для общины решений.

Население Бразилии и Колумбии
Священнослужителя называют куму. Его считают представителем Солнца на земле, и он имеет самый высокий ранг в сообществе. Он также может руководить ритуалами и жертвоприношениями в честь Солнца, поёт священные песни. В круг задач куму входит «чтение лекций» – передача исторических знаний молодёжи, мудрости, обучение нормам морали и иерархии в группе, приверженность которой необходима при выполнении ритуалов и в повседневной жизни.

Шаманизм у индейский народов

Приготовление аяусаки

Охота и рыбалка на 25% обеспечивает общину питанием. Этим ремёслам мальчики десано обучаются с детства, заучивая соответственный кодекс поведения. Например, нельзя высмеивать животное, на которое охотишься, а перед охотой необходимо сексуальное воздержание для концентрации на очищении своей души. Кроме того, обязательна выплата дани дочери Солнца, чтобы она показала животных в сельве. Традиционно десано охотились с луком, стрелами и копьями, но в наши дни охотники всё чаще держат в руках дробовики. Лучшей добычей считаются тапиры, олени, пекари, обезьяны и некоторые виды птиц. Рыбалка признаётся вторым по важности занятием.

Маниок

Сбор маниока

Аграрная система десано – подсечно-огневое сельское хозяйство. Мужчины выжигают участки, корчуют пни и готовят землю. Все остальные задачи от посадки до сбора урожая ложатся на плечи женщин. Наиболее распространёнными культурами являются горький и обычный маниок, батат и ямс, авокадо и бананы, кукуруза и сахарный тростник, табак и кока. Десано также собирают дикорастущие плоды и насекомых, а для их экономики важную роль играют промыслы – этнос зарекомендовал себя в изготовлении тростниковых корзин, глиняной посуды, каноэ, амулетов и женской бижутерии, сбываемой туристам в общинах и на муниципальных рынках.

Комментарии