К
боливийско-бразильской границе прилегает территория департамента Бени – земля
тропического зноя, буйствующей флоры и жизни, полной контактов с почти
нетронутой природой. Регион населяют несколько этнических групп, которые
сохраняют большинство из обычаев предков, несмотря на вмешательство западной
цивилизации и стремительно бегущее время. Одна из таких групп – народ мохос, с
традициями которого в полной мере можно познакомиться на Дне Пресвятой Троицы в
городе Тринидад, столице Бени.
 |
Тринидад |
Культура
мохос была одной из важнейших в этой части тропиков до начала колонизации.
Первые конкистадоры считали, что в саванне Бени может скрываться затерянный
Эльдорадо, однако, убедившись в ошибочности этих представлений, они оставили
регион на многие десятилетия. Индейцы продолжали жить своим укладом до
появления иезуитских миссионеров в XVII веке, в том
числе, Киприано Барасе, основателя города Тринидад. Как следует из названия,
город несёт имя Святой Троицы – миссия была заложена в один из почитаемых
католических праздников. До принятия миссионерского учения празднество индейцев
мохос посвящалось охоте, а сейчас оно стало яркой национальной традицией,
которую называют Великим Праздником, или Чопе-Пиеста.
 |
Коррида |
 |
Чопе-Пиеста |
По
словам историков Чопе-Пиеста в честь Троицы проводится с 1675 года. До того
мохоc отмечали Великий Праздник в двух случаях: при
поимке оцелота и после победы над каким-нибудь соседним народом – в то время в
боливийской саванне жило множество воинствующих племён, одно из которых и убило
Киприано Барасе после 25 лет миссионерства, за что он был объявлен мучеником. С
принятием католической веры Великая Фиеста превратилась в красочный карнавал,
длящийся около недели в мае или июне, и его мероприятия включают танцы,
религиозные шествия, парады, родео, корриду.
 |
Мачетерос |
 |
Боливийская окарина |
По
традиции праздник открывается парадом учащихся и танцем мачетерос, который
символизирует боевой путь воинов. В шествии из двух линий танцоров принимают
участие мужчины разных возрастов. Их костюм состоит из белых хлопчатобумажных
туник, маленьких ярко-оранжевых накидок, деревянных мачете и головных уборов в
виде больших вееров из ярких хвостовых перьев попугаев ара, коренных обитателей
боливийских джунглей. Ритм танцу задают барабаны и доиспанские деревянные и
глиняные флейты – трёхтоновая херуре, окарина и играющая в одной тональности кайуре.
 |
Човена |
Праздник
Пресвятой Троицы символизирует ещё один танец – човена. Его исполняют пары,
образующие круг, под очень ритмичную и весёлую музыку украшенных цветными лентами барабанов, аккордеонов и
скрипок. Танцоры одеваются в белые одежды с ярким геометрическим орнаментом
оранжевого и коричневого цветов, и костюм дополняют соломенные шляпы с узкими
полями. Човена походит на такирари – другой креольский танец, появившийся в
Боливии в начале XIX века во время
партизанского движения против испанской власти.
Времена
упадка колониального периода также являются истоками танца карнавалито. Его
исполняют женщины, одетые в длинные разноцветные платья без рукавов и горловины,
и мужчины, костюмы которых включают белые блузы, красные шейные платки,
укороченные брюки и соломенные шляпы. Движения в танце напоминают вальс, но их
темп более быстрый, как в такирари. Сопровождает карнавалито мелодия испанской
гитары.
 |
Хочео |
Обычай
мохос выходить на охоту в период колонии был заменён грубыми видами спорта –
родео и боем быков. Сейчас их устраивают на Пласа-де-ла-Традисьон. Коррида в
Бени имеет локальный колорит и носит собственное местное название – хочео, что
значит вызов. Его смысл заключается в том, чтобы загнать быка за ограждение,
окружённое трибунами. Толпа мужчин провоцирует животное на бой, и разъярённый
бык бросается на всех, кого видит, а люди должны увернуться от удара. Бывает,
что на арену выпускают сразу нескольких быков, и очень часто это развлечение
заканчивается травмами и увечьями.
 |
Представитель этноса мохос |
На
площади Традиции, кроме хочео, устраивается конкурс «Пало Энсебао». Для него в
центре площади вкапывают высокий, до 30 метров, столб, смазанный маслом и очень
гладкий. На столбе закрепляют городской флаг и подвешивают небольшие призы и
сувениры. Подарки, конечно же, достаются самому ловкому из участников, который
смог забраться на вершину под барабанную дробь и смех зрителей, радующихся
каждому новому падению со столба.
 |
Моперас |
В 2019 году Чопе-Пиеста
завершается 16 июня вместе с выборами самой красивой девушки в департаменте. По традиции
кандидаток называют моперас или моперитас. Этот титул даётся не только за
идеальные внешние данные, но и за ярко выраженную национальную самобытность.
Комментарии
Отправить комментарий