Народы Латинской Америки: килива


Население и этнический состав Мексики
На севере мексиканского штата Нижняя Калифорния между горами Сан-Мигель, Сан-Педро-Мартир и городом Сан-Фелипе располагается долина, в которой проживает малочисленный этнос юманского происхождения – килива. Их численность не превышает нескольких десятков, а на родном языке свободно говорит всего одна женщина, Леонор Фарлдоу. С 2009 года ведётся работа по составлению словарей и записи аудиоматериалов для преподавания языка килива, его сохранения и оживления – совершенно очевидно, что он находится в группе языков с наибольшим риском исчезновения.


Население и этнический состав Мексики

Сан-Педро-Мартир

Население и этнический состав Мексики

Сан-Кинтин

Мало что известно о килива в доиспанскую эпоху. Редкие археологические находки указывают, что они заселили эту пустынную часть Калифорнийского полуострова около 5000 лет назад, почти не контактируя с другими группами коренного американского населения и используя для своего существования морские ресурсы, скудную флору и фауну региона – ловя рыбу, собирая моллюсков, орехи, плоды кактусов, дикий мёд и охотясь на оленей. С европейцами килива встретились впервые в 1542 году, когда Хуан Родригес Кабрильо прибыл в район Сан-Кинтин. В последующие два столетия контактов с выходцами из Старого Света было немного, а испанские летописцы посвятили этносу лишь несколько строк в своих записях, зачастую путая килива с соседними племенами лаймон и кочими. Евангелизация, начавшись в зоне расселения этого народа, завершилась неудачно, хотя приобщить килива к католическим догмам пытались и иезуиты, и францисканцы, и доминиканцы.

Индейское жилище

В общине килива

Килива лишились своей земли после обретения Мексикой независимости в XIX веке. Их оттеснили к северу, где климатические условия ещё более суровы, и многие представители народности не выдержали той жизни и подались в города и на скотоводческие ранчо, работать ковбоями и оказывать услуги разнорабочих. В последствии часть земель была возвращена килива, но их численность к тому времени уже значительно уменьшилась. Сейчас большинство килива проживает в общине Арройо-де-Леон, это 14 человек в восьми семьях. Их средний уровень образования составляет четыре класса, а в домах, хотя и есть электричество, нет ни телевизоров, ни стиральных машин, ни компьютеров. Право на социальное медицинское обслуживание имеют только три человека. Остальные килива живут разрозненно в других населённых пунктах муниципалитета Энсенада.

Народы Мексики: килива

Bulletin (стр. 534, 1901 г.)

Народы Мексики: килива

Цветок агавы

Исторически дома этноса были деревянными и однокомнатными, с земляным полом. Древесина считалась лучшим материалом, и люди заботились о восполнении ресурсов – срубив дерево, сажали взамен новое. В наше время в строительстве используются кирпич и бетон. Питание приобрело национальные мексиканские черты, то есть хозяйки готовят тортильи, блюда из кукурузы, фасоли, риса, мяса, рыбы и морепродуктов с большим количеством острых специй. Однако некоторое из них до сих пор не забыли собственные типичные блюда, например, жареный кьото – длинный съедобный цветонос агавы, атоле с горькими желудями, тушёный кактус биснага, запечённые в земляной яме луковицы тригидии. Последний ингредиент называют «драгоценностью мексиканской природы», его всё сложнее отыскать, а те, кто пробовал, говорят, что он похож на лук, но отличается более рыхлой консистенцией и тонким вкусом, хорошо сочетаемым с мясом.

Население и этнический состав Мексики

Тригидия -
"священный цветок"

Необычные изделия ручной работы

Ремесло килива

В первобытный период одеждой килива служили шкуры убитых животных, а последующая трансформация костюма не прослеживается в полной мере, хотя известно, что мотивы вышивки заимствовались из культур других коренных народностей и европейцев. Работа с кожей продолжается в ремесле – мужчины делают седельные сумки, в которых перевозят и хранят орехи и семена. Из других ремёсел стоит упомянуть вышивку, производство одеял, плетение из лозы сундуков и корзин, а также изготовление некоторых декоративных поделок бытовой тематики. В целом, ремесло килива высоко не ценится и не признаётся на сувенирных рынках, а сами они давно уже потеряли интерес к родной культуре.

Коренное население Мексики: килива

Килива

Гораздо больший интерес представляют религиозные убеждения. Как уже отмечалось, евангелизация килива не была успешной. Миссии в Нижней Калифорнии начали появляться с середины XVIII века, и вот что историки писали о пребывании индейцев под присмотром миссионеров в следующем столетии:
«Индейцы живут в миссиях без всякой свободы, без удовольствия и вынуждены работать без всякой награды. Они встают через час после рассвета и идут в церковь, чтобы петь молитвы, которые заучили наизусть, но не понимают значения большинства выученных слов. После молитв они едят кукурузную кашу и затем идут трудиться под наблюдением начальника. Тот, кто не выполняет задание, получает 12 ударов, его привязывают к палке, а потом изолируют в специальном запертом помещении…» Миссионерский период для килива означал быть зависимыми и эксплуатируемыми, а также потерю собственной земли. Многие из них после крещения бежали из церкви в горы, возвращаясь к кочевой жизни и испытывая голод. Неудивительно, что в то время начались воровство и грабежи:
Коренное население Мексики: килива

В общине килива

«Дети проводят целые годы, не пробуя тортилий и сотоля, едят только крыс и агаву, чтобы выжить. Их родители вступают в конфликты с миссионерами, чтобы получить продукты и накормить детей, но они неизменно убегают из миссий, рассеиваются, уходят в горы и на побережье. Каждый раз они возвращаются к зверскому поведению и прогрессируют в науке о воровстве…»

Коренное население Мексики: килива

Килива

Своим высшим божеством килива считают Луну, связывая с ней своё происхождение. Утверждается, что она живёт в подземном мире мёртвых. Почитают они и Солнце, и четырёх младших божеств, «братьев», которых представляют в виде антропоморфных существ. Католические религиозные праздники отвергаются. В представлении килива шаманы исцеляют от болезней и насылают их при помощи магических обрядов. Они же проводят ритуальные церемонии, направленные на управление стихиями, в частности, дождём. Есть также некоторые ритуалы, связанные с рождением, половым созреванием девочек, пятнадцатилетием подростков, свадьбой и смертью. Например, после первой менструации девочки моются холодной водой в течение пяти дней, и их обучают рецептам, семейным секретам и некоторым табу. Перед свадьбой жених дарит подарки родителям невесты и может одновременно взять двух жён, а процесс развода не обременяет ни одну из сторон. Смерть человека – коллективный траур, включающий разговор с умершим и сжигание его вещей.

И последнее: притеснение, вызванное колонизацией северной части Нижней Калифорнии, лишение земли и прочие испытания привели к тому, что в своей общине килива заключили «смертный договор», означающий, что ни одна женщина не родит больше ни одного ребёнка, и тем самым будет положен конец страданиям этого народа. Выполняется ли этот договор?

Комментарии