На
севере мексиканского штата Нижняя Калифорния между горами Сан-Мигель, Сан-Педро-Мартир и городом Сан-Фелипе
располагается долина, в которой проживает малочисленный этнос юманского
происхождения – килива. Их численность не превышает нескольких десятков, а на
родном языке свободно говорит всего одна женщина, Леонор Фарлдоу. С 2009 года
ведётся работа по составлению словарей и записи аудиоматериалов для
преподавания языка килива, его сохранения и оживления – совершенно очевидно,
что он находится в группе языков с наибольшим риском исчезновения.
Сан-Педро-Мартир |
Сан-Кинтин |
Мало
что известно о килива в доиспанскую эпоху. Редкие археологические находки
указывают, что они заселили эту пустынную часть Калифорнийского полуострова
около 5000 лет назад, почти не контактируя с другими группами коренного
американского населения и используя для своего существования морские ресурсы,
скудную флору и фауну региона – ловя рыбу, собирая моллюсков, орехи, плоды
кактусов, дикий мёд и охотясь на оленей. С европейцами килива встретились
впервые в 1542 году, когда Хуан Родригес Кабрильо прибыл в район Сан-Кинтин. В
последующие два столетия контактов с выходцами из Старого Света было немного, а
испанские летописцы посвятили этносу лишь несколько строк в своих записях,
зачастую путая килива с соседними племенами лаймон и кочими. Евангелизация, начавшись
в зоне расселения этого народа, завершилась неудачно, хотя приобщить килива к католическим
догмам пытались и иезуиты, и францисканцы, и доминиканцы.
В общине килива |
Килива
лишились своей земли после обретения Мексикой независимости в XIX веке. Их оттеснили к северу, где климатические
условия ещё более суровы, и многие представители народности не выдержали той
жизни и подались в города и на скотоводческие ранчо, работать ковбоями и
оказывать услуги разнорабочих. В последствии часть земель была возвращена
килива, но их численность к тому времени уже значительно уменьшилась. Сейчас
большинство килива проживает в общине Арройо-де-Леон, это 14 человек в восьми
семьях. Их средний уровень образования составляет четыре класса, а в домах,
хотя и есть электричество, нет ни телевизоров, ни стиральных машин, ни
компьютеров. Право на социальное медицинское обслуживание имеют только три человека.
Остальные килива живут разрозненно в других населённых пунктах муниципалитета
Энсенада.
Bulletin (стр. 534, 1901 г.) |
Цветок агавы |
Исторически
дома этноса были деревянными и однокомнатными, с земляным полом. Древесина
считалась лучшим материалом, и люди заботились о восполнении ресурсов – срубив дерево,
сажали взамен новое. В наше время в строительстве используются кирпич и бетон. Питание
приобрело национальные мексиканские черты, то есть хозяйки готовят тортильи,
блюда из кукурузы, фасоли, риса, мяса, рыбы и морепродуктов с большим
количеством острых специй. Однако некоторое из них до сих пор не забыли
собственные типичные блюда, например, жареный кьото – длинный съедобный
цветонос агавы, атоле с горькими желудями, тушёный кактус биснага, запечённые в земляной яме луковицы тригидии. Последний ингредиент называют «драгоценностью
мексиканской природы», его всё сложнее отыскать, а те, кто пробовал, говорят,
что он похож на лук, но отличается более рыхлой консистенцией и тонким вкусом,
хорошо сочетаемым с мясом.
Тригидия - |
Ремесло килива |
В
первобытный период одеждой килива служили шкуры убитых животных, а последующая
трансформация костюма не прослеживается в полной мере, хотя известно, что
мотивы вышивки заимствовались из культур других коренных народностей и
европейцев. Работа с кожей продолжается в ремесле – мужчины делают седельные
сумки, в которых перевозят и хранят орехи и семена. Из других ремёсел стоит
упомянуть вышивку, производство одеял, плетение из лозы сундуков и корзин, а также изготовление некоторых декоративных поделок бытовой тематики. В целом, ремесло килива высоко не ценится и не
признаётся на сувенирных рынках, а сами они давно уже потеряли интерес к родной
культуре.
Килива |
Гораздо
больший интерес представляют религиозные убеждения. Как уже отмечалось, евангелизация
килива не была успешной. Миссии в Нижней Калифорнии начали появляться с
середины XVIII века, и вот что историки писали о пребывании
индейцев под присмотром миссионеров в следующем столетии:
«Индейцы живут в
миссиях без всякой свободы, без удовольствия и вынуждены работать без всякой награды.
Они встают через час после рассвета и идут в церковь, чтобы петь молитвы,
которые заучили наизусть, но не понимают значения большинства выученных слов.
После молитв они едят кукурузную кашу и затем идут трудиться под наблюдением
начальника. Тот, кто не выполняет задание, получает 12 ударов, его привязывают
к палке, а потом изолируют в специальном запертом помещении…» Миссионерский
период для килива означал быть зависимыми и эксплуатируемыми, а также потерю
собственной земли. Многие из них после крещения бежали из церкви в горы,
возвращаясь к кочевой жизни и испытывая голод. Неудивительно, что в то время
начались воровство и грабежи:
В общине килива |
«Дети проводят
целые годы, не пробуя тортилий и сотоля, едят только крыс и агаву, чтобы
выжить. Их родители вступают в конфликты с миссионерами, чтобы получить
продукты и накормить детей, но они неизменно убегают из миссий, рассеиваются,
уходят в горы и на побережье. Каждый раз они возвращаются к зверскому поведению
и прогрессируют в науке о воровстве…»
Килива |
Своим
высшим божеством килива считают Луну, связывая с ней своё происхождение.
Утверждается, что она живёт в подземном мире мёртвых. Почитают они и Солнце, и
четырёх младших божеств, «братьев», которых представляют в виде антропоморфных
существ. Католические религиозные праздники отвергаются. В представлении килива
шаманы исцеляют от болезней и насылают их при помощи магических обрядов. Они же
проводят ритуальные церемонии, направленные на управление стихиями, в
частности, дождём. Есть также некоторые ритуалы, связанные с рождением, половым
созреванием девочек, пятнадцатилетием подростков, свадьбой и смертью. Например,
после первой менструации девочки моются холодной водой в течение пяти дней, и
их обучают рецептам, семейным секретам и некоторым табу. Перед свадьбой жених
дарит подарки родителям невесты и может одновременно взять двух жён, а процесс развода
не обременяет ни одну из сторон. Смерть человека – коллективный траур,
включающий разговор с умершим и сжигание его вещей.
И
последнее: притеснение, вызванное колонизацией северной части Нижней
Калифорнии, лишение земли и прочие испытания привели к тому, что в своей общине
килива заключили «смертный договор», означающий, что ни одна женщина не родит
больше ни одного ребёнка, и тем самым будет положен конец страданиям этого
народа. Выполняется ли этот договор?
Комментарии
Отправить комментарий