Чоротеги
– самая древняя доколумбовая группа индейских народностей Центральной Америки.
Предполагается, что в VI веке нашей эры
они мигрировали из южных районов Мексики, ныне принадлежащих штатам Пуэбла, Чьяпас
и Оахака, что подтверждается распространением близкородственных языков, на
которых говорили представители этнической группы. Языки сутьяба в Никарагуа и
чьяпанеко в Мексике, являющиеся вымершими, практически идентичны исчезающему
языку манге (чоротега), и все они относятся к ото-мангской лингвистической
макросемье. Численность чоротегов не установлена точно. Скорее всего, сейчас в
Центральной Америке проживают не более тысячи человек, говорящих на родном
языке и следующих обычаям культуры чоротега. Однако, согласно последним
переписям населения, представителями этого этноса себя признают несколько сотен
тысяч человек.
Керамика Тохиль. |
Миграция
чоротегов на юг проходила постепенно. В высокогорье Гватемалы была найдена
керамика Тохиль, относящаяся в 800-1200 годам нашей эры, – содержащая в составе
свинец посуда и статуэтки с криволинейным и антропоморфным декором – такая же,
как и из археологических находок Чьяпаса и стран Центральной Америки. Из
Гватемалы чоротеги перешли в восточный Сальвадор, на побережье Гондураса, в
Коста-Рику и Никарагуа. Их основной хозяйственной деятельностью были торговля
изделиями каменщиков и гончаров, а также интенсивное сельское хозяйство. Больше
других центральноамериканских народов чоротеги выращивали кукурузу, фасоль,
тыкву, чили, агаву, хлопок, табак, какао, фруктовые деревья.
В
настоящее время чоротеги расселены в следующих областях:
в
Коста-Рике – полуостров Никоя и район Матамбу в провинции Гуанакасте,
граничащей с Никарагуа;
в
Никарагуа – на тихоокеанском побережье и анклавами в департаментах Мадрис,
Нуэва-Сеговия, Хинотега, Матагальпа, Чинандега и Масая;
в
Гондурасе – на юге страны в департаменте Чолутека, название которого обязано
этой народности.
Индейская хижина |
Саманный дом |
В
доиспанскую эпоху хозяйство чоротегов в общине было коммунальным, и главам
семей выделялся участок под строительство и огород в узуфрукте (вещное право),
который передавался детям по наследству. Общины походили на маленькие города с
центральной рыночной площадью, где шла торговля с использованием какао в
качестве валюты. Жилище чоротегов представляло собой круглую хижину, крытую
соломой или пальмовыми листьями. О доме заботились женщины, они же отвечали за
полевые работы, и урожай распределялся между всеми членами общины. Мужчины
охотились и воевали с соседними народами.
Жилище
чоротегов наших дней – одноэтажный саманный дом с крышей из черепицы или
листового металла, хотя в некоторых общинах до сих пор можно увидеть хижины. На
приусадебном участке размещают хозяйственные постройки – курятники, мастерские
и летнюю кухню с уличной печью. Как правило, эти постройки лёгкие и открытые, а
крышу для них делают по старинной технике из соломы. Уличная печь служит не
только для приготовления пищи, но и для обжига керамики. С доколумбовых времён чоротеги
сохраняют уникальные гончарные традиции и по-прежнему производят яркую посуду,
украшенную индейским геометрическим орнаментом и изображениями животных.
Тамаль писке |
Аррос-де-маис |
Экономика
этнической группы продолжает ориентироваться на сельскохозяйственные культуры,
упомянутые ранее, также на плантациях выращивают рис, сахарный тростник, арбузы
и дыни, разводят домашний скот и озёрную тилапию. Как и в былые времена, особая
роль отводится кукурузе, – не забыты обряды праздников урожая, и во второй
половине сентября проводится Фиеста-дель-Маис, объединяющая чоротегов Гондураса
и Никарагуа. Из кукурузного зерна пекут тортильи и хлеб, готовят напитки чичу, орчату,
посоль, атоле, чичеме. Другими традиционными блюдами являются суп с курицей и
кукурузой, тамали писке и тамали со свининой, различные овощные рагу с мясом и
рыбой.
Кукурузные тортильи |
Общины
чоротегов управлялись советом старейшин и избранным вождём, большое значение
имели и шаманы, отвечавшие за соблюдение религиозных ритуалов, среди которых
были человеческие жертвоприношения. Людей приносили в жертву Томатеоту, богу
Солнца, Чикосиагату, богу урожая, и некоторым другим божествам из обширного
пантеона. В ту эпоху женщины носили свободные безрукавные блузы и облегающие хлопковые
юбки, на спину наматывали сумку для переноски детей, а волосы, заплетённые в
две косы, на затылке украшали птичьим пером. Мужчины оставляли голый торс,
носили набедренную повязку, поверх которой так же, как и женщины, надевали
мандиль – вид юбки.
Национальный
костюм прошёл трансформацию от кусков хлопковой ткани и подражания знатным
горожанам XIX столетия до современной трикотажной
одежды. Изменились и праздники, и религиозные представления – кроме сентябрьского
Праздника Кукурузы, в июле проводят Фестиваль Керамики, отмечают дни святых
католических покровителей того или иного населённого пункта. Для туристов во
время фестивалей показывают стилизованные шоу с индейскими танцами и сценами
охоты.
Комментарии
Отправить комментарий