Народы Латинской Америки: чоротеги


Население Центральной Америки: народ чоротега
Народ чоротега

Чоротеги – самая древняя доколумбовая группа индейских народностей Центральной Америки. Предполагается, что в VI веке нашей эры они мигрировали из южных районов Мексики, ныне принадлежащих штатам Пуэбла, Чьяпас и Оахака, что подтверждается распространением близкородственных языков, на которых говорили представители этнической группы. Языки сутьяба в Никарагуа и чьяпанеко в Мексике, являющиеся вымершими, практически идентичны исчезающему языку манге (чоротега), и все они относятся к ото-мангской лингвистической макросемье. Численность чоротегов не установлена точно. Скорее всего, сейчас в Центральной Америке проживают не более тысячи человек, говорящих на родном языке и следующих обычаям культуры чоротега. Однако, согласно последним переписям населения, представителями этого этноса себя признают несколько сотен тысяч человек.


Население Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики

Керамика Тохиль.
Музей доколумбового
искусства

Население Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики

Миграция чоротегов на юг проходила постепенно. В высокогорье Гватемалы была найдена керамика Тохиль, относящаяся в 800-1200 годам нашей эры, – содержащая в составе свинец посуда и статуэтки с криволинейным и антропоморфным декором – такая же, как и из археологических находок Чьяпаса и стран Центральной Америки. Из Гватемалы чоротеги перешли в восточный Сальвадор, на побережье Гондураса, в Коста-Рику и Никарагуа. Их основной хозяйственной деятельностью были торговля изделиями каменщиков и гончаров, а также интенсивное сельское хозяйство. Больше других центральноамериканских народов чоротеги выращивали кукурузу, фасоль, тыкву, чили, агаву, хлопок, табак, какао, фруктовые деревья.

В настоящее время чоротеги расселены в следующих областях:
в Коста-Рике – полуостров Никоя и район Матамбу в провинции Гуанакасте, граничащей с Никарагуа;
в Никарагуа – на тихоокеанском побережье и анклавами в департаментах Мадрис, Нуэва-Сеговия, Хинотега, Матагальпа, Чинандега и Масая;
в Гондурасе – на юге страны в департаменте Чолутека, название которого обязано этой народности.

Индейское жилище

Индейская хижина

Индейское жилище

Саманный дом

В доиспанскую эпоху хозяйство чоротегов в общине было коммунальным, и главам семей выделялся участок под строительство и огород в узуфрукте (вещное право), который передавался детям по наследству. Общины походили на маленькие города с центральной рыночной площадью, где шла торговля с использованием какао в качестве валюты. Жилище чоротегов представляло собой круглую хижину, крытую соломой или пальмовыми листьями. О доме заботились женщины, они же отвечали за полевые работы, и урожай распределялся между всеми членами общины. Мужчины охотились и воевали с соседними народами.

Этнический состав Коста-Рики, Гондураса и Никарагуа
Этнический состав Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики

Жилище чоротегов наших дней – одноэтажный саманный дом с крышей из черепицы или листового металла, хотя в некоторых общинах до сих пор можно увидеть хижины. На приусадебном участке размещают хозяйственные постройки – курятники, мастерские и летнюю кухню с уличной печью. Как правило, эти постройки лёгкие и открытые, а крышу для них делают по старинной технике из соломы. Уличная печь служит не только для приготовления пищи, но и для обжига керамики. С доколумбовых времён чоротеги сохраняют уникальные гончарные традиции и по-прежнему производят яркую посуду, украшенную индейским геометрическим орнаментом и изображениями животных.

Индейская пища

Тамаль писке

Индейская пища: блюда из кукурузы

Аррос-де-маис

Экономика этнической группы продолжает ориентироваться на сельскохозяйственные культуры, упомянутые ранее, также на плантациях выращивают рис, сахарный тростник, арбузы и дыни, разводят домашний скот и озёрную тилапию. Как и в былые времена, особая роль отводится кукурузе, – не забыты обряды праздников урожая, и во второй половине сентября проводится Фиеста-дель-Маис, объединяющая чоротегов Гондураса и Никарагуа. Из кукурузного зерна пекут тортильи и хлеб, готовят напитки чичу, орчату, посоль, атоле, чичеме. Другими традиционными блюдами являются суп с курицей и кукурузой, тамали писке и тамали со свининой, различные овощные рагу с мясом и рыбой.

Лепёшки из кукурузной муки

Кукурузные тортильи

Индейский народ чоротеги

Общины чоротегов управлялись советом старейшин и избранным вождём, большое значение имели и шаманы, отвечавшие за соблюдение религиозных ритуалов, среди которых были человеческие жертвоприношения. Людей приносили в жертву Томатеоту, богу Солнца, Чикосиагату, богу урожая, и некоторым другим божествам из обширного пантеона. В ту эпоху женщины носили свободные безрукавные блузы и облегающие хлопковые юбки, на спину наматывали сумку для переноски детей, а волосы, заплетённые в две косы, на затылке украшали птичьим пером. Мужчины оставляли голый торс, носили набедренную повязку, поверх которой так же, как и женщины, надевали мандиль – вид юбки.

Индейский народ чоротеги

Индейский народ чоротеги

Национальный костюм прошёл трансформацию от кусков хлопковой ткани и подражания знатным горожанам XIX столетия до современной трикотажной одежды. Изменились и праздники, и религиозные представления – кроме сентябрьского Праздника Кукурузы, в июле проводят Фестиваль Керамики, отмечают дни святых католических покровителей того или иного населённого пункта. Для туристов во время фестивалей показывают стилизованные шоу с индейскими танцами и сценами охоты.

Комментарии