Восточную
Панаму, северо-запад Эквадора и джунгли тихоокеанского побережья Колумбии
объединяет то, что в их непроходимых тропических лесах проживает большая группа
индейцев эмбера численностью более 68 тысяч человек. До появления в Южной
Америке испанских завоевателей эмбера населяли верховья рек Атрато и Сан-Хуан,
то есть территорию современного колумбийского департамента Чоко.
Конфликты к колонизаторами привели к тому, что индейцы были вынуждены оставить
родные места и небольшими группами рассеяться по прибрежной равнине и уйти в
горы Дарьена, и, возможно, это позволило им сохраниться.
|
Эмбера из Панамы |
|
Эмбера из Эквадора |
В Дарьене
эмбера столкнулись с этническими куна, а затем – с дарьенитами,
потомками беглых африканских рабов. Как правило, народы занимали разные районы,
и если дарьениты жили в верховьях рек, то эмбера населяли их низовья. С
обретением Колумбией независимости многие вернулись назад в Чоко и другие
регионы, а остальные продолжали жить в Панаме. Сейчас исследователи в состав
группы включают индейцев катио, чами и сиапидаара. Последние – эмбера Эквадора
из провинции Эсмеральдас, их насчитывается всего около 250 человек. Говорят они
все на родственных диалектах лингвистической семьи чоко.
|
Деревня эмбера в Панаме |
|
Сувениры от эмбера |
Этнографические
отчёты колониальный историков показывают, что эмбера имели эгалитарную структуру,
то есть, семьи с равноправием полов, без формальных вождей, лидеров и советов
старейшин. Общины формировались из групп родственников как по мужской, так и по
женской линии, – ядро родственников называется чапакус. С ростом населения и
ограничением ресурсов часть группы отделялась от общины и создавала собственное
поселение. Уважением среди людей пользовались шаманы, не наделяемые
политическими или административными полномочиями. Они отличались лишь большей
образованностью, знаниями о лекарственных и галлюциногенных растениях и умением
проводить церемонии и ритуалы.
|
Хайбана |
|
Нательные узоры, которые наносятся генипой амкериканской |
Хайбана –
ненаследственные шаманы, которые перенимают знания у своих опытных учителей и
наставников. С их помощью эмбера вступают в связь с многоуровневым миром духов,
называемым хай. Для этого хайбана исполняет длинные песни без музыкального
сопровождения, а ритуальные танцы играют второстепенную роль. Общению с духами
помогает и магический напиток пильде. Шаманы также отвечают за нательные
рисунки членов общины, наносимые генипой американской, и лечат духовные
болезни, насланные потусторонними сущностями, и естественные, которые
лечатся растениями. Третий вид заболеваний – болезни белых, они
поддаются только западной медицине.
|
Вход в жилище |
|
Бананы в кухне и экономике играют очень важную роль |
Живут
эмбера в общинах из пяти или более домов, расположенных вдоль рек на
возвышениях. Обычно выбирают глинистые берега. Расстояние между ближайшими
общинами – 10-15 км. Вокруг деревни расчищают пространство от дикорастущих
деревьев, заменяя их бананами, так как это очень важная культура для эмбера –
выручку от продажи бананов тратят на моторы для лодок, противомоскитные сетки и
прочие нужды. Жилища возводят на столбах, защищающих от сезонного разлива рек,
без стен, но с высокими пальмовыми крышами. Гамаки, корзины, луки со стрелами и
прочие предметы быта в таких домах подвешиваются к опорным столбам и балкам.
Пол делают из распиленных вдоль пальмовых брёвен, кухню – на глиняной платформе,
на которой разводят огонь, а сверху на штативе из крепких палок подвешивают
котелки. Входом в дом служит лестница или толстое бревно с выемками для ног.
|
Бодичи |
|
Плетёная посуда |
Рядом с
деревней выращивают рис, кукурузу, сахарный тростник, маниок, фасоль. Из
фруктов предпочитают ананасы, персиковую пальму, авокадо, борохо и цитрусовые. Одним
из наиболее ценимых в кулинарии эмбера блюд является бодичи (bodichi) – рисовое изделие, завёрнутое в лист калатеи, к
которому добавляют мясо, рыбу и растительные компоненты. Кроме сельского
хозяйства, представители этнической группы занимаются изготовлением каноэ,
охотой, рыбалкой, производством керамической и плетёной посуды. Большое
значение придают плетению женских ожерелий – их называют окама. Они имеют
сложные геометрические узоры, структура которых указывает на место женщины в
обществе. Делают окаму в течение 10-15 дней из твёрдых семян дикорастущих
растений, монет и стеклянных бусин.
|
Девушки эмбера из Колумбии в традиционных нарядах |
|
В современной одежде |
Мужчины
эмбера стригут волосы коротко, а женщины обычно оставляют их длинными и не
убирают в причёски. Из-за жаркого климата одежда практически не используется.
Если мужчины не планируют поездки в крупные населённые пункты, то обходятся
набедренной повязкой и перекрещивающимися на груди ожерельями. Женщины также
оставляют грудь свободной, а бёдра обматывают куском яркой пёстрой ткани, что
выглядит как юбка. В других условиях для них вполне естественно пользоваться
нижним бельём, платьями, шортами и футболками.
Комментарии
Отправить комментарий