Народы Латинской Америки: варао


Население Венесуэлы: индейцы варао
В дельте Ориноко в Венесуэле, а также  на небольшой территории Гайаны и Суринама, проживает коренной индейский этнос варао, численность которого по приблизительным подсчётам составляет от 25 до 36 тысяч человек. Не так мало, но в этой части Южной Америки, по берегам многочисленных речных протоков некогда обитали и другие народы, например, племена мариуса, тиуитиуа, тигитике. В настоящее время все они исчезли и остались только варао, самоназвание которых дословно означает «люди лодок» или «люди болотистой низменности», что в полной мере отражает традиционный бытовой уклад.


Население Венесуэлы: индейцы варао

Народы Венесуэлы - варао

Большая часть этих индейцев живёт в венесуэльском штате Дельта-Амакуро. Трудно определить точное время их появления в нижнем течении Ориноко, но, вероятнее всего, они заселили эти земли около 17 тысяч лет назад, спустившись с восточных склонов перуанских Анд. В устном народном творчестве варао есть легенда, что они являются переселенцами, спасавшимися от воинствующих групп других народов. Кроме того, исследователи изучили археологические глиняные артефакты деревушки Ла-Оркета и нашли сходство с керамикой андских культур Котош и Чавин.

Индейская пища: растение таро

Таро

Индейская пища: растение таро

Клубни таро

Первоначально варао были кочевниками, как и многие другие этнические группы, занимавшиеся рыболовством, охотой и собирательством, переходя с места на место. Постепенно аборигены из дельты Ориноко расселились по более обширной площади, в том числе, на острове Тринидад и в Гайане. Здесь они познакомились с азиатским растением таро, научились возделывать его наравне с горьким маниоком и перешли на оседлый образ жизни, привязанный к посадкам клубненосных аграрных культур.

Кухня Венесуэлы

Венесуэльская кухня -
мясо, салат и таро

Индейская пища: маниок

Касабе - хлеб из
горького маниока

Аборигены говорят на изолированном языке варао, имеющем четыре диалекта: кокуина, оанарао, аравао и васай. В штате Дельта-Амакуро он является обязательным к изучению в школьной программе. Первое описание их культуры в 1791 году сделал иезуитский священник Отец Гумилья, хотя европейцы познакомились с людьми лодок намного раньше: исследования Ориноко проводились испанскими конкистадорами с самого начала XVI века, а первая католическая миссия в низовьях реки была основана в 1682 году. Большой вклад в изучение культуры варао внёс галисийский священник Басилио Мария де Барраль, живший в Венесуэле  с 1931 по 1988 год.

Сообщество варао имеет слабо скоординированную политическую структуру. Оно состоит из многодетных семей, проживающих в домах под управлением тёщи и тестя. Пожилой основатель семейства имеет некоторую власть и участвует в совете старейшин, но семейная линия рассчитывается по женской линии. Тесть также распределяет домашнюю работу, и к его обязанностям относится строительство жилища для всей семьи и добыча пропитания. Иногда в домах варао проживают четыре поколения, и только со смертью последнего из старшей пары семейства распадаются и переходят в новые жилища. Посредниками между земным миром и сверхъестественными существами выступают шаманы нескольких категорий.

Население Венесуэлы: индейцы варао

Детей приучают к лодкам
с малых лет

Большинство варао моногамны, хотя старейшины или лидеры общин могут брать вторую жену, предпочитая при этом сестру первой. Практикуется левират, то есть овдовевшая женщина может повторно вступить в брак с братом умершего мужа. Главные жёны формально считаются владелицами жилищ и отвечают за ведение хозяйства. Дети учатся естественным способом без обязательств, подражая взрослым в мужских или женских работах и слушая советы старейшин – основной источник исторических сведений, устного народного творчества, законов и норм морали. С малых лет детей также приучают к реке, для них строят подходящие по росту каноэ и разрешают плавать.

Жилище индейцев варао

Деревня варао

Свои жилища люди лодок всегда располагают параллельно руслу реки – они относятся к типу «палафито», то есть на сваях, а называют их «ханако». В одной деревне может быть 10-15 и даже более ханако, вмещающих до 200 человек. Каждый дом имеет собственный выход к реке, а с остальными соединяется дощатыми настилами. Строят их без стен из брёвен мавриции, асаи или маникарии, крышу делают двускатной и застилают её пальмовыми ветвями. Мебели в домах нет, вместо кроватей и стульев подвешивают гамаки. Кухню, в которой главное место отводится глиняному очагу, располагают с видом на реку и возможностью брать воду для работ. Утварь, охотничье снаряжение и прочие вещи подвешивают за каркас крыши или кладут прямо на землю.

Между протоками дельты Ориноко нет дорог, и единственным транспортным средством являются лодки. У варао они бываю нескольких типов. Куриара, или ва, – простое вёсельное каноэ из мавриции (мориче), которое используют для рыбалки и передвижения на короткие расстояния. Балаху – деревянная моторная лодка, появившаяся в обиходе индейцев под влиянием жителей Гайаны. Это средство служит для дальних поездок.

Пальмовая мука

Выделение муки из ствола
пальмы мориче

Пальмовая мука

Готовое тесто для хлеба

Традиционными занятиями людей лодок по-прежнему остаются рыболовство, охота, собирательство и выращивание некоторых сельскохозяйственных культур: маниока и других клубней, кукурузы, бананов. Очень большое значение в питании имеет пальма мориче – Древо жизни. Из её ствола делают не только каноэ и брёвна для ханако, но и добывают муку, которую называют юрума или оиду-ару – из неё пекут хлеб, более соответствующий гастрономическим привычкам этого народа, нежели пшеничный. На корнях мориче живут съедобные личинки жука-долгоносика, мохохой, а также в пищу идут плоды этой пальмы. У мориче едят даже семена, подслащенные мёдом.

Где купить гамак

Гамаки и прочая
ремесленная продукция
на продажу

Венесуэла: коренной народ варао

Плетёная обувь

К традиционным занятиям варао также относятся некоторые виды кустарных промыслов. Среди самых известных – плетение чинчорро, то есть гамаков. В гамаках индейцы спят, их берут с собой в поездки по рекам, ими окутывают человека после смерти, провожая в последний путь. Плетение чинчорро является женским занятием, как и производство корзин, сандалий, кошельков и украшений. Гамаки ткут на станках с вертикальными рамами, а остальные изделия плетут из скрученных вместе тонких полос листьев мориче. Мастера также делают маракасы, рыболовные поплавки, луки и стрелы, вёсла, игрушки в виде зверей и птиц.

Национальные костюмы Венесуэлы

Женские ожерелья варао

Национальные костюмы Венесуэлы

Современная типичная одежда

Одежда варао претерпела значительную трансформацию. Большинство одевается в соответствии с современной модой в джинсы и футболки, однако по-прежнему есть общины, в которых мужчины и женщины прикрывают тазовую часть куском холста из пальмового волокна – гуаюко. Без изменений осталось то, что продолжают использоваться элементы украшения с магическим и религиозным смыслом – браслеты и ожерелья, которые, по поверьям, защищают от болезней и несчастий. Например, наси-муу – мужское ожерелье, декорированное костяными пластинами и разноцветными перьями.


Куаи-Маре

      Виденье мира у людей лодок основано на балансе между человеком, природой и сверхъестественными существами. Согласно этому принципу каждый человек, вмешивающийся в дела природы, должен компенсировать свои действия  для этих целей духам предлагается символическая жертва. Духи могут быть злыми, добрыми и нейтральными в зависимости от их отношения к человеку, их духовная сущность называется «хебу», а телесная – «каноботума», и этим же словом обозначают предков. Хебу присутствуют во всех предметах и аспектах жизни, контролируя материальный мир воду, ветра и т.д. Также у варао, несмотря на попытки евангелизировать их, есть свой пантеон богов и легенды о  мифических героях. Например, так рассказывают миф о происхождении огня: Марейва, сын грома, держал огонь в пещере вдали от людей, но молодой Хунуунай похитил угли и передал их людям. Куаи-Маре – «Счастливец, живущий наверху», верховный бог, развевающаяся туника которого создаёт ветра, вызывающие волнение рек, а ходьба приводит в движение землю.

Комментарии