В дельте Ориноко в Венесуэле, а также на небольшой
территории Гайаны и Суринама, проживает коренной индейский этнос варао,
численность которого по приблизительным подсчётам составляет от 25 до 36 тысяч
человек. Не так мало, но в этой части Южной Америки, по берегам многочисленных речных
протоков некогда обитали и другие народы, например, племена мариуса, тиуитиуа, тигитике.
В настоящее время все они исчезли и остались только варао, самоназвание которых
дословно означает «люди лодок» или «люди болотистой низменности», что в полной
мере отражает традиционный бытовой уклад.
|
Народы Венесуэлы - варао |
Большая часть этих индейцев живёт
в венесуэльском штате Дельта-Амакуро. Трудно
определить точное время их появления в нижнем течении Ориноко, но, вероятнее
всего, они заселили эти земли около 17 тысяч лет назад, спустившись с восточных
склонов перуанских Анд. В устном народном творчестве варао есть легенда, что они
являются переселенцами, спасавшимися от воинствующих групп других народов.
Кроме того, исследователи изучили археологические глиняные артефакты деревушки Ла-Оркета
и нашли сходство с керамикой андских культур Котош и Чавин.
|
Таро |
|
Клубни таро |
Первоначально варао были
кочевниками, как и многие другие этнические группы, занимавшиеся рыболовством,
охотой и собирательством, переходя с места на место. Постепенно аборигены из дельты
Ориноко расселились по более обширной площади, в том числе, на острове Тринидад
и в Гайане. Здесь они познакомились с азиатским растением таро, научились
возделывать его наравне с горьким маниоком и перешли на оседлый образ жизни,
привязанный к посадкам клубненосных аграрных культур.
|
Венесуэльская кухня - мясо, салат и таро |
|
Касабе - хлеб из горького маниока |
Аборигены говорят на
изолированном языке варао, имеющем четыре диалекта: кокуина, оанарао, аравао и
васай. В штате Дельта-Амакуро он является обязательным к изучению в школьной
программе. Первое описание их культуры в 1791 году сделал иезуитский священник
Отец Гумилья, хотя европейцы познакомились с людьми лодок намного раньше:
исследования Ориноко проводились испанскими конкистадорами с самого начала XVI века, а первая католическая миссия в низовьях реки была основана в 1682
году. Большой вклад в изучение культуры варао внёс галисийский священник Басилио
Мария де Барраль, живший в Венесуэле с
1931 по 1988 год.
Сообщество варао имеет слабо
скоординированную политическую структуру. Оно состоит из многодетных семей,
проживающих в домах под управлением тёщи и тестя. Пожилой основатель семейства
имеет некоторую власть и участвует в совете старейшин, но семейная линия рассчитывается
по женской линии. Тесть также распределяет домашнюю работу, и к его
обязанностям относится строительство жилища для всей семьи и добыча пропитания.
Иногда в домах варао проживают четыре поколения, и только со смертью последнего
из старшей пары семейства распадаются и переходят в новые жилища. Посредниками
между земным миром и сверхъестественными существами выступают шаманы нескольких
категорий.
|
Детей приучают к лодкам с малых лет |
Большинство варао моногамны, хотя
старейшины или лидеры общин могут брать вторую жену, предпочитая при этом сестру
первой. Практикуется левират, то есть овдовевшая женщина может повторно
вступить в брак с братом умершего мужа. Главные жёны формально считаются
владелицами жилищ и отвечают за ведение хозяйства. Дети учатся естественным
способом без обязательств, подражая взрослым в мужских или женских работах и
слушая советы старейшин – основной источник исторических сведений, устного
народного творчества, законов и норм морали. С малых лет детей также приучают к
реке, для них строят подходящие по росту каноэ и разрешают плавать.
|
Деревня варао |
Свои жилища люди лодок всегда располагают
параллельно руслу реки – они относятся к типу «палафито», то есть на сваях, а
называют их «ханако». В одной деревне может быть 10-15 и даже более ханако,
вмещающих до 200 человек. Каждый дом имеет собственный выход к реке, а с
остальными соединяется дощатыми настилами. Строят их без стен из брёвен мавриции,
асаи или маникарии, крышу делают двускатной и застилают её пальмовыми ветвями.
Мебели в домах нет, вместо кроватей и стульев подвешивают гамаки. Кухню, в
которой главное место отводится глиняному очагу, располагают с видом на реку и
возможностью брать воду для работ. Утварь, охотничье снаряжение и прочие вещи
подвешивают за каркас крыши или кладут прямо на землю.
Между протоками дельты Ориноко
нет дорог, и единственным транспортным средством являются лодки. У варао они
бываю нескольких типов. Куриара, или ва, – простое вёсельное каноэ из мавриции
(мориче), которое используют для рыбалки и передвижения на короткие расстояния.
Балаху – деревянная моторная лодка, появившаяся в обиходе индейцев под влиянием
жителей Гайаны. Это средство служит для дальних поездок.
|
Выделение муки из ствола пальмы мориче |
|
Готовое тесто для хлеба |
Традиционными занятиями людей
лодок по-прежнему остаются рыболовство, охота, собирательство и выращивание
некоторых сельскохозяйственных культур: маниока и других клубней, кукурузы,
бананов. Очень большое значение в питании имеет пальма мориче – Древо жизни. Из
её ствола делают не только каноэ и брёвна для ханако, но и добывают муку,
которую называют юрума или оиду-ару – из неё пекут хлеб, более соответствующий
гастрономическим привычкам этого народа, нежели пшеничный. На корнях мориче живут
съедобные личинки жука-долгоносика, мохохой, а также в пищу идут плоды этой пальмы. У мориче едят даже семена,
подслащенные мёдом.
|
Гамаки и прочая ремесленная продукция на продажу |
|
Плетёная обувь |
К традиционным занятиям варао
также относятся некоторые виды кустарных промыслов. Среди самых известных –
плетение чинчорро, то есть гамаков. В гамаках индейцы спят, их берут с собой в
поездки по рекам, ими окутывают человека после смерти, провожая в последний
путь. Плетение чинчорро является женским занятием, как и производство корзин,
сандалий, кошельков и украшений. Гамаки ткут на станках с вертикальными рамами,
а остальные изделия плетут из скрученных вместе тонких полос листьев мориче.
Мастера также делают маракасы, рыболовные поплавки, луки и стрелы, вёсла,
игрушки в виде зверей и птиц.
|
Женские ожерелья варао |
|
Современная типичная одежда |
Одежда варао претерпела
значительную трансформацию. Большинство одевается в соответствии с современной
модой в джинсы и футболки, однако по-прежнему есть общины, в которых мужчины и
женщины прикрывают тазовую часть куском холста из пальмового волокна – гуаюко. Без
изменений осталось то, что продолжают использоваться элементы украшения с
магическим и религиозным смыслом – браслеты и ожерелья, которые, по поверьям,
защищают от болезней и несчастий. Например, наси-муу – мужское ожерелье,
декорированное костяными пластинами и разноцветными перьями.
|
Куаи-Маре |
Виденье мира у людей лодок основано на балансе между человеком, природой и сверхъестественными существами. Согласно этому принципу каждый человек, вмешивающийся в дела природы, должен компенсировать свои действия – для этих целей духам предлагается символическая жертва. Духи могут быть злыми, добрыми и нейтральными в зависимости от их отношения к человеку, их духовная сущность называется «хебу», а телесная – «каноботума», и этим же словом обозначают предков. Хебу присутствуют во всех предметах и аспектах жизни, контролируя материальный мир –воду, ветра и т.д. Также у варао, несмотря на попытки евангелизировать их, есть свой пантеон богов и легенды о мифических героях. Например, так рассказывают миф о происхождении огня: Марейва, сын грома, держал огонь в пещере вдали от людей, но молодой Хунуунай похитил угли и передал их людям. Куаи-Маре – «Счастливец, живущий наверху», верховный бог, развевающаяся туника которого создаёт ветра, вызывающие волнение рек, а ходьба приводит в движение землю.
Комментарии
Отправить комментарий