Амазонские
джунгли – дом многих индейских групп. Одни из них часто контактируют с внешним
миром, другие живут изолированно. В лесах по обе стороны
венесульско-бразильской границы, в венесуэльском штате Амазонас и бразильских
штатах Амазонас и Рорайма, живёт группа родственных племён яномамо. Общая её
численность составляет около 35 тысяч человек, и она делится на четыре большие части – санума, яномами, яномаи и нинам.
Контакты
яномамо с внешним миром начались более двух веков назад во время колонизации
Амазонки и Риу-Негру португальцами. Большая часть группы жила изолированно
вплоть до середины прошлого столетия, когда начались встречи яномамо с
венесуэльскими и бразильскими креолами. Надо сказать, что эти встречи не носили
дружественный характер, сопровождались насилием, похищением женщин и
убийствами. С открытием истоков Ориноко на индейских землях начали создаваться миссии итальянских салезианцев, и количество контактов с яномамо увеличилось, а
сейчас туристы могут даже посещать
некоторые из их общин, хотя не рекомендуется делать это без гида –
напряжённость в отношениях сохраняется.
Шабоно |
В
типичной деревне живут 40-50 человек, и все размещаются в большой хижине – шабоно, называемом также яно. Эта хижина представляет собой
строение круглой или овальной формы, крыша которого подпёрта
несущими столбами. В строительстве используются материалы только растительного
происхождения, поэтому из-за погоды и порчи паразитами через несколько лет
существования деревня меняет воё расположение. Иногда шабоно располагают в
прямую линию, и в таком доме каждая семья также имеет свой участок.
Шабоно изнутри |
Женщины
яномамо занимаются подсечно-огневым хозяйством, выращивая маниок, овощные
бананы, сахарный тростник, кукурузу, бататы, ямс, малангу и другие
сельскохозяйственные культуры, что даёт около 80% пропитания. Мужчины помогают расчищать от деревьев участки, занимаются охотой и рыболовством,
используя лук и стрелы. В рыбалке
также используют тимбо – растение семейства бобовых с токсинным соком. Рыбаки
бросают куски коры тимбо в воду, рыба частично
парализуется, и тогда её легко собирать руками. Стрелы для охоты смазывают ещё
одним растительным токсичным веществом – кураре.
Тимбо |
Пространство между шабоно и
джунглями можно схематично изобразить в виде трёх кругов с различными
радиусами. Первый круг радиусом примерно пять километров используется для
сельского хозяйства, индивидуальной летней рыбалки или коллективной ловли с
использованием тимбо и для кратковременной охоты. Во втором круге, до десяти
километров, занимаются охотой и семейным собирательством. В третьем круге
используются лодки для дальних экспедиций и двухнедельных совместных походов
охотников.
Из-за
климатических условий одежда очень проста, а точнее – её нет. Люди
яномамо одеваются для декоративных, а не практичных целей. Мужчины носят
хлопковые повязки на талии, запястьях и лодыжках. Женщины украшают себя
ожерельями, серьгами, перьями и разноцветной тканью, прикрывающей гениталии так
же, как у мужчин. Тела раскрашивают красными и тёмными красками, а в коже лица
делают отверстия для традиционного пирсинга и деревянных палочек, которые обычно
вставляют около губ и в нос.
Индейцы яномамо |
Общиной яномамо управляет вождь – немолодой мужчина, обладающий авторитетом и политической властью, однако полномочия лидера не освобождают его от повседневных работ, расчистки земли от деревьев, посадки и уборки урожая, охоты. Кроме того, большинство вождей ограничено в действиях по отношению к своим сверстникам. Религиозными лидерами являются шаманы, которые под воздействием галлюциногенного препарата якоана общаются с духами – шапирипе (xapiripë).
В
культуре очень важны ритуалы. Самым жутким, пожалуй, является эндоканнибализм.
После смерти тело человека кремируют, из пепла извлекают остатки костей, которые перемалывают в порошок, смешивают с жареными плантанами и поедают. Индейцы верят, что в костях содержится жизненная энергия
умершего, и он навсегда остаётся в общине. Из других обычаев известны изгнание
менструирующей женщины, которая должна оставаться одна, пребывать в молчании и
не касаться воды; ранние браки и многожёнство; праздники урожая. В мифологии
яномамо описываются происхождение Солнца и Луны и столовых гор – тепуев, а
также многоуровневое устройство Вселенной.
Словом «урии» обозначают всё то,
что мы называем природой, но это – живое существо, включённое в сложную
космологическую динамику обмена между уровнями Вселенной. Погибнуть урии может
только из-за белого человека, напепе (napëpë), и тогда исчезнут реки и ручьи,
высохнут деревья, камни лопнут от жары. Духи-шапирипе, играющие в горах и
джунглях, сбегут, и даже шаманы не смогут защитить людей. Наступит время
болезней и эпидемий, насланных злыми существами. Своё происхождение яномамо
объясняют появлением у бога-созидателя Омама и дочери водного чудовища Тепересики
сына, который был первым шаманом. Белые люди также появились благодаря Омаме, а
их непонятный, жужжащий язык был передан мифическим предком ос, живущих по
берегам рек, – Ремори.
Переработка плодов персиковой
|
Большая часть яномамо живёт в
Венесуэле в национальном парке Парима-Тапирапеко, хотя некоторые из них вышли
за пределы парка. При желании общины можно посетить, получив разрешение правительства
и заказав экспедицию в Пуэрто-Аякучо. Местные агентства, гиды которых говорят
на испанском, английском и немецком, организуют лодочные походы по рекам Ориноко,
Риу-Негру, Сьапа, Касикьяре и Окамо. Стоит отметить, что в индейских общинах
фотосъёмка запрещена, пока нет разрешения вождя.
Комментарии
Отправить комментарий