Народы Латинской Америки: яномамо

Население Бразилии и Венесуэлы
Амазонские джунгли – дом многих индейских групп. Одни из них часто контактируют с внешним миром, другие живут изолированно. В лесах по обе стороны венесульско-бразильской границы, в венесуэльском штате Амазонас и бразильских штатах Амазонас и Рорайма, живёт группа родственных племён яномамо. Общая её численность составляет около 35 тысяч человек, и она делится на четыре большие части – санума, яномами, яномаи и нинам.

Контакты яномамо с внешним миром начались более двух веков назад во время колонизации Амазонки и Риу-Негру португальцами. Большая часть группы жила изолированно вплоть до середины прошлого столетия, когда начались встречи яномамо с венесуэльскими и бразильскими креолами. Надо сказать, что эти встречи не носили дружественный характер, сопровождались насилием, похищением женщин и убийствами. С открытием истоков Ориноко на индейских землях начали создаваться миссии итальянских салезианцев, и количество контактов с яномамо увеличилось, а сейчас туристы могут даже посещать некоторые из их общин, хотя не рекомендуется делать это без гида – напряжённость в отношениях сохраняется.


Индейское жилище

Шабоно

В типичной деревне живут 40-50 человек, и все размещаются в большой хижине – шабоно, называемом также яно. Эта хижина представляет собой строение круглой или овальной формы, крыша которого подпёрта несущими столбами. В строительстве используются материалы только растительного происхождения, поэтому из-за погоды и порчи паразитами через несколько лет существования деревня меняет воё расположение. Иногда шабоно располагают в прямую линию, и в таком доме каждая семья также имеет свой участок.

Индейское жилище

Шабоно изнутри

Женщины яномамо занимаются подсечно-огневым хозяйством, выращивая маниок, овощные бананы, сахарный тростник, кукурузу, бататы, ямс, малангу и другие сельскохозяйственные культуры, что даёт около 80% пропитания. Мужчины помогают расчищать от деревьев участки, занимаются охотой и рыболовством, используя лук и стрелы. В рыбалке также используют тимбо – растение семейства бобовых с токсинным соком. Рыбаки бросают куски коры тимбо в воду, рыба частично парализуется, и тогда её легко собирать руками. Стрелы для охоты смазывают ещё одним растительным токсичным веществом – кураре.

Население Бразилии и Венесуэлы

Тимбо

Пространство между шабоно и джунглями можно схематично изобразить в виде трёх кругов с различными радиусами. Первый круг радиусом примерно пять километров используется для сельского хозяйства, индивидуальной летней рыбалки или коллективной ловли с использованием тимбо и для кратковременной охоты. Во втором круге, до десяти километров, занимаются охотой и семейным собирательством. В третьем круге используются лодки для дальних экспедиций и двухнедельных совместных походов охотников.

Из-за климатических условий одежда очень проста, а точнее – её нет. Люди яномамо одеваются для декоративных, а не практичных целей. Мужчины носят хлопковые повязки на талии, запястьях и лодыжках. Женщины украшают себя ожерельями, серьгами, перьями и разноцветной тканью, прикрывающей гениталии так же, как у мужчин. Тела раскрашивают красными и тёмными красками, а в коже лица делают отверстия для традиционного пирсинга и деревянных палочек, которые обычно вставляют около губ и в нос.

Народы Венесуэлы: яномамо

Индейцы яномамо

    Общиной яномамо управляет вождь – немолодой мужчина, обладающий авторитетом и политической властью, однако полномочия лидера не освобождают его от повседневных работ, расчистки земли от деревьев, посадки и уборки урожая, охоты. Кроме того, большинство вождей ограничено в действиях по отношению к своим сверстникам. Религиозными лидерами являются шаманы, которые под воздействием галлюциногенного препарата якоана общаются с духами – шапирипе (xapiripë).


В культуре очень важны ритуалы. Самым жутким, пожалуй, является эндоканнибализм. После смерти тело человека кремируют, из пепла извлекают остатки костей, которые перемалывают в порошок, смешивают с жареными плантанами и поедают. Индейцы верят, что в костях содержится жизненная энергия умершего, и он навсегда остаётся в общине. Из других обычаев известны изгнание менструирующей женщины, которая должна оставаться одна, пребывать в молчании и не касаться воды; ранние браки и многожёнство; праздники урожая. В мифологии яномамо описываются происхождение Солнца и Луны и столовых гор – тепуев, а также многоуровневое устройство Вселенной.

Словом «урии» обозначают всё то, что мы называем природой, но это – живое существо, включённое в сложную космологическую динамику обмена между уровнями Вселенной. Погибнуть урии может только из-за белого человека, напепе (napëpë), и тогда исчезнут реки и ручьи, высохнут деревья, камни лопнут от жары. Духи-шапирипе, играющие в горах и джунглях, сбегут, и даже шаманы не смогут защитить людей. Наступит время болезней и эпидемий, насланных злыми существами. Своё происхождение яномамо объясняют появлением у бога-созидателя Омама и дочери водного чудовища Тепересики сына, который был первым шаманом. Белые люди также появились благодаря Омаме, а их непонятный, жужжащий язык был передан мифическим предком ос, живущих по берегам рек, – Ремори.

Народы, живущие в Венесуэле: яномамо

Переработка плодов персиковой
пальмы для праздника урожая

В последней трети XX века на бразильских землях яномамо по берегам Риу-Негру и Риу-Бранку чёрные золотоискатели активно искали драгоценный металл, вторгаясь в жизнь племён. Это привело к множественным конфликтам, из-за чего индейцам приписывается сильная склонность к насилию. На самом деле в этих местах их проживало в несколько раз больше, чем сейчас, и вторжение на их территорию несёт болезни и социальные проблемы. Хотя интенсивность добычи золота к 1990-м значительно уменьшилась, в области добываются и другие полезные ископаемые, провоцируя миграцию яномамо в более отдалённые места.

Большая часть яномамо живёт в Венесуэле в национальном парке Парима-Тапирапеко, хотя некоторые из них вышли за пределы парка. При желании общины можно посетить, получив разрешение правительства и заказав экспедицию в Пуэрто-Аякучо. Местные агентства, гиды которых говорят на испанском, английском и немецком, организуют лодочные походы по рекам Ориноко, Риу-Негру, Сьапа, Касикьяре и Окамо. Стоит отметить, что в индейских общинах фотосъёмка запрещена, пока нет разрешения вождя.

Комментарии