Фольклор и праздники департамента Альта-Верапас

Коренные народы Гватемалы: кекчи

Женщины этноса кекчи


Испанское название северного гватемальского департамента Альта-Верапас, то есть истинный мир, в корне не соответствует имени, данному этим территориям коренными жителями. Кекчи, одна из ветвей майя, в память о своём покорении чужеземцам назвали их Тесулутлан, что значит земля войны. Тем не менее, несмотря на столетия подданства Испанской Короне, этот верный традициям народ сохранил язык, обычаи предков, магические ритуалы и фольклор.

Устное творчество Альта-Верапас воплощает народные представления о происхождении предметов, природе стихий, призраках и потерянных душах. Примечательно, что в населённых пунктах департамента не было найдено источников, запечатлевших такие литературные формы как стихи и напевы, однако в столице, Кобане, они были обнаружены. На языке кекчи сказителей легенд и мифов именуются ахсеэрек’нахтерил налеб (испанское написание: ajseereqnajteril naleb’) – сказочники, которые очень ценятся в своих общинах за обширность и универсальность познаний.

Кекчи всегда ценили и ценят природу и всё, что с ней связано. Чтобы войти в лес, подняться на холм, охотиться или рубить деревья, они спрашивают разрешения у Тсультаки – бога кукурузы, высоты, глубины и изобилия. Влияние католической религии привело к тому, что в каждом священном месте, у родников, водопадов, в пещерах или на вершинах гор, жителями индейских общин были установлены кресты, и образ языческого бога спроецировался на христианских святых с целью прошения помощи в работе. О самом же боге Тсультаке рассказывают, что он всегда жил в пещерах или на холмах и имел дочь по имена Кана По, или Луна, которая была прекрасной девушкой, занималась домашним хозяйством, вязала и вышивала на полотне образы дневных событий.

Каждый день, проходя мимо дома Каны По, влюблённый Шбаламке, то есть Солнце, пытался произвести впечатление на девушку. Он носил с охоты добытых оленей, и Луна отметила, что это был прекрасный охотник с привлекательной внешностью. Девушка рассказала о своих наблюдениях и чувствах отцу, и тогда Тсультака придумал испытания для Солнца, не желая видеть свою дочь с ним. Согласно легенде, влюблённые преодолели множество препятствий, погонь и превращений в различных существ, а затем вознеслись на небо.

В муниципалитетах Чисек и Чаал верят, что сам Тсультака однажды влюбился в девушку Домингу, которой подарил цветок в знак помолвки, чтобы та принесла его своему отцу. После свадебных церемоний Тсультака с женой ушли с холма, где бог жил до женитьбы, и многие люди позабыли старые обычаи просить разрешения на охоту или использование родниковой воды. Хозяин холмов гневался и наказывал нарушителей. Вскоре из других земель пришёл человек по имени Хуан, который устроил ранчо, стал выращивать кукурузу, маниок, фасоль и другие культуры и разводить домашний скот. Однажды вместе со своим старшим сыном Мигелем вышли они на охоту на оленей, но не поймали никого, кроме одного броненосца. На следующий день Хуан снова собрался охотиться, но он не хотел соблюдать ритуал и зажигать свечи на алтаре Тсультаки. В лесу его сын Мигель исчез, а когда появился через три дня, то не мог говорить от ужаса. Затем он поведал, что одна утка привела его к пещере в холме, у входа в которую в гамаке его поджидал старик, окружённый ранеными лесными животными. И старик сказал, что все они ранены им, Мигелем, и его отцом, и он, Тсультака, никогда этого не простит и исполнит все угрозы, если охотники не будут просить разрешения входить в лес. Так, Мигель заболел и умер через три дня, потому что ни один знахарь не хотел связываться с местью бога.

Тсультака в представлениях кекчи имеет альтер эго Ах Кек, тёмную сторону его личности. В департаменте Сенау крестьяне, работающие на кофейных плантациях, боятся выходить во дворы, потому что верят в огромного чёрного человека свирепого вида, которого назывют Ах Кек, – сына коровы и мифического существа Сисимите, похожего на йети или огромную волосатую обезьяну, обитающую в горах. По ночам Ах Кек танцует и бьёт в барабаны, чтобы индейцы не выходили из домов и не воровали зерно и мешки с кофе.



Фестиваль Рабин-Ахау - праздник дочери царя


В последнюю субботу июля кекчи отмечают праздник Рабин-Ахау – важнейший фестиваль, ставший ярким и впечатляющим событием культурной жизни страны, дающим возможность прикоснуться к истории и познакомиться с основными обычаями майя.
  
Народная культура Гватемалы: праздники

Рабин-Ахау

Рабин-Ахау переводится как «дочь царя», подразумевая выборы королевы праздника из числа самых красивых индейских девушек. Впервые мероприятие было проведено в 1936 году на ярмарке Кобана в период экономического процветания региона за счёт экспорта кофе, поэтому победившую в конкурсе красоты участницу нарекли Ла-Флор-де-Кафе – кофейный цветок. В 1969 году городские учителя предложили преобразовать праздник и демонстрировать всё богатство культуры майя, включив показ традиционных костюмов, торжественные процессии под народную музыку с танцами и пением. С 1971 года выборы королевы красоты стали общегосударственным конкурсом, а в 2010 году мероприятие объявлено нематериальным культурным наследием нации.

Праздники коренных народов Гватемалы

Конкурсантка Рабин-Ахау

Конкурсанткой Рабин-Ахау может стать любая коренная девушка в возрасте от 15 до 23 лет, но критериями победы не является только физическая красота этнических кекчи – оцениваются способности говорить на индейских языках (кекчи, покомчи, какчикель, киче и другие), знание майянских обычаев и умение их представлять. На церемониальных парадах девушки должны быть одеты в национальные костюмы, состоящие из уипиля, то есть свободной рубашки или туники с вырезом на груди, расшитого вручную традиционными индейскими орнаментами, и длинной юбки. Аксессуарами к костюму служат разноцветные ленты, вплетаемые в косы и зрительно увеличивающие длину волос, тупуй – искусственная коса красного цвета, серебряные серьги, кольца и чачаль – ритуальное ожерелье, подтверждающее социальный статус и использующееся женщинами майя как для украшения, так и для общения с богами во время церемоний.

Альта-Верапас всегда славился народными умельцами, поэтому во время конкурса девушки подтверждают свою принадлежность славной земле предков, демонстрируя ремесленные навыки. Участницы плетут корзины и гамаки из лозы, пальмовых листьев или тростника, занимаются строчкой и шитьём, лепят глиняные игрушки или сосуды, используя гончарный круг.

Ещё один важный критерий выбора дочери царя – музыка и танцы. С 1999 года одним из национальных гватемальских символов стала маримба – музыкальный инструмент, схожий с ксилофоном, распространившийся по всей Центральной Америке. Под музыку маримбы, арфы и флейты исполняются несколько танцев:
  • танец испытания и правосудия Рабиналь-Ачи, включённый в список ЮНЕСКО как нематериальное наследие человечества;
  • Кех – танец оленя или танец охотника;
  • танец совы Тукур;
  • Ибой – танец броненосца, символ изобилия и достатка;
  • Батс – символ календаря, годового обращения небесных светил;
  • Хан – танец Пернатого Змея;
  • танец попугаев ара Шохох-Мё.


Праздники коренных народов Гватемалы

Кульминация праздника

После коронации дочери царя фестиваль Рабин-Ахау плавно перетекает в праздник Пааб-анк – «подтверждающий мою веру», во время которого все участники собираются в Эрмитаже Санто-Доминго, где проводятся религиозные обряды и презентация народных танцев. Кульминацией праздника становится всеобщая трапеза с самыми типичными региональными блюдами, после которой начинаются фейерверк и пиротехнические шоу.

Комментарии