Фольклор департамента Мадре-де-Дьос

Коренные народы Перу

На перуано-бразильской границе

Мадре-де-Дьос – юго-восточный перуанский регион, расположенный в Амазонии и граничащий с Бразилией. Его обширные территории малонаселенны, хотя первые люди в нём обосновались давно, и уже четыре тысячи лет назад с их помощью появились многие археологические памятники, такие как Петроглифы Пушаро. Считается, что предками современных коренных жителей департамента были араваки – перуанский этнос мачигенга является их прямым потомком. Кроме него, в Мадре-де-Дьос живут амаракаэри, арасаэри, кишамбаэри, пукириэри, сапитери, тойоэри, вачипаэри и машко-пиро. Все они представляют малые народности Перу, которые, тем не менее, сохраняют многочисленные традиции и обычаи.

Фольклорные танцы департамента Мадре-де-Дьос получили своё развитие из повседневной жизни, верований и ритуалов коренных народов, и они связаны, в основном, с работой, природой, духовными переживаниями (меланхолия, страх, защита, мольба), охотой, войной. Самыми типичными из них являются следующие:

Перуанский танец Шанганакуй

Шанганакуй

Шанганакуй (Changanakuy) – весёлый и живой групповой танец метисов амазонского региона Перу, характеристикой которого является «дуэль ног», то есть, перестукивание ступнями, высокие подскоки и сцепление ног. Исполняется только под ритмы малых и больших барабанов на карнавалах, фестивалях, посвящённых Солнцу, и рыбацких фиестах.

Эль-Оторонго (El Otorongo) – амазонский Танец Тигров (Тигрильо), в котором танцоры-воины носят костюмы амазонских кошек с украшениями из семян и используют их повадки в схватке с врагами. В нём участвуют и женщины, изображающие жён вождей и индейцев. Исполняется под музыку малых и больших барабанов, кены и маракасов.

Коренные народы Перу: вачипаэри

Вачипаэри

Список региональных танцев продолжают Эль-Сури, Эль-Тинготеро, Эль-Тунче, Эль-Янгунтуро, Эль-Кастаньеро (Танец сборщиков бразильского ореха) и многие другие, включая ритуал аяуаски. Отдельно стоит рассказать о ритуале посвящения юношей племён амаракаэри и вачипаэри этнической группы аракамбет. Праздник устраивается для молодых людей, достигших 18-летнего возраста, и на нём они должны продемонстрировать свои качества охотников и работников, чтобы затем на равных правах участвовать в трудовой и общественной жизни племени. Перед Фестивалем юношей украшают пирсингом и головными уборами из перьев – в знак того, что они теперь могут ухаживать за женщинами и с них снято табу на половые отношения. Далее они исполняют церемониальный танец «макана кусере» с охотничьими дубинками, и на следующий день вступают в новую жизнь с именами взрослых.

Исполнитель напевов эшува

Исполнитель напевов эшува

Культура вачипаэри включает не только церемониальные танцы, но и молитвенное пение, задекларированное Национальным Институтом Культуры в качестве нематериального национального наследия. Молитвенная песня называется эшува, она призывает природы, растений, животных и прочих сверхъестественных существ, чтобы те определённым образом вмешались в достижение нужных целей. Существует более 30 песен, и как объясняют сами исполнители, они служат для физического здоровья или духовного очищения, просьбы защиты и помощи. Исполняются эшува монотонно, но довольно быстро.

Амазонская легенда о Якумаме заключается в том, что среди рыбаков ходят слухи о чудесном озере, скрытом в недрах джунглей. Однажды его берега посетил один из них и, радуясь находке, направил своё каноэ к центру, чтобы закинуть сеть. Вдруг он почувствовал, что кто-то поднимается из глубины – то была уродливая голова чудовищной змеи, Якумамы, матери озера. Рыбак скорей помчался к берегу, отталкиваясь веслом от дна изо всех сил, но прибрежные травы не давали прохода, словно стена. Тогда он попросил помощи и Бога, и травы расступились, а ему удалось скрыться без единой рыбки. Говорят, что другие рыбаки тоже пытали удачу, но как только они касались водной глади, на озере поднималась буря, и их лодки тонули безвозвратно.

Фольклор Перу: миф о Тунчи

Тунчи

В департаменте Мадре-де-Дьос также существуют поверья о других мифических существах. Так, Тунчи является духом мёртвого человека, который возвращается в мир живых для какого-либо покаяния или возмездия. Он даёт о себе знать шипением, движением вещей или скрипом пола, а также полупрозрачным белым силуэтом. Чульячаки – дуэнде или чертёнок в джунглях, одетый в красное пончо, который может принимать форму любого человека или животного. В глубине леса у него скрыта ферма, где он выращивает ядовитые клубни, а если ему на пути встречается человек, то он делает всё, чтобы встречный заблудился и исчез навсегда в недрах сельвы.

Основные праздники департамента Мадре-де-Дьос:


1 января – Новый Год,

6 января – День Волхвов,

23 января – День Ремёсел,

плавающие даты в феврале-марте – Карнавалы,

плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя,

3 мая – Санта-Крус, Праздник Крестов,

24 мая – Дева Мария Чапи,

24 июня – Сан-Хуан,

25-29 июня – праздники Сан-Педро и Сан-Пабло,

10 июля – день основания Пуэрто-Мальдонадо,

26-30 июля – сельскохозяйственная, промышленная и ремесленная выставка-ярмарка в Тамбопате,

с 7 сентября в течение 23 дней – Фестиваль «Моя Земля»,

25 декабря – Рождество,

26 декабря – день основания департамента Мадре-де-Дьос,

31 декабря – Ночевьеха.

Комментарии