Гуна-Яла


Представительница гуна
Гуна-Яла – комарка, или небольшой район с комплексом островов на северо-востоке Панамы, узкой полосой вытянувшийся вдоль Карибского побережья и находящийся под автономным управлением индейцев гуна. Старые названия комарки – Сан-Блас, известный архипелаг, и Куна-Яла. Статистически этот панамский регион занимает второе место по уровню бедности населения, однако люди здесь живут по-своему счастливо, занимаясь сельским хозяйством, рыболовством, кустарным ремеслом и предоставляя туристические услуги. Туристов в комарке привлекает всё: чистые пляжи, белый песок, бирюзовые воды, крытые пальмовыми листьями хижины, обычаи и традиции жителей.


Столица комарки также поменяла своё название. До июля 2016 года город, расположенный на одном из островов, назывался Эль-Порвенир, а сейчас – Гайгиргордуб. Посещающих его туристов, помимо райских пляжей, ожидает экзотическая жизнь среди народа гуна.


Этническая группа гуна, принадлежащая языковой семье чибча, расселилась на севере Панамы и Колумбии. Их первая встреча с европейцами произошла в 1500-1501 годах, когда это побережье Карибского моря исследовали Алонсо де Охеда и Васко Нуньес де Бальбоа. С этого времени гуна столкнулись с жестокостью и насилием, из-за чего несколько позже объединились с англичанами против испанцев. Такой союз спровоцировал Испанскую Корону на решительный шаг – полное уничтожение этого этноса. В результате военных экспедиций гуна были оттеснены в верховья рек Туира и Чукунаке, где смогли остаться, сохранить родные традиции, а впоследствии – даже освоить западную культуру. Сейчас индейцы этой группы живут в комарках Гуна-Яла, Мадуганди, Варганди и провинциях Панама, Колон и Дарьен, а в Колумбии – в Чоко и Антьокии.



Общины гуна очень сплочены. Важные решения принимаются Локальным Конгрессом под управлением Онмакед-Нега – Домом Конгресса, в котором председательствуют саилы – лидеры общин. Как правило, это мужчины, но недавно в политической жизни стали участвовать и женщины, что демонстрирует прекрасную приспособляемость гуна к современным тенденциям. На заседании Конгресса саила сидит в гамаке, а остальные участники – на жёстких деревянных сидениях, расположенных двумя кольцами, первое – для женщин и детей, второе – для взрослых мужчин. Саила поёт священные песни о предках и сражениях с испанцами, а потом каждый член общины может обратиться к нему с жалобой, предложением или идеей для рассмотрения.



Многие гуна обращены в католицизм, но продолжают поддерживать своих целителей и колдунов. Интересно и то, что у них установлена одна из форм матриархата – дочери наследуют землю родителей, и в целом женщины являются главными носителями культуры. Их традиционное ремесло называется мола. Это вид одежды, блузки или платья, с рисунками из геометрических узоров, происходящих из индейской традиции покрывать тело знаками. Почти все женщины носят мола, дополняя национальный костюм браслетами, серьгами, бусами и ожерельями. Иногда в нос вставляют золотое кольцо – оласу. Мужчины менее привержены соблюдению обычаев, и, похоже, что джинсы и футболки стали их традиционным нарядом.



Главное занятие мужчин гуна – рыболовство. С помощью сетей или с использованием нити они ловят лобстеров, крабов, кальмаров и осьминогов, которых продают ежедневно – для этих целей прилетают небольшие самолёты из Панама-Сити. Другим занятием, приносящим доход, является сбор кокосов, какао, бананов. Из морепродуктов, рыбы, собранных и выращенных фруктов и овощей они готовят свои типичные блюда, например, тулемаси – рыбный суп с тёртым кокосом, маниоком, плантаном, лимоном и перцем Хабанеро, который здесь называют ахи-чомбо.



Традиционные жилища гуна строят из возобновляемых натуральных материалов на ровном песчаном грунте. Пол слегка приподнимают и засыпают чистым песком, стены делают из тростника (гинерум стреловидный). Потолки переплетают из пальмовых ветвей, причём они скрепляются не гвоздями, а связываются лозой (хетеропсис). Умело сделанная крыша не пропускает воду во время дождей и служит около 15 лет. Мебели в домах индейцев нет, а спят они в гамаках. Внутри жилище состоит из двух помещений: комната-спальня – нега-тумат, или «большой дом», и кухня-мастерская – соэнга, или «дом огня».

Комментарии