Фольклор штата Морелос


Штат Морелос – один из самых маленьких мексиканских регионов, располагающийся между Пуэблой, Герреро и Мехико. Первые свидетельства о пребывании человека на этой территории относятся к шестому тысячелетию до нашей эры, а первой индейской культурой была эпоха ольмеков, которых позднее сменили тольтеки, майя, миштеки, сапотеки и тлауики, а затем – Империя ацтеков. Этнические группы оставили после себя богатое историческое наследие, выраженное в археологических памятниках, народных традициях и устном творчестве, основанном на мифах и сказаниях о языческих индейских божествах.

Мексиканские легенды

Тепостеко

Тепостекатль, «человек с медным топором», в индейской мифологии считался незначительным божеством и являлся покровителем брожения, пьянства и пульке. Он родился от любви земной принцессы Майяуэль и бога ветров Ээкатля. Родители принцессы разгневались, узнав о беременности дочери, и заставили оставить ребёнка в муравейнике, но муравьи его не уничтожили, а выкормили медовыми каплями. Снова отец Майяуэль пытался избавиться от мальчика – его оставили между растениями агавы, где он питался нектаром. В третий раз Тепостекатль был спущен в деревянном ящике вниз по реке Атонго, но на берегу его подобрала пожилая пара. Старики пожалели ребёнка и обучили его всему, чему могли. Годы спустя жители Шочикалько выбрали приёмного отца мальчика в жертву чудовищу, огромной змее. Тепостекатль решил обменять жертву на другой дар и собрал кусочки обсидиана, вулканической породы, которые змея съела, и была повержена таким образом. Возвратившись домой, Тепостекатль хотел принять участие во всеобщей фиесте, но ему не дали играть на барабанах и флейте, тогда он наслал шторм, забросавший всех песком, а сам скрылся на горе в Тепостлане в пирамиде Тепостеко. Так полубог стал покровителем этого города. В 1521 году Тепостлан был захвачен Кортесом, а в 1538 – день почитания Тепостекатля превращён в христианский праздник Благовещения.

Индейские легенды

Лунный кролик

Древние майя пытались объяснить происхождение тёмных пятен на Луне, по какой причине некоторые из них похожи на то или иное животное. На этот счёт сохранился древний миф о боге Кетцалькоатле и Кролике. Кетцалькоатль, пернатый змей, великий и добрый бог, однажды решил принять человеческий облик и обойти всю Землю. Он шёл целый день и почувствовал себя уставшим и голодным, но продолжал идти, пока не появились на небе звёзды и не засияла Луна. Бог присел на обочине дороги и увидел Кролика, поглощающего свой ужин. «Что ты ешь?» - спросил Кетцалькоатль. «Сорняки. Хочешь, я тебе уступлю немного?» - ответил Кролик. «Нет, я не ем сорняки, мне они не нравятся» - заметил бог. «Что же ты будешь делать?» - спросил Кролик. «Не знаю, наверное, умру от голода и жажды». Кролик подошёл к Кетцалькоатлю и сказал: «Вот я, Кролик, я здесь, ешь меня, если хочешь». Бог погладил Кролика и произнёс: «Ты всегда будешь просто Кроликом, не больше, но все будут помнить тебя». С этими словами он поднялся высоко в небо на Луну и оставил там тёмное пятно в виде кролика, а когда сошёл на Землю, сказал: «Смотри, там есть твой портрет на все времена, для всех людей». Если приглядеться, то можно разобраться, что голову Кролика образует лунное Море Спокойствия, уши – Моря Изобилия и Нектара, живот – Море Дождя.

Индейские легенды о кукурузе
О появлении кукурузы потомки ацтеков рассказывают следующее. До прихода бога Кетцалькоатля индейцы занимались только охотой и собирательством. У них не было зерна, чтобы возделывать поля, но они знали, что зерно скрыто за высокими горами. Древние боги пытались свернуть горы, только у них ничего не получилось. Когда пришёл Кетцалькоатль, индейцы попросили его принести им зерно, и бог согласился. Попробовал он свернуть горы и потерпел неудачу. Тогда оборотился он в маленького чёрного муравья, взял в проводники красного муравьишку, и вдвоём пошли они по горным тропам. Дорога была полна трудностей, но Кетцалькоатль их преодолевал, думая о людях и их голоде. На другой стороне горного хребта муравьи увидели много кукурузы. Тогда взяли они в челюсти по зёрнышку и принесли людям. Индейцы возделали земли и посадили зерно. С тех пор они сажали больше и больше, хлеба было вдоволь. Теперь они могли строить дворцы и храмы, чтобы поклоняться щедрому Кетцалькоатлю, другу людей, который подарил им хлеб.

Мексиканский танец

Костюмы Чинелос

Фольклорное наследие штата выражается не только в ацтекских сказаниях. Фестивали Морелоса и религиозные праздники – хорошая возможность познакомиться с музыкально-танцевальными жанрами, основанными на историческом прошлом. Хорошим примером тому служит Танец Чинелос (Danza de los chinelos) – вышедший из Тлаякапана в 1807 году танцевальный стиль. Самая распространённая версия его происхождения заключается в том, что испанские колонизаторы запретили индейцам участвовать в карнавалах и католических процессиях. В ответ на это коренные жители организовали свои праздники с шествиями, для чего изготовили маски розовощёких испанских господ и подражающие пышным одеждам костюмы. Получилась очень забавная пародия, которая с годами обогатилась различными эстетическими деталями, а сам танец заключается в своеобразных ритмичных скачках во время группового прохождения по улицам. Чаще всего Танец Чинелос исполняется перед Великим постом в городах Яутепек, Оастепек, Оакалько, Тотолапан, Тепостлан и некоторых других, расположенных достаточно близко в Мехико. Кроме него на традиционных праздниках можно видеть танцы Мавров и Христиан, Танец Тигра, Танец Пастушек.

Туристы, собирающиеся в регион, могли бы подумать, что на столь маленькой территории не может совмещаться огромное количество фиест и религиозных праздников. К счастью, всё в точности наоборот – в нём есть 139 постоянных фестивалей и 37 с плавающими датами, поэтому в каком-нибудь уголке штата всегда отмечают какую-либо знаменательную дату. Основные праздники штата Морелос:

Мексиканские праздники

Хонакатепек

1 января – Новый Год,
6 января – Рейес-Магос,
плавающие даты в феврале-марте – карнавалы в Тлаякапане, Тепостлане, Яутепеке,
со второй пятницы Великого поста – престольные праздники святых покровителей в разных городах,
10 апреля – дата смерти генерала Эмилиано Сапаты,
17 апреля – день образования штата Морелос,
1 мая – Сан-Фелипе и День Трудящихся,
2-12 мая – Ярмарка Цветов в Куэрнаваке,
15 мая – Сан-Исидоро,
последнее воскресенье мая – день рождения индейского правителя и верховного жреца Се-Акатля Накшитля Топильцина Кетцалькоатля,
13 июня – Сан-Антонио,
6 августа – Эль-Сальвадор, Преображение Господне,
10 августа – Сан-Лоренцо,
1-9 сентября – ярмарка в Тлальтенанго,
8 сентября – Праздник Богоматери Чудотворной,
1-2 ноября – День Мёртвых,
8 декабря – Непорочное Зачатие Девы Марии
18 декабря – Ферия-де-Себолья, Луковая Ярмарка в Хонакатепеке,
24 декабря – Ночебуэна,
25 декабря – Рождество Христово,
31 декабря – Ночевьеха.

Комментарии