Фольклор департамента Куско


Перуанские танцы в Куско
Перуанский регион Куско – один из самых посещаемых туристами. Этим он обязан не только сохранению руин инкских городов, ярким ремёслам, интереснейшей истории и локальной гастрономии, но и фольклору. Проявления народной культуры очень богаты, он включают костюмы, музыку, танцы, языческие и христианские праздники, выплату дани Мамапаче – Матери-Земле. Всё разнообразие фольклорных выражений можно увидеть собственными глазами на фестивалях, ремесленных и воскресных ярмарках, в музеях департамента.

Кена - музыкальный инструмент Перу

Игра на кене

Сампонья - музыкальный инструмент Перу

Сампонья

Куско – вселенная танцев, унаследованных от инков, которые, в свою очередь, переняли их большую часть у завоёванных народов. Многие танцы также имеют испанское и общехристианское религиозное влияние, а их характерными чертами являются яркие краски костюмов, песни и народная музыка. Отдельно о костюмах нужно сказать то, что они представляют собой смешение доиспанских элементов и европейской одежды, которую крестьяне вынуждены были носить в колониальный период. Наиболее используемыми музыкальными инструментами являются духовые, происходящие из инкской культуры: кена, сику, сампонья, антара, окарина, путуто и прочие виды свирелей и флейт. Также используются ударные и струнные музыкальные инструменты.

Самые популярные танцы Куско:


Перуанские танцы: уайно

Уайно

Уайно (el huayno) – популярный в перуанских Андах музыкально-танцевальный жанр, имеющий происхождение кечуа – на их языке его название означает «танцевать, держась за руки». Танец имеет несколько видов, а его основой является ухаживание мужчины за женщиной. Музыкальная структура жанра позволила ему стать базой некоторых современных музыкальных направлений от кумбии до андского рока.

Капак-качампа (qapac kachampa) – танец воинов инкского происхождения, отправляющихся на битву. Его исполняют две танцевальные колонны мужчин в отличной физической форме, и их движения выражают превосходство над врагом, насмешку, смелость и ловкость. Действующими лицами являются главнокомандующий, капитаны, солдаты, жаждущие сражения новички и мистические персонажи укукос.

Перуанские танцы: сиклья

Танцор сиклья

Сиклья (siqlla) – танец докторов, в сатирической форме высмеивающий носителей разных титулов, писарей, адвокатов и магистров.

Танец Чунчос (danza de los chunchos) исполняется во время приуроченных к религиозным праздникам фиест и в дни поклонения земле за данный урожай. «Чунчос» – обитатели джунглей или жители нижних по отношению к центру Империи инков земель, чьи манеры были недружелюбными, неприветливыми. Участниками танца также являются воины под руководством капитана, они выполняют различные физические упражнения, кульминацией которых становится человеческая пирамида.

Танец чёрных (danza de los negritos) – появившийся в колониальные времена сатирический танец, который исполняли чернокожие или краснокожие рабы, закрывавшие лица масками, изображавшими испанских господ;

Фольклор Перу: птица - символ танца
Хильгеро - андский щегол
Хильгерос (los jilgeros) – танец из провинции Калька в департаменте Куско, вдохновлённая ухаживаниями самцов за самками у андских щеглов, красивых певчих птиц.

Туркуй (Turcuy) – популярный в провинциях Канчис и Канас танец, представляющий могущественного императора или правителя региона в окружении вассалов.

Сараспилью (saraspillu) – танец с дословным названием «кукурузные волосы», целью которого является поклонение дождю.

В устном народном творчестве Куско есть несколько мифов и легенд, главным из которых для андских жителей является повествование о Виракоче, создавшем этот мир с солнцем, луной и звёздами, а также пославшем своего представителя Тунупу с подарками к людям. Вторая по важности легенда рассказывает о четырёх братьях и их жёнах: Аяр-Манко, Аяр-Качи, Аяр-Учо и Аяр-Аука, потомками которых были первые инки – Капак-Манко и Мама-Окльо, выведшие людей из примитивизма и научившие их мужским и женским ремёслам. В фольклоре есть рассказы о летающей голове Уму, мифическом ночном существе, нападающем на молодых мужчин, о хархачах – бессмертных полулюдях-полуламах, а также занимательные городские легенды о проклятых местах, ведьмах и кондорах.

Главные праздники департамента Куско:


Фольклор Перу: праздники коренных народов

Кольюр-Рит’и

6 января – Фиеста-де-Ольянтайтамбо в честь Трёх Волхвов,
20 января – Сан-Себастьян,
20 января – Ч’ярахе в Янаоке провинции Канас,
плавающие даты в феврале-марте – Карнавал,
2 февраля – Борьба Токто в Ливитаке провинции Чумбивилкас,
вторая половина марта и первая неделя апреля – Кристо-Негро и Святая Неделя;
плавающие даты в мае – Кольюр-Рит’и,
2 мая – Праздник Крестов,
9 недель после Великого Четверга – Корпус-Кристи,
второе воскресенье июня – праздник моста инков Кесвачака,
24 июня – Инти-Райми,
Религиозные праздники в Куско

Дева Мария Кармен

Праздники коренных народов в Перу

Сантурантикуй

15-16 июля – Дева Мария Кармен,
25-29 июля – Фиесты в Кильябамбе,
1 августа – Пачамама или Праздник Матери-Земли,
14 сентября – Сеньор-де-Уанка, праздник в Сан-Сальвадоре провинции Калька,
плавающие даты в октябре – Фестиваль Хлеба или Танта-Райми в Оропесе,
23 декабря – выставка-ярмарка Тикарантикуй,
24 декабря – Рождество и выставка-ярмарка Сантурантикуй,
31 декабря – Новый Год.

Комментарии