![]() |
Солончак Уюни |
Оруро
– боливийский департамент, расположенный на западе страны в Альтиплано, где
развивалась самая древняя цивилизация боливийских Анд, Уру. Он известен ярким
карнавалом, ежегодно проводимым в городе Оруро, высокими горами, солончаками,
фольклором, мифами и традициями народов аймара, кечуа и чипайя. Интересны и
народные промыслы департамента.
![]() |
Киркинчо |
В
боливийском высокогорье обитает эндемичный вид броненосцев, называемых
волосатыми киркинчо (Chaetophractus nationi). Это ночное животное, питающееся
беспозвоночными, клубнями, фруктами, яйцами. Длина его дела может достигать 40
см, а хвост – 12 см. Панцирь имеет полоски, как и у других броненосцев, а
примечательные волоски располагаются вокруг него и на лапах. Для ремесленников
андской зоны Оруро характерно использование брони киркинчо для изготовления
разных изделий, в частности музыкального инструмента чаранго. Чаранго –
струнный инструмент, который появился в Андах в результате трансформации
европейской гитары в колониальный период. Как правило, у него пять струн. В
настоящее время андские броненосцы находятся под защитой экологов, и в
производстве чаранго панцирь всё чаще заменяется древесиной. Однако введение
запрета на отлов киркинчо ещё не означает, что их больше не убивают.
![]() |
Рисунок чаранго из панциря броненосца |
![]() |
Карнавальная погремушка, изображающая киркинчо |
Броненосец
киркинчо стал неотъемлемой частью карнавала в Оруро. Один из обычаев карнавала
– фольклорный танец моренада, темп которому задают специальные погремушки. С
1945 года эти погремушки делались из панциря, танцоры утверждали, что у них
особенный, волшебный звук, дающий мотивацию, и каждый чувствует себя пленником
инструмента. Запрет на охоту на киркинчо ввели в 1992 году, и с тех пор
ремесленники вынуждены рассматривать другие материалы для изготовления
погремушек. Как и в случае с чаранго, панцирь заменили древесиной, а также
латунью, но внешний вид оставили прежним – погремушки искусно подделывают под
броненосца.
![]() |
Просушка мимбре |
![]() |
Корзины из мимбре |
В
долинах департамента растут разные виды ив, но те, которые называют мимбре,
импортируют из Чили. Тонкие и гибкие ветви именно этого кустарника являются
прекрасным сырьём, используемым корзинщиками и производителями плетёной мебели.
Чтобы получить материал для работы, растения срезают, собирают в вязанки и
просушивают в скирдах. Когда прутья становятся пригодными для плетения, их
чистят и из более толстых и твёрдых делают каркасы, а тонкими оплетают изделие.
Часто стебли делят на тонкие длинные пластины – это нужно для получения
наиболее изящных предметов. В Оруро поступает просушенный мимбре, и местные
мастера завершают подготовку сырья в соответствии со своими идеями.
![]() |
Община уру-чипайя |
![]() |
Ткачество уру |
Как
и повсеместно в Андах, в Оруро распространены текстильные ремёсла, в которых
основным материалом выступает шерсть. Сырьё получают как от овец, так и от лам
и альпак. Особенно интересны в этом отношении общины народа уру-чипайя, некогда
занимавшего огромную территорию, а сейчас имеющего угрозу исчезновения коренных
традиций. Живут уру возле озера Поопо, это второе по величине озеро после
Титикаки, но пересохшее и оставившее солончаки. Для пересечения водоёмов
местные мастера этого народа делали тростниковые плоты – тоторы, а сейчас в их
общинах до сих пор можно видеть большие уличные ткацкие станки, на которых
натянуты суровые неокрашенные нити ламы, – так делают одеяла и покрывала. Ассоциации
сельских ремесленников департамента производят более утончённый товар –
красочные пончо, рюкзаки, шали, шапки, свитера, шарфы и пояса. Мастерицы из
ассоциаций получили признание на национальном и международном рынке, большая
часть их продукции отправляется в Швецию.
Из
других ремёсел Оруро внимания заслуживают резьба по дереву и металлу, а также
гончарный промысел и производство керамических кукол.
Комментарии
Отправить комментарий