Ремёсла департамента Оруро

Солончак Уюни. Боливия
Солончак Уюни
Оруро – боливийский департамент, расположенный на западе страны в Альтиплано, где развивалась самая древняя цивилизация боливийских Анд, Уру. Он известен ярким карнавалом, ежегодно проводимым в городе Оруро, высокими горами, солончаками, фольклором, мифами и традициями народов аймара, кечуа и чипайя. Интересны и народные промыслы департамента.

Броненосец киркинчо. Боливия
Киркинчо
В боливийском высокогорье обитает эндемичный вид броненосцев, называемых волосатыми киркинчо (Chaetophractus nationi). Это ночное животное, питающееся беспозвоночными, клубнями, фруктами, яйцами. Длина его дела может достигать 40 см, а хвост – 12 см. Панцирь имеет полоски, как и у других броненосцев, а примечательные волоски располагаются вокруг него и на лапах. Для ремесленников андской зоны Оруро характерно использование брони киркинчо для изготовления разных изделий, в частности музыкального инструмента чаранго. Чаранго – струнный инструмент, который появился в Андах в результате трансформации европейской гитары в колониальный период. Как правило, у него пять струн. В настоящее время андские броненосцы находятся под защитой экологов, и в производстве чаранго панцирь всё чаще заменяется древесиной. Однако введение запрета на отлов киркинчо ещё не означает, что их больше не убивают.

Рисунок чаранго из панциря броненосца
Рисунок чаранго
из панциря
броненосца
Погремушка в виде броненосца
Карнавальная погремушка,
изображающая киркинчо
Броненосец киркинчо стал неотъемлемой частью карнавала в Оруро. Один из обычаев карнавала – фольклорный танец моренада, темп которому задают специальные погремушки. С 1945 года эти погремушки делались из панциря, танцоры утверждали, что у них особенный, волшебный звук, дающий мотивацию, и каждый чувствует себя пленником инструмента. Запрет на охоту на киркинчо ввели в 1992 году, и с тех пор ремесленники вынуждены рассматривать другие материалы для изготовления погремушек. Как и в случае с чаранго, панцирь заменили древесиной, а также латунью, но внешний вид оставили прежним – погремушки искусно подделывают под броненосца.

Работа и ивовыми прутьями
Просушка мимбре
Корзины из ивы
Корзины из мимбре
В долинах департамента растут разные виды ив, но те, которые называют мимбре, импортируют из Чили. Тонкие и гибкие ветви именно этого кустарника являются прекрасным сырьём, используемым корзинщиками и производителями плетёной мебели. Чтобы получить материал для работы, растения срезают, собирают в вязанки и просушивают в скирдах. Когда прутья становятся пригодными для плетения, их чистят и из более толстых и твёрдых делают каркасы, а тонкими оплетают изделие. Часто стебли делят на тонкие длинные пластины – это нужно для получения наиболее изящных предметов. В Оруро поступает просушенный мимбре, и местные мастера завершают подготовку сырья в соответствии со своими идеями.

Дома этноса уру-чипайя
Община уру-чипайя
Ткацкий промысел в Боливии
Ткачество уру
Как и повсеместно в Андах, в Оруро распространены текстильные ремёсла, в которых основным материалом выступает шерсть. Сырьё получают как от овец, так и от лам и альпак. Особенно интересны в этом отношении общины народа уру-чипайя, некогда занимавшего огромную территорию, а сейчас имеющего угрозу исчезновения коренных традиций. Живут уру возле озера Поопо, это второе по величине озеро после Титикаки, но пересохшее и оставившее солончаки. Для пересечения водоёмов местные мастера этого народа делали тростниковые плоты – тоторы, а сейчас в их общинах до сих пор можно видеть большие уличные ткацкие станки, на которых натянуты суровые неокрашенные нити ламы, – так делают одеяла и покрывала. Ассоциации сельских ремесленников департамента производят более утончённый товар – красочные пончо, рюкзаки, шали, шапки, свитера, шарфы и пояса. Мастерицы из ассоциаций получили признание на национальном и международном рынке, большая часть их продукции отправляется в Швецию.

Из других ремёсел Оруро внимания заслуживают резьба по дереву и металлу, а также гончарный промысел и производство керамических кукол.

Комментарии