В самом центре Боливии располагается регион, который инками был назван «Кочапампа», что означало землю, полную озёр, равнин и холмов с мягкими очертаниями. Прибывшие в XVI столетии испанские конкистадоры адаптировали имя под свой язык, преврати его в Кочабамбу. Сейчас это департамент, населённый несколькими народностями группы аймара, культура которых представляет собой синтез доиспанских обычаев и католицизма. Традиционно аймара занимаются земледелием и ткачеством, а во время религиозных празднеств устраивают костюмированные театрализованные шествия с танцами и мелодиями флейт и индейских гитар.
Народные танцы департамента, многие из которых пришли из других регионов, характеризуются быстрыми движениями, весёлой ритмичной музыкой и яркими костюмами исполнителей. Наиболее распространёнными принято считать куэку, капоралес и салаке.
Куэка – музыкально-танцевальный жанр, известный под разными названиями поджанров в Боливии, Аргентине, Чили, Перу и Колумбии. Есть теория, что его происхождения связано с хотой, парным испанским танцем, появившимся в Арагоне в XVIII веке и вскоре распространившимся по Испании и Латинской Америке, и андалусским сапатеадо. В период колонии и первые годы боливийской независимости куэка была привилегией аристократии, но затем танцевальная культура охватила все слои населения.
В Кочабамбе куэка исполняется максимально просто под аккомпанемент гитар, скрипок, флейт или мандолин. Танец представляет собой игру соблазнения между мужчиной и женщиной, изображающей то кокетство, то равнодушие к заигрываниям партнёра. Его динамику подчёркивают высоко поднятые белые платки в правой руке каждого участника, быстрые движения разноцветных плиссированных юбок и спадающих с плеч шалей и перестук невысоких каблуков. Мужской костюм состоит из белой блузы, тёмных брюк и жилета. Часто атрибутом костюмов обоих партнёров становится небольшая шляпка. Важность этого танца для боливийской культуры отмечена Законодательным Собранием департамента, в 2015 году объявившим его культурно-поэтическим наследием региона.
Капоралес – креольский танец, впервые представленный широкой публике в 1969 году, хотя его корни уходят в глубину колониального периода, когда на боливийское высокогорье были завезены африканские рабы. Его концепцией является демонстрация власти, силы и высокомерия и ассоциация с богатой элитой, что выражается в акробатических упражнениях, прыжках и гневных выкриках. Первоначально исполнители танца носили чёрные маски и кнуты. Мужчины были одеты в мешковатые рубахи с кушаком и брюки военного покроя, а женщины, призванные подчеркнуть чувственность и грацию, – длинные юбки и блузки с широкими рукавами. В настоящее время женщины используют юбки до колена, расшитые цветными нитями блузки, разноцветные ленты и туфли на плоской подошве. Мужской костюм не менее ярок и отдалённо напоминает стилизованную военную форму. Танец исполняется в числе карнавальных праздничных шествий под ритмичные удары африканских барабанов.
Салаке среди коренных жителей также именуется сапатео и салай. Такой танцевальный жанр сопровождается мелодиями чаранго, чередующимися с пением стихотворных композиций на языке кечуа. Смысл танца заключается во флирте и завоевании партнёрши, которая в итоге должна оказаться в объятиях мужчины, ослеплённого женской красотой и добивающегося цели при помощи изящных движений и перестука каблуков. Костюмы исполнителей могут быть выполнены в различных цветовых гаммах, но главными их чертами являются разноцветные ленты и миниатюрные женские шляпки чолиты.
Тинку |
Сайя |
О золоте инков есть легенда, которая гласит, что после Атауальпы захвата в испанский плен, в тюрьме его посещали подданные вассалы. Одному из них, верному слуге Макури, вождь поручил собрать всё ценное, что есть в Империи, и хорошенько спрятать от «варваров, желающих власти и богатства». Приказ был исполнен, но кто-то рассказал тайну конкистадорам, и на золото началась охота. Тогда великий бог Пачакамак залил то место, где были укрыты сокровища, водой, превратив его в красивую, кристально чистую лагуну. Главным же сокровищем была прекрасная золотая скульптура быка, олицетворение божества. С тех пор, говорят люди, Бык выходит из вод в полнолуния и спаривается с коровами из сельских стад, и приплод от этого необыкновенно хорош.
Основные праздники департамента Кочабамба:
23 января – день образования Многонационального государства Боливия,
плавающие даты в феврале-марте – Карнавал,
19 марта – день отца,
23 марта – день моря,
плавающие даты в марте-апреле – Святая Неделя и Пасха,
первое воскресенье апреля – первый день пешехода,
1 мая – день труда,
13 мая – Фестиваль Сеньор-де-Майо,
27 мая – день матери,
плавающие даты в мае-июне – Корпус-Кристи,
13 июня – Сан-Антонио,
21 июня – Андский и Амазонский Новый Год,
26 июня – Богоматерь Неустанной Помощи,
16 июля – Богоматерь Кармен,
26 июля – Санта-Ана-де-Кала-Кала,
Храм Богоматери Уркупинья в Кильякольо |
Фестиваль Богоматерь Уркупинья |
первое воскресенье сентября – второй день пешехода,
14 сентября – Годовщина Кочабамбы,
1 ноября – День Всех Святых,
первое воскресенье декабря – третий день пешехода,
25 декабря – Рождество.
Комментарии
Отправить комментарий